Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ростова
Рассмотрено Утвержденаприказом
На МО учителей нач. классов руководителя образовательного учреждения
Протокол № ___ от ________ № _____ от _____________
Руководитель МО: Тарыгина Т.В.
Рабочая программа учебного курса «Математика» в 3 классе
УМК Гармония»
Составила учитель начальных классов
Журавлева Наталья Юрьевна 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» 3 класс составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения», на основе авторской программы Н.Б. Истоминой «Математика. 3 класс».
Цельначального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточнуюдляпродолжения математического образования восновной школе, исоздать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями впроцессе усвоения предметного содержания.
На изучение учебного предмета отводится 4 часа в неделю, 140 часов в год.
В рабочей программе даётся распределение учебных часов по крупным разделам:
Проверь себя! Чему ты научился в 1 и 2 классах.- 12 ч.;
Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей.- 11 ч.;
Сочетательное свойство умножения. – 5 ч.;
Деление.- 8 ч.;
Отношения (больше в …, меньше в …, увеличить в …, уменьшить в …) - 4 ч.;
Отношения «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?» (кратное сравнение) - 8 ч.;
Порядок выполнения действий в выражениях. -12 ч.;
Единицы площади. -4 ч.;
Площадь и периметр прямоугольника.- 5 ч.;
Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач. - 9 ч.;
Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач. - 5 ч.;
Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач. – 3 ч.;
Цена. Количество. Стоимость. Решение задач. – 8 ч.;
Четырёхзначные числа. – 13 ч.;
Многогранники. Куб. Параллелепипед. – 2 ч.;
Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач. – 7 ч.;
Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач. – 10 ч.;
Единицы времени. Решение задач. – 3 ч.;
Проверь себя! Чему ты научился в 1-3 классах? – 8 ч.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 3 класса, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях, методическими рекомендациями для учителя.
Истомина Н. Б, Редько З.Б. Математика: учебник для 3 класса. В 3 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век 2012;
Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика: рабочая тетрадь № 1 и №2 3 класс-Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012;
Истомина Н.Б.,ШмырёваГ. Г. Контрольныеработы поматематике. 3класс (три уровня). –Смоленск: Ассоциация ХХIвек. –2011;
Истомина Н.Б.Методические рекомендации к учебнику для 3класса. –Смоленск: Ассоциация ХХIвек. –2013.
Истомина Н.Б. Программа по математике 1-4 кл. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние наэмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Математическое знание –это особый способкоммуникации: использование математического языка в качестве средства взаимосвязи людей с разным житейским, культурным опытом.
Планируемые результаты обучения математике
на конец 3 класса
Личностные УУД:
-положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);
– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
– находить допущенные ошибки и корректировать их.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное;
– находить в учебнике математики нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
–выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
– выполнять задание различными способами;
– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
– научиться рассуждать, используя схемы;
– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
– понимать учебную задачу и находить способ её решения;
– анализировать рисунок, текст, схему, диаграмму для получения нужной информации.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;
– комментировать свои действия.
