Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование





НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
страница1/12
Дата публикации27.06.2014
Размер1.4 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12









Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

О.В. Гаврилова

Практикум по стилистике английского языка


Рекомендовано Редакционно – издательским советом Бузулукского гуманитарно – технологического института (филиала) ОГУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Бузулук

2013

УДК 803

ББК 81.2 Англ

Г 12
Рецензенты

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных

дисциплин БГТИ (филиал) ОГУ Ф.Я. Зималиева

методист Бузулукского районного отдела образования, преподаватель

высшей категории Е.В. Дрючкова



Г 12


Гаврилова, О.В.

Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О.В. Гаврилова; Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ. - Бузулук, 2013. – 112 с.


Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.

Практикум предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов; содержит планы семинарских занятий, перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, практические задания для подготовки к семинарам; клише для стилистического анализа. Учебное пособие призвано помочь выработать навыки анализа стилистических явлений на различных уровнях описания (фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом), а также вопросы и тренировочные тесты для подготовки к зачету.

УДК 803

ББК 81.2 Англ
© Гаврилова О.В., 2013

© БГТИ (филиал) ОГУ, 2013





Содержание













1

Семинар №1 Предмет и задачи стилистики ………………..…………...

4

2

Семинар № 2 Стилистическая фонетика……..........................................

12

3

Семинар № 3 Стилистическая морфология...............................................

19

4

Семинар № 4 Стилистическая лексикология............................................

23

5

Семинар № 5 Стилистическая семасиология............................................

39

6

Семинар №6 Стилистический синтаксис ….………….............................

63

7

Образцы стилистического анализа текста.................................................

78

8

Стилистический анализ текста...................................................................

89

9

Отрывки для самостоятельного анализа....................................................

95

10

Тесты для самоконтроля…………..............................................................

99

11

Глоссарий ….…………………………………………………………...

102

12

Список литературы.................................................................................

112

























































1 Семинар №1 Предмет и задачи стилистики
Стилистика (от греч. stilus - «тонко отточенная палочка для письма», впоследствии - «манера, способ письма») как отрасль языкознания, а также и сам термин, используемый для ее обозначения, восходят к античным риторикам. Однако до настоящего времени вопрос об объекте стилистики, её целях и задачах продолжает трактоваться по-разному.

Профессор И.Р. Гальперин, обобщивший различные точки зрения на данную проблему, выделяет несколько подходов к определению предмета стилистики. В сферу задач стилистики может входить изучение эстетической функции языка, его экспрессивных средств, системы стилистических приемов, эмоциональной окраски текста, синонимичных способов выражений; индивидуального авторского стиля и т.д.

Очевидно, что каждый из этих подходов имеет право на существование, но, ни один из них не может считаться самодостаточным. Например, некоторые типы текста (дипломатическая корреспонденция, юридические документы) не являются экспрессивными и лишены эмоциональности, однако представляют интерес для стилистического изучения.

Обычно принято проводить разграничение между литературоведческой и лингвистической стилистикой. Первая включается как особый раздел в теорию литературы, вторая - определяется как языковедческая дисциплина и является одним из аспектов лингвистического анализа. Непроницаемой границы между этими видами стилистики нет, хотя конечные цели и центр внимания лингвистического и литературоведческого анализа действительно неодинаковы. Литературоведческая стилистика исследует эстетическую функцию различных выразительных средств в общей стилистической системе того или иного писателя или литературного направления; данные средства рассматриваются в их непосредственной связи с идейным содержанием художественного произведения. Цель лингвистической стилистики - выяснение механизмов и способов выражения различных оттенков мысли в зависимости от конкретной обстановки речи (сферы общения), а также анализ эмотивных элементов значения слов, форм, конструкций данного языка. Литературно-художественная речь также входит в круг исследования лингвистической стилистики, наравне с разговорной речью и другими функциональными разновидностями единого общенационального языка.

