Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.02.2014
Размер78.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок-игра " Гордиев узел".

Тема: " Изменение агрегатных состояний вещества".

Цели: В интересной игровой форме обобщить и закрепить знания, полученные по теме; развить умение рассуждать, четко и кратко выражать свои мысли, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива, привить интерес к предмету.
Оборудование: 5 лент различного цвета,10 номерков такого же цвета (на каждой ленте завязаны 4 узла (или 4 прищепки)); конверты с заданиями:1)"Найди правильную формулу", 2) "Узнай формулу",3) Вопросы от Деда Мороза, 4)Вопросы от Шерлока Холмса, 5) Вопросы от Синоптиков, 6) Вопросы от Хозяюшки, 7) Вопросы от Энергетика; " лепестки ромашки", таблица с задачами, таблица с ответами к задачам, 6 конвертов с жетонами, психрометр, плакат к задаче – сказке, 5 бланков с отчетами, скотч, карточки с индивидуальными заданиями, тесты, листы бумаги, ножницы, калькулятор.
Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок и я хочу его начать со стихотворения, которое отражает цели урока, то чем мы будем заниматься.

Про теплоту начнем рассказ.

Все вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведем мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

Задачу мы любую одолеем

И другу подсобить всегда сумеем!

И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД!

Но как же жизнь бывает непроста

С той дамой, что зовется " Теплота"!
Мы проведем интеллектуальную игру по физике под названием "Гордиев узел". И прежде чем приступить к игре, я расскажу, откуда появилось такое название - " гордиев узел". Согласно древне греческой легенде, завязал этот узел фригийский царь Гордий. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над Азией. По преданию, Александр Македонский в 334 до н.э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. Отсюда "разрубить гордиев узел" значит, принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Для вас этими узлами будут различные физические вопросы и проблемы, которые записаны на карточках и обозначены символически на лентах.

Каждой команде присваивается лента, соответствующая цвету стола, на которой находятся 4 узла (4 прищепки). Если команда успешно справляется с первой задачей, узел на ее ленте будет развязан (прищепка убирается). Если нет, узел останется, и другие команды могут выполнить это задание, заработав при этом дополнительные очки. Вот и все условия игры. Итак, начнем.

Откройте тетради и запишите тему урока.
3. 1-й узел -"Порешаем!"

Учащиеся (кроме капитанов команд) рассчитываются от 1 до 17 по порядку. Капитаны выполняют роль консультантов. Выпавший номер соответствует номеру задачи в таблице находящейся на доске. Во второй таблице в разброс написаны числовые ответы к задачам и буква – код ответа, которую нужно вписать в соответствующую графу первой таблицы. При этом можно прочитать пословицу: " Ум хорошо, а два лучше", (можно использовать индивидуальные задания).

За правильное решение задачи каждый ученик получает 2 жетона. Капитаны команд должны следить за правильностью решения всех задач и если вся команда выполнит задание без недочетов и ошибок, то и капитан получит 2 жетона. (Оценивает учитель).

…………………………………………………………………........................................
4. 2-й узел "Ромашка".

За хорошее, полное объяснение вопроса выдается 2 жетона, за дополнение – 1 жетон. ( Оценивает учитель). Каждая команда по - очереди отвечает на один из трех вопросов.

Капитаны команд выбирают для своей команды "лепесток", на обратной стороне которого написано название конверта с заданиями:

1)Вопросы от Деда Мороза.

а) Почему иней на деревьях исчезает иногда без оттепели?

(Иней- это вода в кристаллическом состоянии, а кристаллы тоже испаряются и при любой температуре).
б) Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию).
в) Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

(Когда мы касаемся металла, имеющаяся на коже влага замерзает и поэтому палец может " прилипнуть" к предмету. Примерзание к металлу происходит с большей вероятностью чем, например, к дереву, поскольку теплопроводность металла велика и тепло быстро отводится от кончика пальца).
2)Вопросы от Шерлока Холмса.

а) Хозяйка дома. где был Холмс, подошла к двери и впустила кошку в комнату. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: "Погода на улице холодная". Как он определил?

( Если на улице тепло, то шерсть кошки гладкая, а если холодно – стоит "дыбом"- это помогает сохранять тепло, так как между ворсинками в этом случае содержится больше воздуха, а он является плохим проводником тепла).
б) Шерлок Холмс достал стеклянный флакон с изящной пробкой. Внутри него ле­жали золотые монеты. Он попытался вытащить пробку, да не тут-то было. Притертая пробка не извлекалась.

— Очень большое усилие применять опас­но, — сказал он, — можно отломить горлышко и порезать руки. Впрочем, сейчас я ее легко достану.

Он проделал несколько действий, похожих на физический опыт, и действительно пробка вышла из горлышка флакона с легкостью.

В чем заключался этот «опыт»"?

(Холмс осторожно и недолго нагревал горлышко флакона так, чтобы сама пробка нагреться не успела. Расширившееся при этом горлышко «отпустило» пробку, и ее легко было извлечь из него).
в) "Блины вкусные, когда они горячие", - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. – Чтобы они дольше оставались горячими, - я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. " Лучше ставить их на деревянный поднос посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

(Теплопроводность дерева меньше, чем металлической проволоки).
3)Вопросы от Синоптиков.

а) В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную? в теплую или холодную? Как это можно объяснить?

(В ветреную, так как чем больше ветер, тем быстрее происходит испарение; в теплую, так как чем больше температура, тем больше испарение).
б) Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?

(Так как ртуть замерзает при – 390С, а спирт - при-1140С).
в) Если в холодный день подышать на оконное стекло, на нем образуются капельки. Почему?

(Пар попадает на оконное стекло, охлаждается и конденсируется).
4) Вопросы от Хозяюшки.

а) Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

(Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх).
б) Чем большее время находится в употреблении чайник, тем медленнее закипает вода. Почему?

(В нем образуется слой накипи, которая обладает плохой теплопроводностью).
в) Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

(Ускоряется процесс испарения при котором жидкость покидают молекулы. обладающие большей энергией).
5)Вопросы от Энергетика.

а) Можно ли отнести огнестрельное оружие к тепловым двигателям?

(Да, так как при выстреле часть тепловой энергии топлива превращается в кинетическую энергию тел. например, снаряда).
б) Почем теплота сгорания сырых дров меньше, чем сухих той же породы?

(Так как часть энергии затрачивается на испарение влаги из дерева).
в) Почему порох невыгодно использовать как топливо, а бензином нельзя заменить порох в артиллерийских орудиях?

( Порох в отличие от бензина имеет меньшую теплоту сгорания, но большую скорость сгорания, вся энергия пороха выделяется в тысячные доли секунды)………………………………………………………………………………

5. 3-й узел "Задача- сказка".

В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь Нептун, и была у него красавица – дочка по имени Вода. И всем – то она была прекрасна: масса 1 м3 была 1000 кг, удельная теплоемкость 4200 Дж/(кг0С), удельная теплота парообразования 2,3 106 Дж/кг, но вот беда – кристаллизовалась она при 00С, и поэтому отец держал ее в постоянном тепле. Однажды прочитала она в газете о прекрасном принце, а звали его Посейдон – Ледяное Сердце. И с тех пор появилась у нее заветная мечта: расплавить сердце прекрасного юноши, а для этого требовалось количество теплоты равное 3,4 105 Дж. Недолго думая, отправилась Вода к Посейдону. Однако, когда она приехала, прекрасный принц мило разговаривал с Медью и казалось, был влюблен в нее. Тогда от зависти температура Воды поднялась от 300С до1000С, и она закипела. А так как масса ее была 1 кг, температура 1000С то начался процесс парообразования. Превратилась Вода сначала в пар, а при охлаждении в воздухе сконденсировалась и стала прекрасным белым облаком.

Долго горевал царь Нептун, но ничего не поделаешь. И с тех пор много- много раз превращалась Вода то в лед, то в пар, то в жидкость. И до сих пор продолжается так.

Рассчитайте, какое количество теплоты потребовалось Воде чтобы превратиться в пар?
Задача решается в группах. Группа, справившаяся первой, записывает и объясняет задачу у доски, получает 4 жетона. Работу группы оценивает капитан – тем, кто участвовал в решении задачи, он выдает по 2 жетона. ( На столах лежат конверты с жетонами по24штук)………………………………………………
6. 4-й узел.

На " лепестках ромашки" предварительно записаны числа, означающие вариант задания для каждой команды.

Работу членов команды оценивает капитан - максимальное число жетонов-2.
а) Номеру один соответствует задание " Узнай формулу". (Необходимо восстановить формулу, вписав в пустые квадратики нужные физические величины). (Тот, кто отчитывается, получает 1 жетон).
б) Под номером два - задание "Найди правильную формулу", которое состоит в том, чтобы из всех формул найти правильные. (Тот, кто отчитывается, получает 1 жетон).
в) Третье задание практическое, требующее определения относительной влажности воздуха с помощью психрометра. (Тот, кто отчитывается, получает 1 жетон).

г) Номеру 4 и 5 соответствуют два различных кроссворда.

Работу членов команды оценивает капитан - максимальное число жетонов-2. (Тот, кто отчитывается, получает 1 жетон).
7. Тест

На следующем этапе урока учитель предлагает развязать узел, который не обозначен на доске, так как каждый из учащихся должен справиться с ним самостоятельно – это небольшой тест на два варианта.

8.Заполнение бланков.

Во время того, как учитель раздает тест, капитаны команд должны заполнить бланки, в которых записано фамилии и имена членов команд, и число жетонов, набранных ими.

Пока учащиеся выполняют тест, учитель анализирует работу каждого ученика, пользуясь готовыми бланками, и выставляет наиболее активным ученикам оценки.
9. Итог урока.

В конце урока подводится итог игры, объявляется команда, набравшая большее количество жетонов и оценки.

10. Домашнее задание:

1) повторить § 23,24 №1120, №1124*

Задание творческое (для желающих):

1) составить кроссворд по изученной теме

2)составить сказочную задачу.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск