Скачать 78.8 Kb.
|
Урок 15. Икона «_____»______________________201_______ Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам. Задачи урока: Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины. Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов. Ключевые понятия урока: нимб, молитва перед иконой. На доске выписаны слова: Картина Икона светотень свет изображение в перспективе обратная перспективаВопросы для повторения:
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме: - Есть ли у вас фотографии дорогих вам людей? - Почему, отправляясь в далекое и долгое путешествие люди стараются взять с собой фотографии близких им людей? Описание урока Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на общность и различие изображений на фотографиях и картинах с иконописными изображениями. Общность – дорогие душе человека предметы и лица. Различие – в реальных изображениях присутствует свет и тень, на иконе все пронизано светом. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Можно показать учащимся фотографии человека, причисленного к лику святых, и его икону. Ход урока Выявление восприятия, мотивация Сначала размышляем сами Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных ( «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.) до сюжетов церковной истории. Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы. 1. Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам). 2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы. Исследовательская работа с текстом. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию. Чтение текста Послетекстовая работа Какие подтверждения своим гипотезам вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме? Вопросы 1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? 2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб? 3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания? 4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Мы уже говорили о законе «обратной перспективы», своеобразном взгляде в направлении «от света», изнутри. Прочитайте фрагмент из работы Б.Успенского. Объясните логику изображения на рисунке мальчика. Что он понял? Подводим итоги Сядем в кружок Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придет к нему издалека. Есть ли тут что-то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом? В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе – точки взаимодействия меняются местами: от источника света–святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать. Рабочая тетрадь. Урок 15 Икона Задание 1. Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.
Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем они отличаются? __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?... Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему? _____________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Символика иконы На православном Востоке икона всегда была связана с мировоззрением, и это нашло отражение в ее художественно-символическом языке. <…> Уходя от скульптуры и достаточно натуралистических раннехристианских изображений, церковное искусство становится все более условным, тяготеющим к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончалась, подчеркивая духовную наполненность образа. Можно сказать, что икона, накапливая, аккумулируя дух, стремилась преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной плазме. Икона – это священный образ, в котором находит свое отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, прежде всего к опыту святых отцов, помогает понять ту Весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека в его повседневности, а являет нам Царство будущего века. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа – победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее – натуралистический способ передачи, язык иконы – символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Царства. (Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 13) Символика цвета в иконе Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного. (Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 16) Образ Богоматери Если икона Христова — основа христианского образотворчества — передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения — обожение человека. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное Ее почитание. Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, — полного преображения всего человеческого естества. Она — единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, которая отделяет время от вечности, и находится уже теперь в том Царствии, пришествие которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. «Бога невместимаго вместившая», «истинно Матерь Божия», — так торжественно провозгласил Четвертый Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Она вместе со Христом правит судьбами мира. Поэтому и иконы Ее занимают у нас особенно значительное место: в храме и богослужении их место — наряду с иконами Спасителя. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых и икон Ангелов как разнообразием иконографических типов, так и их количеством и интенсивностью их почитания. Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление», где изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия» — Путеводительница. И Сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисисе, то есть обращенной ко Христу с молитвой. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении Апостольских Правил или апостольской Литургии. Они восходят к Апостолам не потому, чтобы сами Апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой. Согласно Церковному Преданию, Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу. (По Л.А. Успенскому. Богословие иконы Православной Церкви). Илл. 1. Святой апостол евангелист Лука пишет икону Богоматери. Византийская икона. XV в. Илл. 2. Феофан Грек. Донская икона Богоматери. XIV в. Тип Умиления. Илл. 3. Дионисий. Богоматерь Одигитрия. XV в. Илл. 4. Боголюбская икона Богоматери. XII в. |
Задачи урока: Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами,... Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека | Урок Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе... Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе Андрея Рублева «Живоначальная троица» | ||
Задачи урока: Обучающая: узнать значение и связь слов «православие»,... Ключевые понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание | Задачи урока: развивать понятие о биологическом значении вегетативного... Обучающие. Познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения;... | ||
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,... Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомиться с особенностями говора поморов как самобытного языка с целью расширения языковой картины мира школьников | ||
Урок английского языка в 8 классе Тема урока Задачи урока: обучающая – научить различать временные формы глагола (прошедшее время); развивающая – развить внимание и память; воспитательная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний... | ||
Конспект урока географии в 8-м классе коррекционной школы VIII вида... Обучающая: закрепить знания о растительном мире Австралии, дать понятие о своеобразии животного мира Австралии, познакомить с особенностями... | План-конспект урока Цель урока: Овладение средствами художественного изображения, через народный промысел Жостово | ||
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир | Задачи: Обучающая добиться усвоения учащимися знаний о составлении... Цель урока: Формирование знаний о составлении меню и сервировке стола к завтраку | ||
Урок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян» Цель урока: выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Донести до учащихся духовный смысл иконы, которая является вершиной русских иконописных традиций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: показать и разобрать, какими методами и способами можно и нужно работать над развитием техники | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Выяснить, какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела. Познакомить учащихся с видами теплопередачи |