Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации»





Скачать 60.94 Kb.
НазваниеУрок по теме «Система государственных органов Российской Федерации»
Дата публикации10.07.2014
Размер60.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации».


Данный урок проводится в 9 классе.

Задачи урока:

  • Расширить и углубить представления учащихся о Конституции РФ как об основном законе нашей

страны; обобщить и систематизировать знания учеников об органах государственной власти в РФ;

показать специфику их деятельности в условиях реализации принципа разделения властей.

  • Развивать у учащихся умения анализировать тексты документов, выделять главное в их

содержании, аргументировать свою позицию, работать в группе.

  • Содействовать гражданскому воспитанию школьников; способствовать формированию у

учащихся демократической политико-правовой культуры; приобщить учеников к общественной

жизни своей страны.

Основные понятия: государственный аппарат, Президент, Федеральное Собрание, Правительство, разделение властей, суд, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Литература:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных

учебных заведений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

  • Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл.В 2-х книгах. Кн.1/ С.И.Володина, А.М.Полиевктова,

Е.М. Ашмарина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект "Правовое образование в

школе".- М.: Вита- Пресс, 2002.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Форма урока: работа в группах.

Методы и приемы обучения: работа с текстом Конституции РФ и учебником, беседа, разбор проблемных заданий, решение тестов и правовых задач.

План урока:

  1. Понятие «разделение власти».

  2. Президент РФ – глава российского государства.

  3. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ.

  4. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти.

  5. Судебная власть в Российской Федерации.

  6. Рефлексия по итогам урока.

До начала урока учащиеся делятся на 4 группы по 6-7 человек в каждой, чтобы ученики имели возможность общаться в малой группе.

Ход урока

Во вступительном слове учитель объявляет тему урока, подчеркивает ее важность, отмечает, что главным источником правовой информации при изучении данной темы является Конституция РФ. Изучение новой темы начинается с первого вопроса:

1. Понятие «разделение властей».

Данный вопрос изучается с помощью методики критического мышления, предусматривающей три стадии: вызов, осмысление, размышления.

Вызов. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: 1) Что это: разделение властей? 2) Для чего необходимо разделение власти? Учащиеся сообщают свое мнение по данным вопросам, при этом ни одна мысль не критикуется и не обсуждается.

Таким образом, на стадии вызова идет актуализация прежних знаний учащихся, пробуждается интерес к изучаемой теме.

Осмысление. Затем учитель предлагает ученикам открыть учебник «Право в нашей жизни» на с.78 и прочитать текст №2, делая во время чтения пометки карандашом на полях учебника, используя при этом следующие условные обозначения:

( v ) - если в тексте встретилась уже известная информация;

( + ) - если в тексте встретилась новая информация.

После чтения ученикам предлагается ответить на вопросы:

1) Что из прочитанного в учебнике о разделении власти на три ветви вам было известно ранее?

2) Что вы узнали нового?

Сначала от каждой группы выступают желающие высказаться по первому вопросу, затем таким же образом происходит работа по второму вопросу.

Подводя итоги, учитель подчеркивает, что разделение властей на три ветви является важнейшим принципом конституционализма, гарантией против узурпации власти одним органом или должностным лицом.

Таким образом, на стадии осмысления ученики знакомятся с новой информацией, связывая ее с теми знаниями, которыми обладали ранее.

Размышление (рефлексия). Ученикам предлагается прочитать в Конституции РФ статьи 10 и 11 и выяснить: реализован ли в РФ принцип разделения властей, определить, к какой ветви власти относятся упоминаемые в Конституции РФ органы государственной власти.

Таким образом, на стадии размышления, разбирая конкретную правовую ситуацию, ученики используют знания, полученные на уроке. Одновременно с этим, выполнение указанного выше задания является вызовом ко всей дальнейшей работе на уроке.

2-5. После изучения первого вопроса темы, учитель организует работу учащихся в малых группах над текстом Конституции РФ. Каждая группа получает карточки с заданиями для самостоятельной работы над вопросами № 2 - № 5 темы урока.

В нашем случае ученики получают следующие задания:

  • команда №1. Прочитайте в Конституции РФ в главе 4 статьи 80, 81, 83, 84 и ответьте на следующие вопросы:

1) Какое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ?

2) Какие условия, согласно Конституции РФ, предъявляются к претенденту на пост Президента РФ?

3) Назовите важнейшие полномочия Президента РФ.

  • команда №2. Прочитайте в Конституции РФ в главе 5 статьи 94, 95, 96, 102, 103 и ответьте на следующие вопросы:

1) Какое место в системе органов государственной власти занимает Федеральное Собрание РФ?

2) Как устроено Федеральное Собрание РФ?

3) Назовите полномочия палат Федерального Собрания РФ.

  • команда №3. Прочитайте в Конституции РФ в главе 6 статьи 110, 111, 114 и ответьте на следующие вопросы:

1) Какое место в системе органов государственной власти занимает Правительство РФ?

2) Из кого состоит и как формируется Правительство РФ?

3) Назовите важнейшие полномочия Правительства РФ.

  • команда №4. Прочитайте в Конституции РФ в главе 7 статьи 118, 120, 121,122,123, текст в учебнике «Право в нашей жизни» на с.88 (четыре верхних абзаца) и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что входит в судебную власть государства по Конституции РФ?

  2. Что вам известно о статусе судей в РФ?

  3. Назовите главные суды в судебной системе РФ. Что относится к сфере их компетенции?



Помимо выполнения данных заданий, каждая группа должна придумать по одному вопросу по теме своего выступления для каждой команды-соперницы. Затем представители от каждой группы отвечают на вопросы своей карточки и задают проверочные вопросы ученикам из других команд. 6. 6. Рефлексия по итогам урока.

Полученные в ходе урока знания ученики применяют при выполнении практических заданий.

Работа учеников идет в группах по следующим заданиям:

      • Задание для группы №1. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Правосудие в РФ осуществляют суды, прокуратура и органы внутренних дел. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Судьи независимы и подчиняются только Президенту РФ. Разбирательство дел во всех судах закрытое. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Высшей судебной инстанцией по экономическим спорам является Верховный суд РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о соответствии тех или иных нормативных актов Конституции Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

      • Задание для группы №2. Приведите три конкретных примера, иллюстрирующие выполнение Президентом РФ своих полномочий.

      • Задание для группы № 3. Из указанного ниже списка выберите те положения, которые касаются деятельности Федерального Собрания РФ.

А) осуществляет исполнительную власть в РФ

Б) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы

В) Совет Федерации избирается сроком на пять лет в ходе всенародных выборов

Г) Государственная Дума состоит из 450 депутатов

Д) Федеральное Собрание является постоянно действующим органом

Е) Федеральное Собрание избирает Президента Российской Федерации

Ж) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации

      • Задание для группы № 4. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства стоит Президент РФ. В состав правительства входят Председатель Правительства РФ, федеральные министры, члены Совета Федерации. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно осуществляет помилование и объявляет амнистию, управляет федеральной собственностью. Правительство РФ избирается сроком на четыре года. Важнейшая функция правительства – принятие федеральных законов.
После обсуждения заданий в группах, каждая команда сообщает об итогах своей деятельности.

В конце урока учитель перечисляет основные понятия, с которыми ученики познакомились при изучении новой темы, выставляет оценки, дает домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Российской Федерации установлены гост р 0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconУрок "Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и рнк" Задачи урока
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconРабочая программа по дисциплине Налоговая система Российской Федерации (наименование дисциплины)
«Налоговая система Российской Федерации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconПрограмма конференции
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconПравительство российской федерации
Ции при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, важнейшей...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconПлан-конспект урока нуклеиновые кислоты
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconПравовое положение народной медицины и народных (нетрадиционных)...
Российской Федерации, представляет собой краткий сборник, содержащий краткую историческую справку вопроса, отношения к нему со стороны...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconРеферат Активизация познавательной деятельности
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconПубличный доклад мбоу дпо «Информационно-методический центр»
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconТема: Кожа. Опорно-двигательная система органов
Выявить уровень знаний учащихся по теме «Кожа. Опорно-двигательная система органов»: о скелете человека, его строение
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconОнтрольно-счетных органов субъектов российской федерации
Публичного управления. Справедливо утверждение Р. Стапенхерста и Дж. Титсуорта о том, что «среди государственных органов, высшие...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по организации информирования государственных...
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconДеятельность фонда социального страхования
«О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» icon2012 содержание
«О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», нормативных правовых актов Президента Российской...
Урок по теме «Система государственных органов Российской Федерации» iconКонспект классного часа по теме: "Пирамида здорового питания" Тема: "Пирамида здорового питания"
Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 №273-фз, Порядком аттестации педагогических работников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск