Урока в 6 классе. Тема урока





Скачать 147.29 Kb.
НазваниеУрока в 6 классе. Тема урока
Дата публикации22.06.2014
Размер147.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Технологическая карта урока в 6 классе.

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Дата проведения: 08.02.2010г.

Цели и задачи урока для учителя:

Цели урока: Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Задачи урока:1. Формировать умение правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку –НЕ и частицу –НЕ с причастиями;

2. Развивать умение определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;

3. Формировать интерес к популярным художественным современным произведением.

Цели и задачи урока для ученика:

Цели урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Задачи урока:1. уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку –НЕ и частицу –НЕ с причастиями

2. уметь определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;

3. Знать популярные художественные современные произведения.

Ведущие понятия урока (дидактические единицы):

Знакомые: причастие, причастный оборот, орфограмма.

Новые:

Инвентарь: Презентация на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с причастием, учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, распечатка заданий, набор карточек для выполнения домашнего задания, распечатанная таблица для рефлексии (на каждого учащегося).




п/п

Этапы реализации

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Формы организации

Методы обучения

Обратная связь и измерители

Время в минутах

I

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

фронтальная

словесный

Наличие на столах учебника, тетради, ручки, карандаша.

1 мин

II

Сообщение темы и цели урока

Настроить детей на работу по данной теме.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной орфограммой причастия буквенного типа. Какова будет цель нашего урока? (слайд №1)

- Во-первых, мы должны по предложенным словам определить, с какой орфограммой нам предстоит работать.

- Во-вторых, научиться видеть эту орфограмму и применять правило.

фронтальная

словесный

Ответы на вопросы

(коротко и по существу)

2 мин

III

Повторение изученного. Словарная работа

Повторить правописание НЕ с другими частями речи, кроме причастия: глаголом, существительным, прилагательным.

- Сейчас вы должны написать выборочный диктант. Вы записываете только выделенные слова, и записываете их правильно. (слайд №2)

1. Но Гарри пришлось признать, что от этого пореза на пальце ему всё равно было (не)спастись.

2. Позже я с ужасом узнал, что семью постигло ещё одно (не)счастье  — смерть сестры Альбуса Арианы.

3. Альбус даже (не)пытался отрицать, что его отец (которого отправили в Азкабан), совершил это преступление…

4. Он (Дамблдор) оставил много следующим поколениям, его (не)обыкновенная мудрость проявлялась, когда он был Заведующим Магом Уизенгамота.

5. На следующей (не)деле выйдет шокирующая история о бесспорном гении, которого многие считали величайшим волшебником своего времени.

6. Утро Гарри провёл, полностью опустошая свой школьный сундук, чего он (не)делал с тех пор, как впервые отправился в школу шесть лет назад.

7. К сожалению, потеря Арианы привела не к сближению братьев, а к их большему отдалению. (Со временем это прошло, вернулись если (не)близкие, семейные отношения, то достаточно дружеские).

8. Читателям придётся купить мою книгу, но я могу сказать, что Дамблдор проявлял к мальчику (не)здоровый интерес.

9. Это (не)секрет, что у Поттера было тяжёлое отрочество.

10. — Ну, не хочу выдавать много, — всё будет в книге — но свидетели в замке Хогвартс видели, как Поттер бежал со сцены происшествия сразу после того, как Дамблдор упал, спрыгнул или его столкнули. Позже он обвинил Северуса Снегга, человека, к которому питал огромную (не)приязнь.

11. Гарри замер, его палец снова тронул (не)ровный край зеркала.

12. — Эти случаи — не просто (не)счастные случаи… аварии, взрывы, всё, что сейчас происходит. Люди исчезают и умирают, и он стоит за этим, Волан-де-Морт.

13. — И ты утверждаешь, — сказал дядя Вернон, снова бегая по комнате. — Что этот какой-то там Лорд…

— … Волан-де-Морт, — сказал Гарри. — И сто раз я вам говорил, что это (не)догадка, а факт!

14. Он думал, что все проблемы решатся сами собой, но что сказать при расставании человеку после шестнадцати лет (не)нависти?

15. Пользоваться магией в вашем доме нельзя, это может спровоцировать Министерство арестовать Гарри, потому что он ещё (не)совершеннолетний.

16. Но только теперь Гарри понял, что чашка холодного чая была вовсе (не)злой шуткой.

17. Но он (Гарри) до сих пор помнил свои сны, странные, (не)понятные, с зелёными вспышками.

18. По (не)известной причине он (Гарри) чувствовал злость.

19. Он посмотрел на миссис Тонкс, желая извиниться за ту тревогу, в которой он оставляет женщину и за то, что он чувствует себя виноватым в этом, но ему на ум не пришло слов, которые (не)показались бы пустыми и (не)искренними.

20. Отбросив в сторону уже (не)пылающую расческу, Гарри поднялся, немного пошатываясь, и увидел миссис Уизли и Джинни, выбегающих из черного хода дома, и Хагрида, который тоже упал на землю и сейчас пытался встать на ноги.

фронтальная

словесный наглядно-иллюстра-тивный

(Учитель читает каждое предложение, затем оно появляется на слайде. Учащиеся выписывают слово и объясняют его правописание).

7 мин

IV

Подготовка к восприятию новой темы.

подготовить учащихся к восприятию новой темы.

Проблемная ситуация.

- Как пишется НЕ со словом в последнем словосочетании?

- Определите часть речи.

- Вспомните, в чем особенность этой части речи?

- Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ?


фронтальная

словесный,

частично-поисковый

(варианты ответов учеников)
-причастие

- Совмещает признаки глагола и прилагательного)
(варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия)

3мин

V

Объяснение нового материала

.Сформулировать правило правописания НЕ с причастиями

- Когда мы писали выборочный диктант, что вы заметили, из какого произведения были взяты эти предложения?

- Кто автор этого популярного современного произведения?

- Самым популярным (слайд №3) художественным произведением на сегодняшний день является седьмая книга Джоан Кэтлин Ролинг “Гарри Поттер и дары смерти”. На днях я познакомилась с ней и обнаружила, что одной из наиболее часто употребляемых частей речи является причастие. Перевод очень грамотный, и я решила, что данное произведение поможет нам освоить тему “Правописание НЕ с причастиями” (слайд №4).

- Каковы будут цели нашего урока? (слайд №5)

Анализ предложений позволит нам сформулировать правило о правописании НЕ с причастиями.

Предложения для анализа (слайд №6).

1) О том, чтобы не получивший в наследство сколько-нибудь значительных средств Альбус…сопровождал меня, теперь не могло быть и речи.

2) Получив сегодня утром от почтовой совы свернутый в трубку номер, он лишь взглянул на украшавший первую страницу заголовок и отметил про себя, что о Волан-де-Морте в нем ничего не сказано.

3) В глазах Гермионы заблестели невыплаканные слезы…
- Есть условия слитного или раздельного правописания НЕ с причастиями, которые не проиллюстрировано примером. Какие? Ответить на этот вопрос поможет правило (слайд № 7,8)

Правописание не с причастиями

  1. 1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

  2. 2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

  1. 4. Пишется слитно не с причастиями, которые без НЕ- не употребляются: негодующий человек, недоумевающий взгляд

5. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

фронтальная

словесный наглядно-иллюстра-тивный, частично-поисковый

- Гарри Потер.


- Джоан Кэтлин Ролинг (если учащиеся смогут ответить).

- Уметь правильно писать не с причастиями


  1. 4. Пишется слитно не с причастиями, которые без НЕ- не употребляются.

  2. 5. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставле-

  3. ние.

(дополнительно стоит соотнести пример с соответствующим пунктом правила)



10мин

VI

Обобщение нового материала

. Повторить и обобщить полученные знания о правописании НЕ с причастием.


- Те, кто понял тему, могут работать далее самостоятельно. Для этого на каждой парте есть распечатанные листы с заданиями.

- Остальные работают со мной, составляя опорную схему по данному правилу (слайд №9, 10).

фронтальная

словесный наглядно-иллюстра-тивный




5мин

VII

Закрепление нового материала

Закрепить полученные знания о правописании НЕ с причастием.
Формировать умение видеть орфограмму в тексте; определять полную и краткую форму причастий; видеть наличие или отсутствие зависимых слов.
Уметь графически объяснять написание.

Формировать умение видеть орфограмму и применять правило.
Уметь указывать причастный оборот и, при необходимости, ставить знаки препинания.

Видеть орфограмму и уметь применять правило.

- А теперь нам необходимо отработать изученное правило.


Задание 1-го уровня сложности.

Упражнение 452 на стр.200.

Упражнение 453 на стр. 200.

- Каждый из вас выбирает то упражнение, которое считает нужным выполнить (слайд №11).

Задание 2-го уровня сложности (слайд №12).

Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

Задание 3-го уровня сложности (слайд №13).

  1. Он сложил осколок на  утренний выпуск Ежедневного Пророка, который (не)прочитанным лежал на кровати…

  2. “Виктор!” - радостно закричала Гермиона и уронила сумочку, которая упала с громким стуком явно (не)соответствующим её размерам.

  3. Я спрашиваю, имеет ли Скитер в виду брата Дамблдора Аберфорта, который пятнадцать лет назад спровоцировал скандал в Уизенгамоте за (не)подобающее использование магии.

  4. Огромная рука схватила Гарри за шиворот и вытащила из (не)сущейся вниз коляски.

  5. Звезды были рассыпаны по небу, (не)мерцающие, безразличные, (не)затененные летящими друзьями.

  6. Хагрид еще боролся с дверью, не пропускавшей его огромную тушу.

  7. “Насколько я понимаю, вы (не)лишены интеллекта, но страдаете узостью мышления”, - сказал Ксенофилиус Гермионе.

  8. “Артур малость поколдовал над этой штукой”, - сказал Хагрид, совершенно (не)заметивший неудобства, которое испытывал Гарри.

  9. Гарри порылся (не)гнущимися пальцами в мешочке на шее.

  10. “А чё ж ты меня не проверяешь?” - пропыхтел Хагрид, так пока и (не)справившийся с дверью.

  11. Гарри, рассерженный, но (не)желающий ссориться с Гермионой, скользнул внутрь.

  12. Вокруг них взлетали в воздух последние предметы, еще (не)пораженные огнем.

фронтальная

самостоятель-ная


работа в парах

Работа в парах

работа по цепочке



словесный наглядно-иллюстра-тивный




10мин

VIII

Подведение итогов

Подвести итог урока, оценить работу учащихся.

- Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

- Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Исправьте ошибки (слайд №14).

  1. 1. В груди Гарри заструился холодок, никакого отношения к ледяному шампанскому неимевший.

  2. 2. Целую неделю они отрабатывали трансгрессию с мантией-невидимкой, тайком добыли волосы у двоих ничего не подозревающих маглов.

  3. 3. Грин-де-Вальд, исключенный из Дурмстранга за нападения на других учеников, едва неповлекшие за собой человеческие жертвы, бежит из страны.

  4. 4. Том Реддл, недоверявший никому и действовавший всегда в одиночку, имел наглость думать, что он один проник в тайны Хогвартского замка.

  5. 5. Крэбб сделал быстрый выпад волшебной палочкой в сторону высоченной стены из старой мебели, помятых чемоданов, книг, одежды и всякой неподдающейся опознанию рухляди.

  6. 6. Очки немного защищали глаза Гарри от едкого дыма, и он нырнул в огненную бурю внизу, пытаясь разглядеть что-нибудь живое, не почерневшее от пламени.

  7. 7. Фред глядел перед собой неподвижными не видящими глазами.

  8. 8. Не победимые повелители смерти, Грин-де-Вальд и Дамблдор!

  9. 9. Я не желал слышать, что не могу отправиться на поиски Даров Смерти, волоча за собой больную, неуправляемую сестру.

- Пришло время подвести итоги. У каждого из вас на парте лежит оценочный лист «Мои успехи на уроке». Оцените свою работу на каждом этапе и сами поставьте себе оценку за урок.

фронтальная
работа в парах

взаимопро-верка


словесный наглядно-иллюстра-тивный



Чёткие ответы по схеме


Учащиеся выполняют задание, затем меняются тетрадями (парта с партой). Проверяют работу под руководством учителя

Ученики выставляют себе оценки и сдают листочки.

5мин

IX

Домашнее задание

Акцентировать внимание детей на данной теме.

- Я предлагаю вам самим выбрать для себя домашнее задание (слайд № 15, 16, 17):

1. Выписать из текстов художественной литературы 15 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.

2. Составить словарный диктант на правописание НЕ с причастиями (25 словосочетаний).

3. Творческое задание.

Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ.

(Не)… понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не).., а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не).., осознать (не)... И главное расстаться с ничем (не)… уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)… интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь (не)… любому.

4. Напишите сочинение по одной из фотографий, используя в своей работе причастия с частицей НЕ.

фронтальная

словесный наглядно-иллюстра-тивный


Учащиеся выбирают вариант домашнего задания.

Первый и второй вариант самостоятельно записывают в тетрадь. Третий и четвёртый вариант - берут карточку.

2мин

Приложение 1

Мои успехи на уроке

Оценочный лист

Этапы урока

Мои успехи

Замечания

Выборочный диктант.







Решение проблемной ситуации.







Анализ предложений







Работа с правилом.







Закрепление материала.







Исправь ошибки (работа в парах).









Приложение 2



Карточки для выполнения домашнего задания№3.

Творческое задание.

Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ.

(Не)… понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не).., а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не).., осознать (не)... И главное расстаться с ничем (не)… уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)… интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь (не)… любому.
Ключ. Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они не вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять непонятное, осознать неосознанное. И главное расстаться с ничем не оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт любому.





Карточки для выполнения домашнего задания№4.
Напишите сочинение по одной из фотографий, используя в своей работе причастия с частицей НЕ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Урока в 6 классе. Тема урока iconУрока: групповая Цель урока
Мастер – класс по предмету «Окружающий мир» в 1 классе Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники, деревья»
Урока в 6 классе. Тема урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока гимнастики в 5-м классе. Тема урока: Туризм на уроках...
Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией
Урока в 6 классе. Тема урока iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока в 6 классе. Тема урока iconУрока английского языка в 10 классе по теме: «Время меняет места....
Тема урока соответствует умк автора В. Г. Тимофеева и календарно-тематическому планированию в 10 классе
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Урока в 6 классе. Тема урока iconУрока математики в 5 классе. Тема урока «Углы и многоугольники»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока «Углы и многоугольники»
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Урока в 6 классе. Тема урока iconУрока по информатике в 9 классе. Тема урока: Команды цикла, языка Паскаль
Задачи урока: ввести понятие циклических повторений в программе, установить связь между тремя видами циклов, создание алгоритмов...
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект открытого урока № З9 по физической культуре в 3 4 классе...
Цель урока: «Формировать знания и представления о разнообразии подвижных игр; развить двигательные способности и укрепить здоровье...
Урока в 6 классе. Тема урока iconУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:...
Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)
Урока в 6 классе. Тема урока iconКонспект урока по английскому языку во 2 классе. Предмет: Английский...
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск