Скачать 231.45 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 Рассмотрена Утверждена на заседании школьного МО учителей Приказ № ______ естественных наук от ___________ г протокол № от «___» ___________ 2013 г Директор школы:________ Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, 1 урок в неделю Учитель: А. Ю. Александрова Рыбинск 2013-2014 уч. г. Пояснительная записка. Изучение ОБЖ на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей: 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства. 2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества. 3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Исходными документами для составления рабочей программы явились: 1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 2. Закон Российской Федерации «Об Образовании» 3. Примерная (авторская ) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности 4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 г. О федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников на 2013-2014 учебный год; 6. Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»; 7. Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004»; 8. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987). 9. Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739). 10. СанПиН 2.4.2.2821-10 №189 от 29.12.2010г. 11. Методическое письмо о преподавании ОБЖ в 5-11 классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2013/2014 уч.г. 12. Учебный план МУО СОШ №43 от Общая характеристика учебного предмета Содержание программы выстроено по трем линиям: безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, современный комплекс проблем безопасности. Место курса в учебном предмете Рабочая программа составлена на основе примерной программы по ОБЖ основного общего образования, в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Рассчитана программа на 34 часа, 1 урок в неделю. В настоящем календарном планировании реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения» и др. Изучение курса ОБЖ по этой программе будет реализовываться на основе учебника А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2011г. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценностные ориентиры изучения предмета в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета ОБЖ и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Содержание учебного курса Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании. Тема 7. Основы здорового образа жизни Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Тема 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Тема 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ. Тема 10. Основы первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
♦ основные меры по профилактике наркомании. Должен уметь:
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения норм здорового образа жизни. Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения (практические, наглядные, словесные, работа с книгой) и педагогических технологий (информационно-компьютерная, здоровьесберегающая). Для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» применяются классические типы уроков: урок формирования знаний, урок-лекция, комбинированный, повторительно-обобщающий. Материально-техническое обеспечение: Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по ОБЖ (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). К ним относятся: средства программного обеспечения, мультимедийный проектор, стенды, плакаты, средства индивидуальной защиты и медицинское имущество. Контроль за уровнем знаний учащихся провожу с помощью, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, защиты рефератов. Учебно-методический комплект: 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; изд-во «Просвещение», 2011 2. А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Дополнительная литература: Для учителя
Для обучающихся
Тематическое планирование. ОБЖ 9 класс. 2013-2014 уч.г.
Поурочное планирование.
|
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Рабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории... | ||
«Согласовано» Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Рабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования | Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования | ||
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности... | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9... Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных... |