Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 231.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации24.06.2014
Размер231.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

Рассмотрена Утверждена на заседании школьного МО учителей Приказ № ______

естественных наук от ___________ г

протокол №

от «___» ___________ 2013 г Директор школы:________

Рабочая программа по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

9 класс, 1 урок в неделю

Учитель: А. Ю. Александрова

Рыбинск 2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка.

Изучение ОБЖ на базовом уровне основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089

2. Закон Российской Федерации «Об Образовании»

3. Примерная (авторская ) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности

4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 г. О федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников на 2013-2014 учебный год;

6. Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»;

7. Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004»;

8. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).

9. Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).

10. СанПиН 2.4.2.2821-10 №189 от 29.12.2010г.

11. Методическое письмо о преподавании ОБЖ в 5-11 классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2013/2014 уч.г.

12. Учебный план МУО СОШ №43 от

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы, современный комплекс проблем безопасности.

Место курса в учебном предмете

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по ОБЖ основного общего образования, в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Рассчитана программа на 34 часа, 1 урок в неделю.

В настоящем календарном планировании реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О безопасности дорожного движения» и др.

Изучение курса ОБЖ по этой программе будет реализовываться на основе учебника А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2011г.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета ОБЖ и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Содержание учебного курса

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в совре­менном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколе­ния России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содер­жание. Степень влияния каждого человека на национальную безопас­ность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безо­пасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной бе­зопасности России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного ха­рактера и национальная безопасность России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуа­ций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и по­следствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопас­ности и обороноспособности страны. Основные факторы, определя­ющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС Рос­сии в формировании культуры в области безопасности жизнедеятель­ности населения страны.

Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде­рации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основ­ное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозиро­вания чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизо­ванная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Созда­ние локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рас­средоточение персонала объектов экономики из категорированных го­родов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах по­ражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, ко­торые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнитель­ной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с террориз­мом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой прак­тике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Тема 7. Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная цен­ность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие суще­ственное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового обра­за жизни в формировании у человека общей культуры в области безо­пасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопас­ность России.

Тема 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Тема 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктив­ного здоровья

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формиро­вании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

Тема 10. Основы первой меди­цинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения ОБЖ являются:

  • Развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизни;

  • Воспитание ответственного отношения кс охранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

  • Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасности и ЧС; обобщать и сравнивать последствия опасных и ЧС; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности и обеспечение личной безопасности;

  • Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в ЧС;

  • Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;

  • Формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметными результатами обучения ОБЖ являются:

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;

  • Понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

  • Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и ЧС;

  • Умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности, при активном отдыхе в природных условиях;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

♦ основные меры по профилактике наркомании.

Должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

соблюдения норм здорового образа жизни.

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения (практические, наглядные, словесные, работа с книгой) и педагогических технологий (информационно-компьютерная, здоровьесберегающая).

   Для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» применяются классические типы уроков: урок формирования знаний, урок-лекция, комбинированный, повторительно-обобщающий.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по ОБЖ (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). К ним относятся: средства программного обеспечения, мультимедийный проектор, стенды, плакаты, средства индивидуальной защиты и медицинское имущество.

Контроль за уровнем знаний учащихся провожу с помощью, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, защиты рефератов.
Учебно-методический комплект:

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; изд-во «Просвещение», 2011

2. А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией

Дополнительная литература:

Для учителя

  • Клюев А. В. ОБЖ Тесты. Практические задания. Олимпиады 8-9 кл. - Легион ; Р-н-Д

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 6, 9 кл; М. Дрофа, 2013

  • Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «ОБЖ». 5-9 кл.: – М.: Дрофа, 2004. (Библиотека учителя)

  • Попова Г. П. ОБЖ. 5-8 класы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Правила дорожного движения для детей/ Авт-сост. Вера Надеждина. – М.: АСТ; МН.: Харвест, 2006

  • Смирнов А. Т., Хренников Б.О., ОБЖ Поурочные разработки 5-6 кл /М. Просвещение 2012г.,

  • Фролов М. П., Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. ОБЖ: 5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений– 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2007 г.

Для обучающихся

  • Правила дорожного движения Российской Федерации с цветными иллюстрациями. – М.: Мир Автокниг, 2006

  • Цвилюк А.Г. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.

  • Энциклопедия. Я познаю мир. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003



Тематическое планирование. ОБЖ 9 класс. 2013-2014 уч.г.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел

Тема

I

Основы безопасности личности, общества и государства

24






Национальная безопасность России в мировом сообществе




4



ЧС природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России




4



Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени




3



Современный комплекс проблем безопасности России




2



Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени




5



Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом




6

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10






Основы здорового образа жизни




3



Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье




2



Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья




3



Основы медицинских знаний и оказание первой мед. помощи (практические занятия)




2




ВСЕГО ЧАСОВ:

34

34



Поурочное планирование.



п/п

Дата


Наименование раздела, темы, урока


Содержание

план

факт

Р-1. Основы безопасности личности, общества и государства (24ч).

I. Национальная безопасность России в мировом сообществе (4ч).

1







Современный мир и Россия.

Страны, с которыми сотрудничает Россия. Роль молодежи в развитии страны

2







Национальные интересы России в современном мире.


Внутриполитическая, экономическая, духовная, международная сфера

3







Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.


Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

4







Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность


Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

II. ЧС природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России (4ч).

5







Чрезвычайные ситуации и их классификация.

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека

6







Ч.С. природного характера, и их последствия.

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

7







Ч.С. техногенного характера и их причины

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

Классификация Ч.С., основные причины

8







Угроза военной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

III. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч).

9







Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера

10







Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

11







МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Основные задачи, полномочия МЧС России. Приоритетные направления деятельности МЧС

IV. Современный комплекс проблем безопасности России (2ч)

12







Международный терроризм – угроза национальной безопасности России

Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму

13







Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

V. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (5ч).

14







Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

15







Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

16







Оповещение населения о ЧС

Централизованная система оповещения населения о ЧС, единая дежурно - диспетчерская служба на базе телефона 01.



17







Эвакуация населения

Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Система оповещение, Сигнал «Внимание всем»

18







Аварийно — спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения




VI. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч).

19







Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления

20







Законодательная и нормативно — правовая база по организации борьбы с терроризмом

Основные законы. Организация информирования населения о террористической акции

21







Система борьбы с терроризмом

Основные меры безопасности при терроризме

22







Правила поведения при угрозе террористического акта

Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета

23







Государственная политика противодействия наркотизма

Основные меры борьбы наркоманией.

24







Профилактика наркомании

Работа учеников в парах

Р-2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч).

I. Основы здорового образа жизни (3ч).

25







Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека. Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья

26







Здоровый образ жизни и его составляющие.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация. Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой

27







Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие

II. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2ч).

28







Инфекции передаваемые половым путем

Инфекции, передаваемые половым путем.


29







Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Основное понятие о ВИЧ. Способы передачи и защиты от ВИЧ-инфекции.


III. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч).

30







Брак и семья

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе


31







Семья и здоровый образ жизни человека

Роль семьи в формировании ЗОЖ. Основные положении семейного кодекса

32







Основы семейного права в Российской Федерации

Основные положении семейного кодекса. Условия и порядок заключения брака

IV. Основы медицинских знаний и оказание первой мед. Помощи (2ч).

33







Первая медицинская помощь при массовых поражениях

Практическая работа№1 «Первая медицинская помощь при массовых поражениях»

34







Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

Практическая работа №2 «Первая помощь при передозировке психоактивными веществами»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности
По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» icon«Согласовано»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по учебному курсу «обж» для 8 класса
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основ безопасности жизнедеятельности» и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПрограмма по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9...
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск