Скачать 223.79 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Институт филологии и массовых коммуникаций «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по УМР ____________ (Л. П. Филатова) 2012 г. ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА по специальности «Реклама» Для студентов специальности 032401.65 Р «Реклама» Авторы-составители: канд. фил. наук, доцент кафедры ФО Н. М. Чудакова; канд.фил. наук, заведующая кафедрой СО и Р Т. С. Кириллова; канд. фил. наук, доцент кафедры СО и Р М. С. Алексеева Нижний Тагил 2012 Программа итоговой государственной аттестации составлена в соответствии с требованиями, установленными государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности, утвержденным 14 марта 2000 г., номер государственной регистрации 41 МЖД/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования и науки РФ, рекомендациями УМО по специальности «Реклама», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА. Государственный экзамен представляет собой итоговое испытание по профессионально ориентированным междисциплинарным проблемам, который устанавливает соответствие выпускника требованиям образовательного стандарта в части требований пп.1.2, 1,3, 7.1.1., 7.1.2. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 070701 «Реклама» – 5 лет. 1. Квалификация выпускника – Специалист по рекламе 2. Квалификационная характеристика выпускника. Специалист по рекламе – это специалист, основным результатом деятельности которого является информирование потребителей, удовлетворение и формирование потребительских предпочтений и стимулирование спроса через создание рекламной продукции, оказание рекламных услуг и проведение рекламных кампаний и мероприятий, переводящих сущность, качество, особенности товаров и услуг, идей и явлений общественной жизни через систему художественных образов, символов, знаков на язык чувств и эмоций с учетом нужд и запросов потребителей. Он осуществляет: организацию и проведение научных исследований в области рекламы, потребительских предпочтений и спроса; обеспечение эффективного функционирования рекламных агентств и рекламных служб предприятий и организаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке; содействие социально-экономическому и культурному развитию обществ; повышению качества и уровня жизни; стимулирование производства и сбыта; совершенствование качества товаров и услуг
Выпускник по специальности реклама должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3. настоящего государственного образовательного стандарта. Специалист по рекламе должен знать:
уметь:
Область профессиональной деятельностиДеятельность специалиста по рекламе направлена на обеспечение эффективной рекламы с учетом требований потребителя, отраслевой специфики и условий предпринимательской среды. Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности является все, что окружает потребителя во внешней макро- и микросреде, все, что полезно для общества и что может быть подвержено рекламе с целью создания высокого имиджа фирмы (организации, личности) и коммерческой пропаганды потребительских свойств товаров и услуг с учетом потребительских предпочтений и интересов. Рекламная деятельность распространяется на сферу экономики, производства, коммерции, экологии, различных отраслей народного хозяйства, а также на сферу политики, образования, здравоохранения, культуры и искусства, включая изделия, услуги, идеи, технологии, ценные бумаги, недвижимость, природные ресурсы и т.д. Виды профессиональной деятельностиОсновные виды профессиональной деятельности специалиста по рекламе:
Задачи профессиональной деятельности
В программу итоговых государственных аттестационных испытаний по специальности 03240165 «Реклама» включен полидисциплинарный экзамен по общепрофессиональным дисциплинам: «Правовое регулирование рекламной деятельности», «Менеджмент», «Маркетинг», «Деловое общение», «Основы рекламы», «Психология рекламной деятельности», «Социология рекламной деятельности», а также по специальным дисциплинам: «Массовые коммуникации и медиапланирование», «Разработка и технологии производства рекламного продукта». Цель экзамена: определить уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой, и установить его соответствие государственному стандарту по специальности 03240165 «Реклама». В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и рабочими программами дисциплин, включенных в полидисциплинарный экзамен, к выпускнику предъявляются требования, предусмотренные пп. 1.2, 1,3, 7.1.1., 7.1.2. СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА Экзамен состоит из трех заданий: а) двух теоретических вопросов по вышеуказанным дисциплинам; б) практического задания, предусматривающего проверку усвоенных умений в сфере рекламной деятельности, по которым можно судить о степени освоения экзаменуемым учебного материала. СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА Правовое регулирование рекламной деятельности Гражданское, торговое, международное право и их роль в правовом регулировании рекламной деятельности. Правовое обеспечение рекламы. Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России и за рубежом. Защита прав потребителей от недобросовестной рекламы. Профессиональные кодексы этики, нравственные и социальные институты рекламной деятельности. Международный кодекс рекламной практики. Налоговая политика. Закон о рекламе. Закон о СМИ. Закон о защите авторских прав. Закон о защите прав потребителей. Региональное и муниципальное регулирование рекламной деятельности. Права рекламодателя и рекламного агентства. Страховое регулирование рекламной деятельности. Неформальные способы регулирования рекламной деятельности. Саморегулирование рекламной деятельности. Традиции, общественные нормы, мораль, общественное мнение. Менеджмент Сущность, содержание, основные принципы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Общие (основные) и специфические (конкретные) функции менеджмента. Разработка миссии фирмы, цели и стратегии управления. Внутрифирменное планирование. Стратегическое и оперативное планирование. Организационные структуры управления фирмой, организационные отношения в системе менеджмента; формы организационного построения фирмы, правовое регулирование образования и деятельности фирмы; регулирование и контроль в системе менеджмента; оценка эффективности менеджмента; информационное обеспечение менеджмента. Управление инновациями и технологической политикой фирмы. Управление производством. Управление финансами компании. Логистика. Управление материально-техническим снабжением. Управление сбытом. Управление персоналом. Мотивация деятельности. Корпоративная организация и корпоративная культура. Инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и процесс принятия решений; динамика групп и лидерство; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; управление конфликтами. Государственное и международное регулирование предпринимательской деятельности. Опыт менеджмента зарубежных фирм. Менеджмент в рекламе. Маркетинг Сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Этапы развития маркетинга. Современная концепция маркетинга. Маркетинговые исследования, их содержание и методы проведения. Информационное обеспечение маркетинга. Маркетинговая среда. Анализ рынка. Анализ предпочтений и мотивации потребителя. Анализ фирмы. Сегментация и выбор целевого рынка. Стратегии и планирование комплекса маркетинга (экономикс) Товарная политика. Ценовая политика. Каналы распределения и товародвижения. Спрос и стимулирование сбыта. Коммуникативная политика в маркетинге. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Организационные структуры маркетинга. Планирование маркетинговой деятельности. Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности. Маркетинг в рекламе. Деловое общение Формы делового общения. Деловые переговоры: их виды, переговорный процесс и его этапы, планирование, тактика и порядок ведения, смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций, принятие решений, протокольные мероприятия, особенности ведения международных переговоров и бизнес протокола. Классические правила ведения диалога. Фольклорные правила речевого этикета. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения. Законы публичной речи. Стратегия ведения речи. Деловая беседа. Композиция и стиль речи. Риторика. Психология делового общения. Воздействие на аудиторию. Формулы логического убеждения. Построение аргументации. Тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения. Основные понятия этики делового общения. Этикет. Основы деловой этики. Деловая этика в рекламе. Национальные особенности делового общения (этики). Атрибуты делового общения. Основы рекламы Основные понятия. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Цели и общие требования к рекламе. Функции рекламы. Реклама и общество. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие. Виды рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Другие виды рекламы. Средства распространения рекламы. Планирование рекламной кампании. Исследования в рекламе. Позиционирование. Уникальное торговое предложение. Рекламная аргументация. Оценка эффективности рекламы. История развития рекламы в России и за рубежом. Этапы развития рекламы. Особенности современного этапа развития рекламы. Проблемы развития отечественного рынка рекламы. Мировой рынок рекламы. Международная реклама. Кросс-культурный анализ. Взаимодействие российской и зарубежной рекламы. Перспективные направления рекламной деятельности. Современные рекламные стратегии. Реклама в отраслях и сферах деятельности. Психология рекламной деятельности Психология восприятия рекламы. Психологическое воздействие рекламы на потребителя и его механизмы. Психологические аспекты принятия решений в сфере рекламы. Эмоционально-рациональный баланс рекламного обращения. Общепсихологические модели и реклама. Психологическая эффективность рекламы Социология рекламной деятельности Социологические факторы возникновения рекламы как массового явления. Массовое сознание как объект рекламы. Реклама и ценностные ориентации общества. Инновационные процессы в обществе и их механизмы; роль рекламы в инновационных процессах. Социологические исследования аудитории и средств массовой коммуникации. Социологическое обеспечение рекламной кампании. Социальное влияние рекламы. Социальная эффективность рекламы. Массовые коммуникации и медиапланирование Понятие коммуникации. Теории и виды коммуникации. Специфика функций отдельных средств массовой коммуникации. Факторы, определяющие границы и состав аудитории. Эффективность средств массовой коммуникации. Масс-медиа в структуре современной общественной жизни. Реклама в структуре современных масс-медиа. Новейшие информационные каналы. Планирование использования информационных каналов в рекламе (медиапланирование). Особенности выбора конкретных носителей рекламы. Стратегия и тактика медиапланирования. Медиаплан. Контроль и оценка его эффективности. Разработка и технологии производства рекламного продукта Рекламное обращение: виды, формы, содержание, структура и композиция, творческое воплощение и художественное оформление. Язык рекламы: выразительные и художественно-изобразительные средства в рекламе; выразительные средства речи; речевое воздействие, рекламный текст и рекламный слоган, цели и задачи, правила создания; семиотика рекламы; стилистика рекламы; специфика языка аудиальной, визуальной и печатной рекламы; проектирование рекламной кампании, создание концепции рекламного обращения. Копирайтинг. Креатив в рекламе. Художественный и компьютерный дизайн в рекламе. Режиссура рекламы. Теория и практика фоторекламы. Основы операторского искусства и сценарного мастерства. Технологии производства рекламной продукции. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Правовое регулирование рекламной деятельности
Менеджмент
Маркетинг
Деловое общение
Основы рекламы
Психология рекламной деятельности
Социология рекламной деятельности
Массовые коммуникации и медиапланирование
Разработка и технологии производства рекламного продукта
Практическое задание представляет собой работу с рекламными текстами с целью выявления жанровых, языковых и стилистических особенностей предлагаемых текстов (анализ особенностей языка рекламы); характеристики текстов с точки зрения воздействия на целевую аудиторию; анализ рекламных сообщений (вид, форма, содержание, структура, композиция, творческое воплощение и художественное оформление). Кроме того, практическое задание может быть направлено на разработку рекламного имени или создание рекламного сообщения. Проверяются следующие умения выпускников:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ ВЫПУСКНИКОВ Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если выпускник показывает глубокое знание современного состояния рекламного дела, строит ответ логично и в соответствии с планом, обнаруживает глубокое знание рекламных терминов, понятий и теорий, развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры, обнаруживает аналитический подход к излагаемой проблеме, обосновывает свою точку зрения, делает содержательные выводы. Оценка «ХОРОШО» ставится, если выпускник показывает достаточно хорошие знания современного состояния рекламного дела, строит ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полное. При необходимости выпускник подтверждает теоретические положения примерами, однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа и обоснования своей точки зрения. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если выпускник показывает недостаточную ориентированность в современном состоянии рекламного дела, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа отсутствует или наблюдается непоследовательность. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются, ответ носит преимущественно описательный характер. Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии неспособности выпускника правильно раскрыть базовые рекламные понятия. Ответ содержат ряд серьезных неточностей. Выпускник проявляет стремление подменить обоснование проблем рассуждениями бытового характера. Выводы либо отсутствуют, либо носят поверхностный характер. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Нормативные документы
Электронные ресурсы
|
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 032401. 65 «реклама» Охватывает тематику дисциплин теоретической и практической подготовки по соответствующей специальности | Методические указания по подготовке к государственному экзамену 5... Программа государственного экзамена по специальности «Налоги и налогообложение» для студентов обучающихся по специальности 080107.... | ||
Программа итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и... Целью итогового экзамена является установление соответствия уровня общепрофессиональной и специальной теоретической подготовки выпускников... | Программа дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама» Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,... | ||
Программа дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама» Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,... | Программа итогового государственного экзамена по теории и практике... Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | ||
Программа государственного итогового экзамена «Перевод (второй иностранный... Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена «Перевод (второй иностранный язык, французский)» | Учебно-методический комплекс «История экономических учений» составлен... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032401 «Реклама» и направления... | ||
Программа итогового экзамена по дисциплине «Уголовное право» для... Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня общепрофессиональной и специальной теоретической подготовки выпускников... | Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» Программа предназначена для подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итогового экзамена по специальности Информатика для проведения Государственного Аттестационного Испытания | Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Программа итогового государственного экзамена «Теория и практика таможенного дела» Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 08. 01. 15 «Таможенное дело» 3 | По дисциплине «Зарубежная литература» для студентов первого курса,... «Зарубежная литература» для студентов первого курса, обучающихся по специальности 031600. 62 – «Реклама и связи с общественностью»,... | ||
Программа дисциплины «Конфликтология» для специальности 032401. 65... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями... |