Предметные УУД:
Большинство учащихся научатся:
– сравнивать площади фигур с помощью различных мерок и единиц площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр);
– использовать соотношение единиц площади для вычисления площади прямоугольника и единиц длины для вычисления периметра прямоугольника;
– измерять и вычислять площадь и периметр прямо- угольника;
– использовать табличное умножение для вычислений значений произведений;
– использовать предметный смысл деления при анализе практических ситуаций;
– понимать символическую модель деления, взаимосвязь умножения и деления (взаимосвязь компонентов и результата умножения, взаимосвязь компонентов и результата деления);
– пользоваться отношением «меньше в …» и понимать его связь с предметным смыслом деления, сравнивать его с отношениями «больше в …», «меньше на …», «больше на …»;
– отвечать на вопросы: «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»;
– читать, понимать и сравнивать тексты арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
– устно умножать двузначное число на однозначное;
– устно делить двузначное число на однозначное;
– устно делить двузначное число на двузначное;
– использовать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» в практических ситуациях;
– читать, записывать, сравнивать и упорядочивать многозначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать многозначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
– выявлять признак разбиения многозначных чисел на группы;
– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
– строить и читать столбчатые диаграммы;
– вычислять значения числовых выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий в выражениях;
– пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания;
– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями. Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
– комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов арифметических действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);
– классифицировать числовые выражения, используя правила порядка выполнения действий в выражениях;
– применять свойства арифметических действий для сравнения выражений и для вычисления их значений;
– решать арифметические задачи (на сложение, вычитание, умножение и деление) различными способами; проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением; дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи; анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи; анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными; составлять условие по данному вопросу; составлять задачу по данному решению;
– самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
– приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач; использовать знания о соотношениях единиц длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) для анализа практических ситуаций;
– использовать знания о соотношениях единиц массы (тонна, центнер, килограмм, грамм) для анализа практических ситуаций;
– использовать знания о соотношении единиц времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) для анализа практических ситуаций;
– решать арифметические задачи по данным, записанным в таблице;
– составлять последовательность величин по задан- ному или самостоятельно выбранному правилу;
– находить правило, по которому составлен ряд величин;
– определять длины на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);
– различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
– различать плоские и кривые поверхности. Материально-техническое обеспечение
Для учащихся:
Истомина Н.Б.Математика. Учебник для3класса. Вдвух частях. –Смоленск: Ассоциация ХХIвек.–2012ипослед.
Истомина Н.Б.,ШмырёваГ. Г. Контрольныеработы поматематике. 3класс (три уровня). –Смоленск: Ассоциация ХХIвек.–2011ипослед.
Истомина Н.Б.,Горина О.П.Тестовые задания поматематике. 3класс. –Смоленск: Ассоциация ХХIвек. –2012ипослед.
Для учителя: 1) Истомина Н.Б.Методические рекомендации к учебнику для 3класса. –Смоленск: Ассоциация ХХIвек. –2013.
2) Программа по математике 1-4. Истомина Н.Б. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013.
Поурочно-тематическое планирование по математике 3 класс(4 часа в неделю = 140 часов) № п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата
| Формируемые УУД
| По программе
| По факту
| Проверь себя! Чему ты научился в первом и втором классах (12 ч.)
| 1
| Сравнение и составление числовых выражений.
| 1
|
|
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.
| 2
| Сочетательное и переместительное свойство сложения. Решение задач.
| 1
|
|
| 3
| Работа с таблицей. Решение задач. Поиск закономерностей.
| 1
|
|
| 4
| Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры.
| 1
|
|
| 5
| Вычислительные навыки и умения. Перевод графической модели в символическую.
| 1
|
|
| 6
| Таблица умножения с числом 9. Решение задач
| 1
|
|
| 7
| Решение задач. Составление квадрата из частей.
| 1
|
|
| 8
| Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником.
| 1
|
|
| 9
| Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла.
| 1
|
|
| 10
| Трёхзначные числа. Сравнение величин. Поиск правила.
| 1
|
|
| 11
| Контрольная работа № 1 по теме: « Нумерация трёхзначных чисел».
| 1
|
|
| 12
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
| Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей. (11 ч.)
| 13
| Представление о площади. Пары фигур с одинаковой площадью. Равносоставленные фигуры.
| 1
|
|
| Разбивать фигуры на группы по величине их площадей. Сравнивать площади фигур наложением, с помощью мерки. Использовать предметный смысл умножения для построения таблицы умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2. Записывать произведение двузначного и однозначного чисел в виде произведения трёх однозначных чисел и на- ходить их значения.
Находить неизвестные значения произведений по дан-ным значениям, используя сочетательное свойство умножения. Использовать зависимость значения суммы и произведения от значения их компонентов для упрощения вычислений. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Устанавливать соответствие предметной и символической модели.
| 14
| Решение задач. Поиск закономерности числового ряда.
| 1
|
|
| 15
| Решение задач. Умножение с числами 8, 9, 1, 0.
| 1
|
|
| 16
| Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения с числом 7. Смысл умножения.
| 1
|
|
| 17
| Таблица умножения с числом 7. Сравнение площадей с помощью мерок.
| 1
|
|
| 18
| Таблица умножения с числами 9, 8, 7
| 1
|
|
| 19
| Решение задач. Вычислительные навыки и умения.
| 1
|
|
| 20
| Таблица умножения с числом 5. Поиск правила составления таблицы.
| 1
|
|
| 21
| Поиск закономерностей. Решение задач. Таблица умножения.
| 1
|
|
| 22
| Решение задач. Трёхзначные числа. Таблица умножения.
| 1
|
|
| 23
| Решение задач. Табличные случаи умножения с числами 4, 3, 2
| 1
|
|
| Сочетательное свойство умножения.
| 24
| Знакомство с сочетательным свойством умножения.Самостоятельная работа по теме: «Решение задач».
| 1
|
|
| Допускать возможность существования различных точек зрения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия.
| 25
| Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножение любого числа на 10.
| 1
|
|
| 26
| Применение сочетательного свойства умножения при решении задач.
| 1
|
|
| 27
| Контрольная работа № 2 по теме: «Умножения».
| 1
|
|
| 28
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
| Деление. ( 8 ч.)
| 29
| Предметный смысл деления. Название компонентов и результата деления.
| 1
|
|
| Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления (предметные, вербальные, графические и символические модели). Иллюстрировать действие деления на графической модели (рисунке). Выбирать рисунок, на котором изображено данное равенство. Подбирать равенство к рисунку. Выполнять рисунок в соответствии с данными выражениями. Пояснять значение каждого числа в записи частного. Проверять истинность равенства на предметных и графических моделях.Находить значения частного (с помощью рисунка, используя взаимосвязь умножения и деления). Составлять равенства из данного, пользуясь прави- лом о делении значения произведения на один из множителей. Применять знание таблицы умножения для изучения соответствующих случаев деления. Выполнять деление двузначных чисел на однозначные, используя таблицу сложения и взаимосвязь компонентов и результатов арифметических действий. Определять неизвестный компонент деления по двум известным. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Устанавливать соответствие предметной и символиче-ской модели. Допускать возможность существования различных точек зрения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия.
| 30
| Взаимосвязь умножения и деления
| 1
|
|
| 31
| Взаимосвязь компонентов и результата умножения. Правило.
| 1
|
|
| 32
| Решение задач. Смысл деления.
| 1
|
|
| 33
| Взаимосвязь компонентов и результата деления. Решение задач.
| 1
|
|
| 34
| Решение задач. Смысл деления.
| 1
|
|
| 35
| Решение задач. Закрепление.
| 1
|
|
| 36
| Обобщение по теме: «Деление».
| 1
|
|
| Отношения (больше в …, меньше в …, увеличить в …, уменьшить в …). ( 4 ч.)
| 37
| Предметный смысл отношения «меньше в …».
| 1
|
|
| Записывать равенства, соответствующие рисункам, ру-
ководствуясь вербальной формулировкой. Читать данные равенства с использованием математической терминологии.
Описывать (устно и письменно) графические модели, используя изученные отношения. Анализировать равенства, содержащие действия умножения и соответствующие ему случаи деления, в которых один из компонентов – число 1.
Формулировать высказывания о наблюдаемых законо- мерностях. Выводить правила о делении на 1, о делении числа на 0. Обосновывать невозможность деления на 0.
Находить значения произведений и частных с помощью полученных правил. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Устанавливать соответствие предметной и символической модели.
Допускать возможность существования различных точек зрения. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы.
Контролировать действия партнёра. Использовать речь для регуляции своего действия.
| |