Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании





Скачать 47.71 Kb.
НазваниеТематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании
Дата публикации18.09.2013
Размер47.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Организация планирования и анализа уроков в деятельностном подходе в процессе прохождения практики

Косова А.В., студентка Красноярского педагогического колледжа №1 им. М.Горького

Руководитель: Рипинская И.К.

Целью практики пробных уроков является формирование целостного представления об образовательном процессе современного образовательного учреждения и системы педагогических знаний и компетенций для практической работы; оформление собственных профессиональных замыслов в деятельности; основные задачи практики заключаются в освоении действий планирования, разработки замысла, организации уроков, а также их анализа.

Логика планирования в деятельностном подходе начинается с ориентировки в предметном содержании урока, выявления собственных представлений по теме и определения учебной задачи урока. Вначале прохождения практики пробных уроков, на основе календарно-тематического плана учителя составляется собственный тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании.

Далее следует конкретизировать условия обучения. Результатом такой работы будет уяснение темы урока и его места в ряду других. Полезными будут ответы на вопросы: что учащиеся об этом понятии и/или способе действия знают? Что будет новым для них на уроке? Каковы возможные цели самих учащихся? Какие учебные ситуации проектируются? Какие средства обучения можно использовать в работе с данным содержанием? Какие из них имеются в учебном кабинете школы? Какие средства необходимо подготовить самому?

Разработка замысла урока наиболее сложная часть планирования. Важно определить предметные и метапредметные результаты урока, уровень достижения результатов, специфическую деятельность для данной предметной области, которую будут осуществлять ученики на уроке. Какие методы обучения и виды учебного взаимодействия будут использованы на уроке. Далее можно сформулировать вопросы, задания и детские версии ответов, а также способы провокации учащихся; определить способы оценивания планируемых результатов урока.

Затем разработка замысла фиксируется в конспекте урока, который составляется в соответствии с определенными требованиями. В конспекте урока обязательно отражаются тема, тип, задачи урока, планируемые предметные и метапредметные результаты, оборудование урока, а также в таблице указываются этапы урока/ отводимое время; действия учителя, формулировки заданий; действия и предполагаемые ответы учащихся. После разработки конспекта урока, он согласовывается с методистом, который вносит свои комментарии в отведенную графу, с учетом данных комментариев студент вносит корректировку в свой конспект урока.

На основе скорректированного конспекта урока, студент проводит урок, на котором присутствует методист по данной предметной области, учитель и студенты-практиканты. Методист по ходу урока делает соответствующие пометки в оценочной тетради студента, проводящего урок, указывает: положительные моменты урока, замечания, если они возникают, и дает конкретные рекомендации. Далее студент должен проаналировать проведенный урок.

При анализе проведенного урока можно снова обращаться к вопросам, которые задавались на этапе планирования, при этом желательно сформулировать критерии, на основе которых оценивается достижение запланированных целей урока, выделить удачные моменты урока и собственные «точки удивления» (рассогласование между конспектом и его реализацией), проанализировать основания детских предметных действий.

Подробнее анализ урока можно представить в следующей поэтапной логике:

Первый этап анализа включает в себя эмоциональную рефлексию урока (получили ли Вы удовлетворение от урока? довольны ли детьми, собой?), а затем и содержательную на основе сопоставления конспекта и его реализации. Прежде всего, необходимо провести анализ по схеме в соответствии с типом урока. Выявить ошибки, объясняя их с точки зрения нормы деятельностного подхода.

Второй этап заключается в обнаружении удачных моментов урока и собственных «точек удивления» (где случилось и проявилось рассогласование между конспектом и его реализацией). Восстановить ход, логику урока на основе конспекта и интерпретаций фрагментов урока с точки зрения учащихся.

Третий этап – в выстраивании расширения границ собственного замысла, рефлексивного отношения к способам действия, обнаруженным вместе с детьми.

Еще одной из моделей анализа проведенного урока может быть вопросная форма, в которой нужно ответить на следующие вопросы: какие предметные и метапредметные результаты урока получили? Как определили, что результат достигнут или не достигнут? По каким действиям учащихся возможен вывод о получении или о недостижении предметных и метапредметных результатов? Какие предметные и метапредметные результаты урока получены отдельными категориями учащихся (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья / одарённый ребёнок)? Что позволяет делать вывод о достигнутых результатах (действия учащегося, высказывания или другое?). Какие приемы, средства и способы оценивания использованы на уроке? Как учитывались особенности развития ребёнка с ОВЗ / одарённого ребёнка при использовании конкретных приёмов оценивания? Как потребовалось изменить конспект урока в его реальной реализации? Каковы причины изменений?

Практика пробных уроков дает возможность студентам анализировать не только свои проведенные уроки, но и уроки, которые проводят сокурсники. После наблюдения за уроком сокурсника, студенты анализируют его совместно с методистом, учителем, фиксируют результаты в тетради наблюдений, что дает возможность открыть для себя удачные моменты урока, которые можно использовать при проектировании своего собственного урока, выявить ошибки, допущенные на каком-либо этапе урока и в последующем не допускать подобных ошибок, обнаружить педагогические находки.

Соблюдение данной логики планирования и анализа урока дает возможность овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, такими как овладение проектированием и сценированием системы учебных ситуаций: создание замысла собственного урока, составление конспекта урока. Осуществление спроектированного педагогического действия (урока): организация урока, руководство и управление учебным процессом на уроке. Освоение способов анализа и рефлексии реализации урока: анализ урока на основе сопоставления проекта и его реализации (удачные и неудачные моменты), воссоздание возможных детских замыслов, проявленных на уроке, составление рефлексивного текста по результатам обсуждения урока. Полагание в «идеальный» конспект приемов, способов и средств, найденных в результате анализа проведенного урока: нахождение баланса между педагогическим и детскими замыслами, составление следующего - «идеального» конспекта этого же урока.

Практика пробных уроков является очень значимой и эффективной, в процессе ее прохождения студент проявляет больше самостоятельности и ответственности при планировании, разработке замысла урока, организации урока, его анализа, что особенно заметно к концу данного вида практики, также она дает возможность проверить уровень своей готовности к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, получить информацию о профессиональных дефицитах и наметить пути решения возникающих проблем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconРабочая программа по физике 7-9 класс Пояснительная записка
Государственного образовательного стандарта 2004 г в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПояснительная записка содержание программы тематический план (10...
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconВ процессе обучения иностранному языку
Если эти виды работы со специальным текстом, не являясь единственными, все же доминируют в процессе обучения на первоначальном этапе,...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного образовательного стандарта 2004 г в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Учебно-тематический план
Дать представление о целях, содержании, общей стратегии обучения и развития учащихся средствами данного учебного предмета
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПояснительная записка
Данный курс по выбору «Искусство. Музыка и кино сша» предназначен для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПлан работы «Школы молодого учителя» на 2013-2014 учебный год
Занятие Учебный план – программа – тематические планирования – поурочные планирования
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconТематический план изучения дисциплины 24 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconMesi ru- центральный округ
Таким образом, путем объединения усилий образовательных организаций, даже находящихся в разных регионах, республиках и областях,...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПлан проведения педагогической практики. Для 32, 33 групп на 1 полугодие...
Формирование у студентов целостного представлений о содержании работы по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни и организации...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconТематический план п/№ Тема Недели семестра
Особенности формирования и расчета максимального стока рек за период весеннего половодья
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconРеферат отчета по нир на тему: «Кодекс и библиотека лучшей практики...
Кодекс лучшей практики, библиотека лучшей практики, Муниципальное образование, городской округ, муниципальный район, поселение, Самарская...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconНа уроках русского языка
«открытие» учащимися новых знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т е применима на любом предметном содержании и любой...
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном этапе планирования урока, сориентироваться в предметном содержании iconПояснительная записка Тематический план дисциплины
Курс Практические работы по технологии обработки металлов дает студентам теоретические знания и помогает овладеть практическими умениями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск