Intel® Teach Program
Essentials Course
План проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
Автор проекта
| Фамилия, имя, отчество
| Андрианова Татьяна Михайловна
| Номер и название школы
| МОУ СОШ № 1 р п Колышлей
| Город, область
| Пензенская обл, п Колышлей
| Описание проекта
| Название проекта
| Теорема Пифагора
| Краткое содержание проекта
| Трудно найти человека, который не ассоциировал бы имя Пифагора с его теоремой. Даже те люди , которые навсегда распрощались с математикой, сохранили воспоминания о « пифагоровых штанах».Теорема Пифагора одна из важнейших теорем геометрии . Она является основой решения множества геометрических задач и базой изучения теоретического материала в дальнейшем. В результате проекта учащиеся увидят , что теорема Пифагора имеет огромное значение: она применяется в геометрии буквально на каждом шагу, существует около 500 различных доказательств этой теоремы . Познакомятся с историей теоремы , с биографией Пифагора. Проект разработан на основе программы и УМК учебника “Геометрия 7-9” авторов Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, и других . Представленный проект соответствует содержанию, целям и задачам геометрии данной темы. Предлагаемые формы, приёмы и методы работы используемые средства обучения логически последовательны, адекватны содержанию, разнообразны, имеют аргументированную мотивацию, позволяют учащимся выбрать уровень сложности контроля самостоятельной работы сообразно личностных качеств, уровня ЗУНов, что позволяет создавать комфортную творческую обстановку в процессе учебных коммуникаций на протяжении всего проекта. Проект представлен презентацией учителя, тремя работами учащихся в виде презентаций.
| Предмет(ы)
| Геометрия
| Классы
| 8 класс
| Приблизительная продолжительность проекта
| 6 недель
| Основания проекта
| Образовательные стандарты
| Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число p; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора. | Цели учеников / Результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут: В ходе реализации проекта учащиеся смогут:
познакомиться с теоремой Пифагора, многообразием способов ее доказательства,
применять её при решении задач,
повторить изученный ранее материал (площадь треугольника, ромба, прямоугольника, квадрата, параллелограмма),
выработать умение применять теоретический материал для решения задач и доказательства теоремы.
закрепить полученные знания при решении практических задач.
приобрести навыки проектной, организаторской деятельности,
развивать навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий,
развивать коммуникативные, аналитические способности,
получить дополнительные знания по истории математики,
научиться находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук
| Вопросы, направляющие процесс обучения
|
| Основополагающий вопрос
| Теорема Пифагора: простота-красота-значимость?
|
| Проблемные вопросы
| За легендой –истина. Кто открыл теорему Пифагора?
Какие доказательства теоремы Пифагора существуют?
Какая связь между Пифагором и музыкой, Пифагором и литературой?
Популярность теоремы Пифагора в наши дни?
|
| Учебные вопросы
| Значение теоремы Пифагора в развитие науки, техники.
Вклад Пифагора в развитие геометрии.
Где и как применяется теорема Пифагора.
| План оценивания
| Последовательность оценивания
| Перед началом проекта
| В ходе работы над проектов
| После завершения проекта
| Вопросы по теме проекта, пробуждающие актуализацию знаний учащихся (презентация учителя)
Составление критериев оценивания (обсуждение и корректировка)
| Критерии оценивания (презентации) Консультации учителя Выполнение самостоятельных и контрольных работ по геометрии
| Результаты исследований:
Презентации Критерии оценивания проекта Защита работ на итоговой конференции
| Суммарное оценивание
| Вхождение в проект начинается с повторения ранее изученного материала (презентация учителя)., объяснения темы и целей проекта, деления учащихся на группы
Критерии оценивания будущих работ (презентация ), обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в мини-группах.
После завершения работы над проектом проводится обобщающий урок, где учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: презентации, рефераты. . Что позволят оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других. Все эти навыки очень важны для выпускника современной школы.
| Детали проекта
| Предварительные навыки
| Знание за курс математики по геометрии за курс 5-8 класс
Навыки поиска информации в Интернет.
Навыки подготовки и проведения презентации.
| Процедуры обучения
| Распределение заданий между группами (1 неделя)
историческая теоремы
способы доказательства теоремы
применение теоремы для решения задач и в практической жизни человека
биография Пифагора
Составление плана исследования (1 неделя)
Поиск информации в сети интернет (2неделя)
Беседа с группами(3неделя)
Проведение уроков в 8 классе по теме(4 неделя)
Составление презентаций по темам (5,6неделя)
Проведение обобщающего урока.
| Средства дифференцированного обучение
| Возможности для учеников
| Т.к. работа проходит в группах, каждая из которой работает над своей темой, у учащихся есть возможность выбрать то направление, которое ему ближе и интереснее:
- проведение учебных исследований;
- проведение социологических опросов;
- компьютерная обработка и анализ результатов;
- техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий.
| Одаренные ученики
| Для одаренных учеников предлагается увеличить объем учебных исследований .
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы) | Фотоаппарат
Компьютер(ы)
Цифровой фотоаппарат
DVD плейр
Сеть Интернет
| Лазерный диск
Принтер
Проектор
Сканер
Телевизор
| Видеомагнитофон
Видеокамера
Оборудование для видеоконференций
Другое:
| Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)
| Базы данных, электронные таблицы
Издательские системы
Программы для электронной почты
Электронные энциклопедии
| Программы обработки изображений
Веб-браузер
Мультимедийные программы
| Программы редактирования веб-страниц
Текстовый редактор
Другое
| Печатные материалы
| 1. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
2. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Справочник по математике. - 3-е изд., прераб. - М.: Просвещение, 1995. - 448 с: ил.
3. Математический энциклопедический словарь. А. М. Прохоров и др. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
4. Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
5. Рыбников К.А. История математики: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с.
6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / глав. ред. М. Д. Аксёнова.-М.; Аванта + , 2002.-688 с.: ил.
7. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А. П. Савин. -М.: Педагогика, 1989. -352 с.: ил.
| Дополнительные ресурсы
|
| Интернет-ресурсы
| http://www.sch57.msk.ru:8101/collect/smogl.htm История математики
http://mschool.kubsu.ru/ Библиотека электронных учебных пособий
http://mathem.h1.ru Математика on-line
http://www.ega-math.narod.ru/ Статьи по математике
http://dondublon.chat.ru/math.htm Популярная математика
| Другие ресурсы
| • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (10CD).
• 1С: Репетитор. Математика. 2003г
|
Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation.
Copyright © 2007, Intel Corporation. All rights reserved. Intel, the Intel logo, Intel Education Initiative, and Intel Teach Program are trademarks of Intel Corporation in the U.S. and other countries. *Other names and brands may be claimed as the property of others.
© 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved. Page 1 of 3
|