Книга: «Учимся, играя»
Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006..Электронный вариант книги в формате А4.
УРОК 19 Тема урока: Числа 0...5 И-или Работа по образцу Форма плоских геометрических фигур Пространственные отношения Счёт (количество-число) Внимание Память
Демонстрационный материал: Игрушки-зверушки, включая волка, зайчика, кошку, крота и лисичку, и две машинки (игрушки). В первую машинку вмещаются две зверушки, во вторую – только одна. Вместо машин можно использовать крышки от коробок – большую и маленькую или листы плотного картона, а вместо игрушек карточки-картинки.
Три медведя: большой, средней величины и маленький (игрушки, карточки-картинки или иллюстрации из сказки «Три медведя»).
Три плоские геометрические фигуры: кружок, треугольник и квадрат из цветного картона – это печенье.
Тетрадь-образец.
Раздаточный материал: Три геометрические фигуры: кружок, треугольник и квадрат. Желательно, чтобы геометрические фигурки и у детей, и у Вас были одного цвета, но у детей они могут быть меньшего размера. Геометрические фигурки для детей приготовьте заранее и разложите в плошки для раздаточного материала.
Ручка и разлинованная тетрадь для рисования.
Описание урока Числа 0… 5 Попрошу я всех ребят Цифры все построить в ряд!
| Вы строите ЧР (0, 1, 2, 3, 4, 5). Дети строят ИЧР.
| Цифры наши не молчат, Цифры наши говорят:
|
| «Всех сегодня в гости звали!
И с утра вас уже ждали!»
| Вы говорите от лица цифр.
|
|
| Быстро собираемся, В гости отправляемся! Все на машине едем! Куда? К лесным медведям!
|
|
|
| (к Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу)
|
| Поторопимся, ребята! С нами милые зверята Ехать собираются, Только не решаются Сесть в машину.
|
| И-или Для этого задания Вам потребуются игрушки-зверушки и две машинки. Вы будете перевозить зверушек на двух машинах. Дети определяют, кого на каждой из машин нужно везти. Голосом выделяйте слова «и», «или».
Тут волк, зайчишка, кошка, крот! Водитель всех их не возьмёт!
| Вы показываете волка, зайчика, кошку и крота.
| А машин-то две! Большая и маленькая!
|
| Маленькая машина! Надо, дети, выбирать, Кого будем мы сажать! Волка или лисичку? … (волка)
| Если «подъезжает» маленькая машина, то дети выбирают, кто из двух зверушек сейчас поедет (волк или лисичка), выбранного ими Вы и «перевозите».
| Ехали, да ехали! Наконец, приехали!
|
| Большая машина! Ехать хотят кошка и зайчик! Сейчас надо выбирать? … (нет) Кого будем мы сажать? Обоих посадим!
| Если «подъезжает» большая машина, то Вы усаживаете туда сразу двух зверушек (кошку и зайчика), выбирать при этом не надо.
| Ехали, да ехали! Наконец, приехали!
…
| Повторяем задание несколько раз, «перевозя» разных зверушек.
| Для следующего задания Вам потребуются три медведя.
Дальше мы поехали! Ехали мы, ехали,
| Крутим воображаемый руль.
| Наконец, приехали
В гости к мишкам косолапым!
|
| Машет нам Мишутка лапой!
|
| Выполняя следующее задание, повернитесь к детям спиной!
Правой лапой!
| Машем правой рукой.
| Левой лапой!
| Машем левой рукой.
| Повторяем несколько раз, затем повернитесь к детям лицом.
Три медведя нас встречают, В дом, конечно, приглашают.
| Вы ставите перед детьми медведей.
| У Мишутки – день рожденья, Всем готовят угощенье!
| Вы показываете на Мишутку.
| Настасья Петровна печенье печёт, Она нас на помощь, на кухню, зовёт.
| Вы показываете на медведицу и говорите от её лица.
| «Мне, ребята, помогите! По тарелкам разложите Вкусное печенье. Будет угощение Всем на удивление!»
|
| Работа по образцу. Форма плоских геометрических фигур. Пространственные отношения Для этого задания потребуются геометрические фигурки: треугольники, квадраты и кружки. Это печенье.
Треугольное печенье берём, Перед собой его кладём! Квадратное печенье берём, Справа от него кладём! Круглое печенье берём, Слева мы его кладём!
| Вы командуете и раскладываете печенье в ряд на доске в качестве образца. Дети раскладывают свои фигурки на партах одновременно с Вами.
| Ели…, ели…, ели…, ели…! Всё печенье быстро съели!
| Вы убираете фигурки с доски, а дети перемешивают фигурки и отодвигают в сторону.
| Повторяем задание несколько раз, меняя расположение печенья: круглое, треугольное слева, квадратное справа; квадратное, круглое справа, треугольное справа от круглого, и т.д.
Все фигурки мы сложили. Их на место положили!
| Дети убирают фигурки в плошки.
| В печке сидит именинный пирог,
|
| Свечи задуть, чтобы Мишенька смог!
| Вы показываете на Мишутку.
| А какой?
|
| Вот такой!
| Замыкаем руки в круг.
|
|
| Мишутку гости поздравляют, Подарки все ему вручают!
| Вы показываете на Мишутку.
| Мячик мама подарила,
| «Держим круглый мяч».
|
|
| Папа кубики принёс,
| «Держим коробку в руках».
|
|
| Кошка – щёточку
| «Чистим зубы».
|
|
| И мыло!
| «Намыливаем руки».
|
|
| А синичка – паровоз! Пых, пых, пых!
| Руки на пояс, плечи поднимаются и опускаются на каждое «пых».
| Подарки разглядели мы! А сосчитать сумеем ли?
|
| Счёт (количество-число) Счёт от 1 до 5. Вы перечисляете подарки, а дети с Вашей помощью их считают.
Мячик … (один), кубики…, щёточка…, мыло…, паровоз….(пять)
| Хорошо вы сосчитали! Число пять мне показали!
| Вы показываете число 5 в ЧР.
Дети – в ИЧР.
|
|
| Мы Мишутку поздравляем, Имениннику вручаем Свой подарок.
| Вы показываете на Мишутку.
| Загадку разгадаешь. Что это? Ты узнаешь!
|
|
|
| Кто с ним под дождик вышел, Для тех он вроде крыши.
|
| Если в тучах горизонт,
От дождя спасет вас ... (зонт)!
| Руки сомкнуть над головой – это зонт.
| Мы подарок свой отдали
|
| И на кухню побежали! А там ...
| [Бежим]
| Он пыхтит, как паровоз,
|
| Важно держит кверху нос.
| Подбородок вверх.
| Он шумит и кипятится, Всех зовёт чайку напиться.
| Легко шлёпаем ладошками по парте.
| Из чего нальют нам чай?
|
| Ну-ка, быстро отвечай! … (из чайника)
| Зовут к столу зверей, ребят.
|
| Готов пирог. И уж горят
На нём пять праздничных свечей. Задуй их, Мишка, поскорей!
| Поднимаем ладошку с отогнутыми пятью пальцами.
| Мишка дул, что было сил!
| Дуем на эту ладошку.
| Вот так!
|
| Он свечи сразу погасил!
| Собрали пальцы в кулачок быстрым движением.
|
|
| Тут разрезали пирог! Дали каждому кусок! Напились мы чаю, Меж собой болтая.
| Изображаем действия по тексу.
| Вот и съеден весь пирог,
| Разводим руками.
| Вышли гости на порог. Вышли гости на порог,
|
| Благодарны за пирог!
| Киваем головой.
| Разомнёмся-ка немножко, Мы пройдёмся по дорожке! Вышли все? А теперь На замок закроем дверь!
|
| Пальчики переплетаем, И замочек получаем. Повторяем ещё раз. Всё получится у нас!
| «Замок»: Переплетаем пальцы двух ладошек в замочек. Тянем руки в стороны, не расцепляя пальцев.
| Проверьте, чтобы все дети изобразили замок правильно. Не забудьте похвалить каждого!
Постояли мы минутку
|
| И пошли вслед за Мишуткой! По тропинке он идёт, Нас всех по лесу ведёт.
| [Изображаем медведя]
| Мы по лесу шли, шли, шли,
До большой горы дошли!
До какой? Вот такой!
| [Идём]
| Высокой очень и крутой!
| Тянем руки вверх.
| Саночки схватили
|
| С горки покатили! Первым едет мишка, Следом ребятишки! Вот так!
| Рука опирается на стол – это гора, по ней «съезжает» от плеча вниз ладошка другой руки.
| Счёт (количество-число) Ой!
| Счёт от 1 до 5.
|
|
| В снег упал Сережка! Это раз! А за ним Антошка! Это … (два)! А за ним Иринка! Это … (три)! А за ней Галинка! Это … (четыре)! А потом упал Игнат!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
| Сколько на снегу ребят? … (пять)
| Вы показываете число 5 в ЧР.
| Ой! Морозец, мороз!
|
| Покраснел у всех нас нос!
| Показываем на нос.
|
|
| Стало холодно гулять,
| «Дрожим».
|
|
| Пошли к мишке рисовать!
| Вы показываете на Мишутку.
| Пространственные отношения. Внимание. Память Для этого задания Вам потребуется тетрадь-образец, а, детям тетради для рисования и ручки.
Надо ручки в руки взять!
| Дети выполняют.
|
|
| Будем с мишкой рисовать!
| Вы показываете на Мишутку.
| Во избежание путаницы все начинают рисовать с новой странички. Каждый раз, переходя к следующему рисунку, дети с Вашей помощью находят место в тетради, где они будут его рисовать.
Где мы будем рисовать? Надо быстро показать!
| Дети показывают место для рисунка.
| Вы рисуете картинки по одной на доске, дети в тетрадях. Следующий рисунок предлагаете только после того, как все дети нарисуют предыдущий. Дети пяти лет выполняют это задание по памяти. Не забывайте хвалить!
Нарисуем пирожок! Кушай, Мишенька-дружок!
|
| Гребешок – четыре зуба, Сделали его из дуба! Миша, Миша, расчешись, Нам скорее покажись!
|
|
|
| А вот это леденец! Угощайся, молодец!
Ты его не ешь, соси!
Его сладость ощути!
Ох, и вкусно!
|
|
|
| А вот здесь, ребята, Для Мишеньки лопата!
Пусть он снег сгребает,
Мышцы укрепляет!
|
| Тетрадочки закрыли, А ручки отложили!
| Дети выполняют.
| Мы у мишек побывали,
Мы Мишутку поздравляли,
| Вы показываете на трёх мишек и на Мишутку.
| Мы по лесу погуляли, Мы картинки рисовали, А теперь пора прощаться, Домой надо возвращаться!
|
| «Будем ждать вас, ребятишки!» –
|
| Нам кричат с порога мишки. До свидания!
| Вы снова показываете на мишек.
|
|