Скачать 85.18 Kb.
|
Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна – учитель начальных классов МОУ СОШ № 8, г.Радужный, ХМАО – Югра. Предмет, класс: Русский язык, 4 класс. Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. Задачи: Образовательные задачи урока:
Развивающие задачи урока:
Воспитательные задачи урока:
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Оборудование:
Ход урока I. Организационный этап 1. Подготовка к восприятию. - Работа нам предстоит сегодня большая, сложная, но интересная. Мы заглянем с вами не только в тайны русского языка, но и узнаем много нового о природе нашей страны, её богатствах. А сейчас подготовим глазки к работе. 2. Гимнастика для глаз. II. Каллиграфическая минутка Ученики работают по индивидуальным карточкам (Приложение1). Учитель контролирует работу учащихся, отмечает лучшие работы скрипичным ключом. III. Словарно-орфографическая работа (Приложение 2) 1. Предъявление слова. - Какие слова были использованы для каллиграфической минутки? - Что означают эти слова? - Что такое горизонт? Где небо сходится с землёй, Туда отправимся с тобой. Узнаем, в чём же тут секрет, Идём за ним мы долго вслед. 2. Работа над слуховым образом слова. - Произнесите это слово орфоэпически. - Разделите его на слоги. - Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. - Определите «опасные места». 3. Запись слова с «окошком». 4. Нахождение нужных букв. - На греческом «ороз» означает «предел», а «оризо» - «ограничиваю». Учитель вывешивает карточку с данными словами. - Кто догадался, какие непроверяемые безударные гласные пишутся в слове горизонт? 5. Вставка букв. 6. Проговаривание слова орфографически. 7. Работа над зрительным образом слова. На горизонте видим лес. На горизонте видим горы. Равнины там и плоскогорья. Гляди, как много всем раздолья! - Подберите слова-ключики для запоминания букв О, И. 8. Подбор однокоренных слов. - Какой частью речи является слово «горизонт»? - Подберите однокоренное прилагательное, наречие. Запишите эти слова. Выделите орфограммы для запоминания. Обозначьте корень. Как напишите наречие? Проверка: - Какой корень выделили? - Какие безударные гласные в корне нужно запомнить? 9. Работа над употреблением слова. - Ребята, есть такие выражения «появился на горизонте» и «исчез с горизонта». Что они означают? - Это прямое значение слова или переносное? - В переносном значении «исчезнуть с горизонта» - давно не появляться где-то. Соответственно «появиться на горизонте» - появиться после долгого отсутствия. 10. Домашнее задание. - Дома составьте и запишите 3 словосочетания и предложение с одним из них. Может кто-то подберёт новые слова-ключики. IV. Определение темы, целеполагание Учитель вывешивает карточку с выражениями: появился на горизонт , исчез с горизонта. - Определите падеж слова «горизонт» в данных словосочетаниях. - Почему я не написала окончание в слове «горизонт» в первом словосочетании? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у существительных в предложном падеже) - Какова же тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже) - Чтобы приступить к изучению темы, что нужно повторить? (Вопросы и предлоги предложного падежа) - Что нового мы сегодня узнаем на уроке? (Какие окончания пишутся у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в предложном падеже) - Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже) V. Актуализация опорных знаний - Итак, на какие вопросы отвечают существительные в П.п., и с какими предлогами употребляются? Учитель открывает карточку: Предложный падеж О ком? О чём? о, об, в, во, на, при (Второстепенный член предложения) - Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и определите падеж имён существительных. Как будете определять падеж? На доске запись: купались в рек… построен на Волг… возвышается на холм… построили в город… расположен на Об… живём в Сибир… Ученики читают словосочетания и определяют падеж имён существительных, учитель записывает VI. Изучение новых знаний и способов действий - Какая часть слова пропущена в словах? - Все ли окончания требуют проверки? Какие окончания не требуют проверки? - Определите, в каких словах ударные окончания и вставим их. Дети называют слова с ударными окончаниями, учитель вписывает их. - А что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания? Ученики называют алгоритм, а учитель открывает карточки, заранее прикреплённые к доске обратной стороной. Падеж (по вопросу и предлогу) Склонение (по начальной форме) Выбор окончания (по таблице или ударному окончанию) - Падеж мы определили. Теперь определим склонение. Называйте начальную форму и склонение. - Как теперь будем определять окончания? (По существительному с ударным окончанием того же падежа и склонения.) Ученики объясняют написание безударных окончаний, а учитель вписывает их в слова на доске. - Сделаем вывод, какие же окончания пишутся у существительных в П.п.? - Откройте учебники на с. 111 и проверьте, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Правильный вывод мы сделали? VII. Первичная проверка понимания 1. Работа над развитием речи. - А теперь составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. После выполнения задания некоторые ученики зачитывают свои предложения. Учитель делает небольшие сообщения. (Волга – крупнейшая река в Европе. Древнее название Ра, в средние века Итиль. На Волге построены города – Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань). (Обь – крупнейшая река в Западной Сибири. На Оби построены города – Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Салехард). - Какая река протекает в нашем городе и куда она впадает? 2. Работа с учебником. - Много в нашей стране рек, много городов. О некоторых из них мы узнаем из упражнения 214. Ученики читают текст упражнения, рассказывают, что нового узнали. - Прочитайте самостоятельно задание к упражнению и сформулируйте задание. Ученики выполняют упражнение с комментированием. Итог: - Какое окончание имеют в П.п. существительные 1-го и 2-го склонения? - А какое окончание у существительных 3-го склонения? 3. Физкультминутка - Вы хорошо потрудились. Теперь немножко подвигаемся. Я буду называть существительные в П.п. Если в слове необходимо написать окончание И – вы хлопните в ладоши. Если окончание Е – присядете. - На Агане, о Лене, в Астрахани, на причале, на пристани, на пароходе, на лодке, в Казани, на Амуре, на Оке, в Тюмени - Молодцы! Справились с заданием. VIII. Закрепление знаний и способов действий - А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Задания у вас на карточках. - Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем к работе.
За доской: В зеркальной глади Байкала3 отражаются могучие сосны4. (3 – разобрать слово как часть речи; 4 – разобрать предложение по членам предложения, составить схему предложения).
Учащиеся выполняют задания. Звучит фонограмма песни «Течёт река Волга». Проверка. * Проверка работы по перфокартам: самопроверка (правильные ответы за доской) * Работа по карточкам: взаимопроверка по образцу на обратной стороне карточки. * Проверка индивидуальной работы у доски. Ученик объясняет. - Есть ли замечания? Какие? IX. Обобщение и систематизация знаний - Что узнали сегодня на уроке? - Так какое же окончание нужно написать у существительного в словосочетании появился на горизонте и почему? X. Контроль и самопроверка знаний 1. Тест «Проверь себя» Учитель читает утверждения. Если ученик согласен с утверждением учителя, он пишет в тетради слово «да», если не согласен – слово «нет». 2. Самопроверка Самопроверка проводится по «ключу», записанному с обратной стороны доски. XI. Подведение итогов урока - Какую задачу мы ставили перед собой? - Как удалось справиться с этой задачей? Оцените свою работу на уроке. Затем учитель даёт анализ и оценку успешности достижений учащихся. XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - Дома вы выполните упражнение 218 на с.112. Прочитайте задание. У кого есть вопросы? XIII. Рефлексия - Что ещё мы узнали на уроке? О чём были все наши задания? - Ребята, когда вы работали самостоятельно, звучала мелодия. Это музыка известной песни «Течёт река Волга». В ней есть замечательные слова: Из далека долго, течёт река Волга. Течёт река Волга, конца и края нет. Среди снегов белых, среди хлебов спелых Течёт моя Волга, а мне 17 лет. - Волга – великая русская река. Но наша страна богата не только реками, но и озёрами, лесами, полезными ископаемыми. А самое главное её богатство – это люди. - Вы, ребята, - её маленькие граждане, её будущее. Вы должны любить свою страну, гордиться ею, вместе с ней переживать горе и радости, стараться сделать её сильной и богатой. - Что вы можете сказать об уроке, поделитесь своими мыслями. Формулируя свои высказывания, дети пользуются памяткой. (Приложение 4) - Наш урок окончен. Большое вам спасибо за работу. Литература
|
Учебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2009. Русский язык 3 класс.... Новикова Лариса Александровна, учитель начальных классов мкоу синявская сош таловский район Воронежская область | Учебник М. И. Моро «Математика. 2 класс» Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т.... | ||
Конспект урока определение глагола как части речи фио андюкова Елена... Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В | Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... | ||
Учебно-демонстрационное оборудование Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила... | Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Конспект урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.... Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Лес- страна чудес: сказочное путешествие- игра Т. Шебурова, учитель... А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год | ||
Конспект урока письма в 1 классе. Автор: Попова Л. М., учитель начальных... Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г | Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет: Русский язык Класс Учебный комплекс: Русский язык. 4 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение,... | ||
Конспект открытого урока с использованием тестовых технологий по... Перов В. Г. «Тройка», Архипов А. Е. «Девушка с кувшином», «Прачки», Пластов А. А. «Мама» | Паутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, мбоу сош... Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков | ||
Мбоу «Сохновская средняя общеобразовательная школа» Русский язык... ... | Конспект урока Реки. Ф. И. О: Ахметова Людмила Геннадьевна Место... Цели урока: продолжить знакомить детей с водными ресурсами и их использование в жизни | ||
Учебного материала на 2014-2015 учебный год Предмет: русский язык... Учебный комплекс для учащихся: Г. Ф. Хлебинская. Русский язык. 10 класс. Учебник для образовательных школ. – М., Мнемозина, 2013 | Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) |