Подробный конспект урока.
Организационная информация
| Тема урока
| Число и цифра 7
| Предмет
| Математика
| Класс
| 1 класс
| Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Титова Маргарита Николаевна, учитель начальных классов
| Образовательное учреждение
| МБОУ «Гимназия №1»
| Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
| Россия
| Республика/край
| Курская область
| Город/поселение
| Курчатов
| Методическая информация
| Тип урока (мероприятия, занятия)
| Освоения новых знаний
| Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
| 1). Формировать умение решать примеры в пределах 7 на основе знания состава числа и умения работать по числовому отрезку.
2). Формировать умение работать по плану.
3). Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
| Задачи урока (мероприятия, занятия)
| 1). Повторить представление о числе как о количественном свойстве групп.
2). Познакомить с числом 7 , с цифрой 7, с получением числа 7, изучить состав числа 7, упражнять в написании цифры 7.
3). Закрепить взаимосвязь между частью и целым, умение определять соотношение между целым отрезком и его частями.
4). Развивать внимание, математическую речь учащихся, память, логическое мышление.
5). Воспитывать интерес к математике.
| Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| Метод обучения - деятельностный.
| Время реализации урока (мероприятия, занятия)
| 35 минут
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
| Универсальные учебные действия:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнивание своих достижений во времени.
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализирование и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
| Необходимое оборудование и материалы
| Мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями
| Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
| Мультимедийная презентация
| Список учебной и дополнительной литературы
| Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…» 2008.-16с.; Петерсон Л.Г. Математика 1 класс, Ювента 2011 год;
Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 1 класс. Изд-во «Ювента»; Петерсон Л.Г. «Сценарии уроков к учебнику математика для начальной школы по программе «Учусь учиться»» 1 класс, Ювента 2008 год; Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальных классах» - М.: Академия, 2001. - 288 с.;
Истомина Н. Б., Воителева Г. В. Комплект наглядных пособий по математике для 1 класса: Признаки предметов. Состав числа.
"Перспектива". Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011;
| Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
| Мотивация учащихся
| На доске открыт девиз урока:
Без терпенья нет ученья!
Прочитайте слова, написанные на доске.
Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.)
Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …)
Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества. А поможет в этом ваша гостья.
Учитель открывает на доске изображение Белоснежки (слайд 1)
Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!
| Актуализация знаний.
| - Сегодня на уроке у нас гости: Белоснежка и гномики. На наш урок математики они принесли разные задания из сказочной школы. Попробуйте справиться с ними. 1-й гном. - На доске выставлен ряд чисел (слайд 2):
- Какое число заблудилось? Где его место? Переставьте нужные карточки. 2-й гном. - С помощью кассы цифр покажите самое маленькое число в ряду от 1 до 6; самое большое число. Покажите число, которое стоит слева от 2, справа от 5. Покажите число между 3 и 5, следующее за ним число, число, которое стоит перед 4. 3-й гном. - Я задумал число, прибавил к нему 1 и получил 6. Какое число я задумал? 4-й гном. - Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Как называют день недели, который будет завтра? который был вчера? Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника. (По ходу ответов учеников учитель прикрепляет к доске таблички со словами: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
5-й гном. - Отгадайте загадку: «Красивое коромысло над рекою повисло». (Радуга.) (Слайд 3.) - Сколько цветов у радуги? Какие?
(Дети отвечают, а учитель выводит на экран семь лепестков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) (слайд 4) 6-й гном. - Как бы вы назвали этот цветок? (Дети могут предлагать разные названия, но желательно остановиться на имени «Цветик-семицветик».) Объясните, почему его так назвали. 7-й гном. - Кто догадался, о каком числе мы будем сегодня говорить? (7.) - Положите перед собой 6 палочек. Добавьте еще одну палочку. Сколько стало? Как получили 7 палочек? (К 6 палочкам прибавили еще 1 палочку.) Белоснежка. - Число семь обозначают цифрой 7. (слайд 5.) - Где вы видели такую цифру? (Ответы детей.)
| Проблемное объяснение нового знания на основе практических действий.
| - Положите перед собой 6 кружков. Ниже столько же треугольников. Добавьте к треугольникам ещё один. Сколько треугольников стало? Как получили семь треугольников?
- Число 7 обозначают цирой семь. Из каких элементов состоит прописная цифра 7? На что похожа?
- Вот семерка - кочерга. У нее одна нога.
- А сейчас мы научимся писать цифру 7, но для начала разомнёмся.
Физминутка Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парты тихо сесть, Семь – начнём писать мы все. (слайд 6)
- Ставим ручку на 1/3 сверху в середине клеточки, но наклонной поднимаемся до верхней линии, не дохода 1/3 до правого угла клеточки, с поворотом ручки выписываем «дужку», от правого верхнего угла но наклонной линии опускаемся до середины нижней линии клеточки, на середине высоты клеточки — «пере-кладина» через наклонную». Ширина «перекладины» равна 1/3 ширины клеточки и проводится горизонтально. Важно напомнить ученикам, что в момент, когда стержень ручки находится в правом верхнем углу, им необходимо зрительно найти ту точку в нижней части клетки, где завершится написание цифры 7. (слайд 7)
- Давайте посмотрим на числовой отрезок и найдём место числа 7.
- Действительно, чтобы поставить число 7 на своё место отрезок нужно продолжить.
3) Работа над составом числа 7.
- Посмотрите внимательно на гномиков Они одинаковые? (слайды 8-15)
- Как и по каким признакам их можно распределить на две группы? (По цвету мешков, шапок, брюк, глаз, обуви, рубашек, по форме бороды, по наличию заплат на мешке, по направлению движения гнома.)
- Сколько в первой группе? Сколько во второй? Сколько вместе?
- Как это записать? С помощью, каких выражений?
- Значит, складывая какие числа мы можем получить 7? (Каждый вариант разложения на группы сопровождается подробными вопросами и записью выражений на доске.)
- Тогда семь это? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6.)
| Первичное закрепление.
| 1. Отработка состава числа 7 с помощью графической модели.
Работа по учебнику-тетради: №1, с.2.(слайд 16)
-Что изображено на числовом отрезке? Сколькочастей белого цвета? Сколько частей красного цвета?
- Что показывает выражение 6+1?
-А что показывает выражение 1+6?
-Каким свойством мы пользовались?(переместительным)
- Что обозначает выражение 7 - 6 и 7-1? (целое и части)
- Второе и третье задание выполняем самостоятельно и проверим по слайду.
2.Последовательность числового ряда от 1 до 7(в прямом и обратном порядке)
№6, с.3. Путешествие с гномами по пенькам и развешивание фонариков.
Физминутка Сколько гномиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько здесь цветных кругов, Столько сделаем хлопков. (слайд 17)
| Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
| Почему же к вам в гости пришла Белоснежка? (Она живет у семи гномиков.)
Я предлагаю вам проверить свои знания о числе 7.
№ 2 (1), стр. 2
-Найдите № 2. Решите первый пример с помощью числового отрезка.
На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу.
-Сравните свою запись с образцом.
-Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
-Кто исправил свою ошибку?( слайд 18)
Дети поднимают руки.
-Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
-У кого всё выполнено верно?
Дети поднимают руки.
-Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
| Включение в систему знаний и повторение.
| № 3, стр. 2
-Найдите № 2 на странице 2.
Учитель заранее выносит задание на доску. (слайд 19)
-Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
-Прокомментируйте выполнение сравнения первой пары чисел.
Один из учащихся комментирует с места:
Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».
- Остальные два задания на сравнение выполните в парах.
| Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
| -Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
-Нам удалось достичь цель? (Да.)
-Чему мы сегодня на уроке научились?
-Что нового узнали?
-А теперь оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У Гномика нет рта.) (слайд 20)
-Давайте его дорисуем.Если вы хорошо работали, то ваш гномик должен улыбаться. Есличто-то не поняли, то серьёзное. Еслиничего не поняли, то гномик будет расстроенным.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
-Какие вопросы остались на конец урока?
-Как и где их можно развеять?
-Спасибо за урок! (слайд 21)
| Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
| нет
| Дополнительная необходимая информация
| нет
| Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| http://festival.1september.ru
http://www.gifmania.ru/
http://xn--80aqafcrtq.cc/
http://fanmuz.ru/music/
http://www.okartinki.ru
http://www.proshkolu.ru
| В помощь учителю
| Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| Созданное нами пособие облегчает понимание материала. Например, состав чисел изучался с помощью заданий на классификацию. Дети, выполняя классификацию, делили гномов на две группы и при этом без особых усилий осознавали, что семь это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6. В пособии представлены разнообразные задания, которые предполагают различные виды деятельности. Благодаря этому разнообразию у детей возникала заинтересованность и желание выполнять предложенные упражнения. С эстетической точки зрения пособие яркое, красочное, привлекательное, что вызывает несомненный интерес у младших школьников. Это позволяет детям развиваться без особых усилий для них самих. Их регулярное и систематическое использование на уроках математики способствует развитию детей и большему успеху в изучении математики.
| Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
| Чтобы добиться успеха в усвоении математики необходимо не отходить от данной технологии и следовать рекомендациям, представленным ниже.
- разнообразие заданий и их формулировок: необходимо избегать однотипности для формирования интереса и стимулирования активности детей;
- использование комплексных и многовариантных заданий, что обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся.
Данных рекомендаций мы придерживались, создавая свою мультимедийную презентацию.
| |