Профессор Ю.М. Скребнев разработал новое понимание стилистики и предложил отличное от традиционного определение стиля. Его концепция носит название стилистики субъязыков. Любому человеку, владеющему родным языком, пусть даже не имеющему специального филологического образования, ясно, что мы говорим и пишем по-разному в зависимости от ситуации и условий общения. Здороваясь с деканом или близким приятелем, мы будем использовать разные слова и разные интонационные модели. Рассказ об одном и том же происшествии в письме близкому другу и в докладной записке вышестоящему должностному лицу будет звучать по-разному. Аналогичное содержание в разных условиях общения (коммуникативных ситуациях) может быть передано разными языковыми средствами, как например, в известных примерах Н.Н. Амосовой:

- Старик умер (нейтральный вариант);

- Старец скончался (возвышенный стиль);

- Старый хрыч подох (сниженный, вульгарный стиль).

Иллюстрацией данного тезиса является фрагмент из романа «Собственник» Голсуорси, в котором умирающий Джордж Форсайт диктует свое завещание племяннику, Сомсу:

«My three screws to young Val 'cause he's the only Forsyte who knows a horse from a donkey». Соме же, будучи опытным адвокатом, записывает совсем другой текст, лишенный иронии и фамильярности:

«I, hereby, leave my three racehorses to my kinsman ValeriusDartie of Wandson, Sussex, because he has special knowledge of horses».

Еще один пример денотативно аналогичного содержания, передаваемого различными вербальными средствами в зависимости от коммуникативной ситуации, представлен ниже:

- I've never seen this man (нейтральное высказывание).

- Never seen this chap, not I (фамильярно-разговорный характер высказывания подчеркивают коллоквиализм chapи неполная форма перфекта seen).

- Me, I never clapped eyes on this here guy. (данное высказывание представляет собой речь малограмотного человека, оно носит еще более сниженный характер, маркерами которого являются предваряющее подлежащее те и просторечная эмфатическая конструкция thishere).

- I deny the fact of ever meeting this individual (высказывание носит официальный книжный характер; оно было бы уместно не в повседневной дружеской беседе, а, скажем, в суде).

Эти и многие другие примеры подтверждают неоднородность языковой системы и правомерность выделения в ней, так называемых субъязыков, которые обслуживают определенную сферу общения. Одно и то же содержание может быть по-разному передано средствами разных субъязыков.

Отметим, что во многих трудах по стилистике (например, в учебных пособиях И.Р. Гальперина и И.В. Арнольд) термин «субъязык» не используется. Ему соответствует понятие «функциональный стиль». Однако в концепции Скребнева «субъязык» и «стиль» - это разные понятия, при этом первое является более широким и служит основой для определения понятия «стиль».

Вопрос о количестве субъязыков решается исследователями по-разному. Так, в учебном пособии И.В. Арнольд выделено и описано четыре функциональных разновидности языка (поэтический стиль, научный стиль, газетный стиль и разговорный стиль). И.Р. Гальперин выделяет пять функциональных стилей. По мнению Ю.М. Скребнева, вопрос «сколько» в данном случае неправомерен: количество субъязыков ничем не ограничено, их можно выделить столько, сколько потребуется для решения поставленных в исследовании задач. Например, если исследователя интересуют особенности рекламной коммуникации, стиль Пушкина или воровской арго, он (а) ограничивает соответствующую коммуникативную сферу, определяет обслуживающий ее субъязык и изучает его характерные (специфические) особенности, то есть стиль. Таким образом, в трихотомии коммуникативная сфера, субъязык, стиль, исходным является сфера общения, а субъязык и стиль - это производные от нее понятия.

Примерами потенциально вычленимых субъязыков могут быть различные виды жаргонов (медицинский, военный, театральный, студенческий), диалекты, классическая поэзия, коммерческая корреспонденция, реклама, Интернет чаты и т.д.

Как соотнести такие, казалось бы, несовместимые феномены как разговорный стиль, книжный стиль, газетный стиль, с одной стороны, и стиль Пушкина и Байрона - с другой? В рамках концепции Ю.М. Скребнева сделать это не трудно.

По его мнению, субъязык как вариант языка, используемый
в той или иной коммуникативной сфере, состоит из трех типов единиц:

- неспецифичность - характерных для всех субъязыков;

- относительно специфических - характерных для двух и более субъязыков;

- абсолютно специфических - характерных только для данного субъязыка.

Важно отметить, что речь идет о единицах всех уровней - фонемах, морфемах, словах, предложениях.

Стиль - это абсолютно специфическая область субъязыка или то, что отличает один субъязык от другого. Поясним сказанное примерами:

Морфемный уровень:

Аффиксы ип-, -less, -nessиспользуются практически во всех субъязыках, значит, являются неспецифическими, а приставки super-, ultra-, trans-, pseudo- характерны лишь для официальной, книжной речи.

Лексика:

Слова table, water, have, on, doвстречаются во всех субъязыках, а лексические единицы thou, oft, brethren, morn-преимущественно в поэтических или религиозных текстах. Термины psychotherapy, ulcerativecolitis- специфичны для субъязыка медицины, а слова derivational, paradigm, hyperbole -для субъязыка лингвистики.

Уровень предложения:

Предложение John isn't here стилистически нейтрально, a John ain't here свидетельствует о малограмотной речи; Going home? -разговорное, a Are you going home? - нейтральное.

Слово operation используется в терминологическом значении в математике и медицине и, таким образом, является относительно специфическим, как и слово movement, имеющее терминологическое значение в субъязыке политики (лейбористское движение) и химии (броуновское движение).

Границы между различными типами единиц внутри субъязыка, а также между субъязыками не являются четко очерченными. Это абстракция, которая помогает понять суть теории, однако всякая реальность значительно сложнее, чем ее теоретическое описание.

Итак, стиль - это понятие производное от понятия субъязык.

Субъязык определяется как подсистема языка, обслуживающая потребности какой-либо речевой сферы/или ситуации общения, т.е. определенным образом упорядоченная и соотнесенная с внеязыковой (социальной) реальностью совокупность языковых единиц и форм/моделей их употребления.

Стиль - это совокупность лингвистических единиц, характерных только для данного субъязыка, т.е. то, что составляет его специфику.

Различия между субъязыками проявляются на всех языковых уровнях - в фонетике, морфологии, лексике и синтаксисе, а также в семантике. Поэтому стилистика тесно связана со всеми названными лингвистическими дисциплинами. Они имеют общий материал для изучения, но разные исследовательские задачи.

Так, фонетика изучает звуки речи (их акустические,
артикуляторные и дистрибутивные характеристики), а также
ритм, темп и другие фонетические явления. Стилистику же
интересуют их экспрессивные свойства (аллитерация, ассонанс,
рифма), а также выпадение и редукция звуков как признак
разговорной речи и т.д. Цель фонетической стилистики -
выяснение, для каких целей могут использоваться те или иные
звуки или звукосочетания, интонация - иными словами, как, сама звуковая фактура речи может служить экспрессивным языковым средством.

Лексикология изучает слово, его происхождение, структуру. Стилистическая лексикология тоже рассматривает вопросы об этимологии слова, способах словообразования, смысловой структуре и семантических связи слов, а также степени и пределах их употребительности в тот или иной период развития языка. При этом она исследует словарный состав языка под другим углом зрения и изучает принципы использования лексических единиц и словосочетаний в их экспрессивной или иной стилистически значимой функции, поэтому одно и то же языковое явление получает различные освещения при лексикологическом и стилистическом описании. Например, использование в речи варваризмов и иностранных слов является важным средством речевой характеристики персонажа. Так, Флер Форсайт, героиня «Саги о Форсайтах» или детектив Эркюль Пуаро из произведений Агаты Кристи – по происхождению иностранцы и то, что в их речи много варваризмов, помогает автору произведения создать достоверные психологические портреты этих персонажей. Использование диалектизмов в тексте художественного произведения создает местный колорит, архаизмов - исторический, терминов - профессиональный.

Предмет изучения грамматики, которая включает морфологию и синтаксис - грамматические категории, формы (времени, лица, числа), различные структурные типы предложений и т.д. Стилистическая грамматика исследует экспрессивный потенциал и субъязыковую отнесенность различных грамматических явлений. Например, стилистически значима транспозиция глагола do в предложении I do love you (она создает коннотации эмфазы), местоимений «мы», «наш» в тексте научной статьи и т.д. Эллиптические предложения - особенность разговорного субъязыка; они абсолютно не типичны, например, для субъязыка официально-делового (тексты правовых документов, договоров и соглашений). Конструкция, именуемая в грамматике «абсолютный причастный оборот», наоборот, практически не встречается в неофициальном общении, но характеризуется высокой частотностью в так называемой «книжной» речи.

Таким образом, стилистика трактует грамматические явления (формы и конструкции) как экспрессивные языковые средства, которые могут придавать высказыванию различную эмоциональную окраску или иную стилистическую тональность. Она использует результаты, классификации, термины и понятия всех уровневых дисциплин и как бы «венчает» предварительные, уровневые знания о языке.

В курсе стилистики особое внимание уделяется изучению субъязыка художественной прозы. Это явление в высшей степени неоднородное; фактически мы здесь имеем дело с зеркальным отражением всех возможных субъязыков, ведь в любом художественном произведении - во всяком случае, прозаическом, классического образца - отчетливо выделяются, по крайней мере, два стиля - авторская речь и речь персонажей, которые имеют различный образовательный, социальный, профессиональный уровень, национальный статус, что отражается в их речи. Поэтому, анализируя стилистические особенности художественного произведения, можно познакомиться с лингвистической спецификой самых разных субъязыков.

В художественном произведении, как правило, выделяют три типа повествования: речь персонажа, речь автора и несобственно-прямую речь. Каждый из этих типов характеризуется своими особенностями:

Речь автора носит книжный характер, маркерами которого являются книжная лексика, длинные предложения сложной структуры, богатая образность и т.д.

Речь персонажей, как правило, характеризуется непринужденностью и фамильярностью, носит разговорный характер. Маркеры разговорности - стяженные формы, эллиптические предложения, коллоквиализмы, междометия, разговорные парантезы и т.д.

Несобственно-прямая речь представляет собой внутренний монолог героя и носит смешанный характер: она характеризуется наличием маркеров книжности и разговорности. В приведённом ниже отрывке несобственно-прямая речь перемежается с вкраплениями авторской речи:

Не observed her now covertly. Interesting woman - very. So still, and yet so - alive. Alive! That was just it! Not exactly beautiful - no, you wouldn't call her beautiful, but there is a kind of calamitous magic about her that you couldn't miss... Everything about her intrigued him. In a queer intuitive way, he felt certain that she was either very happy or very unhappy - but he didn't know which, and it annoyed him not to know (A. Christie).

В заключение следует дать определение еще одного важного для данного курса термина - «стилистическая коннотация». В лексикологии термин «коннотация» трактуется как добавочный по отношению к денотативному (предметно- логическому) компонент значения слова. В стилистике коннотацию часто определяют как компонент значения, несущий в себе информацию о субъязыковой принадлежности единицы, Так, слова Мот, Dad, math, bikeсодержат коллоквиальную коннотацию, bloody- вульгарную коннотацию, maiden, mornхарактеризуются возвышенными коннотациями и т.д.

Дополнительные стилистические (со) значения могут создаваться и с помощью нетрадиционного порядка слов (эмфаза), подбора «звуковой материи» текста или ритмической аранжировки высказывания, транспозицией грамматических форм и синтаксических значений. Все эти оттенки смысла в стилистике именуются коннотациями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconАудио книги мр 3
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconПланирование уроков литературы в
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconЛекция Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческих решений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили: «Музыка», «Дополнительное...
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconСамо по себе материальное богатство не вредно – оно нравственно нейтрально....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconРабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44....
Содержание: умк по дисциплине Экология растений для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое образование...
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Философия для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01) Педагогическое образование профиля...
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине б 2 Педагогика школы для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование профиля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск