Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2





Скачать 476.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2
страница1/4
Дата публикации25.07.2014
Размер476.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897 / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г. "Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования"

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".




  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).




  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).




  1. Примерная программа основного общего образования по литературе / М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

  2. Основная образовательная программа образовательного учреждения, составленная на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Информационно-методическое обеспечение введения ФГОС

  1. Нормативно-правовые документы.

  2. Сборник нормативно-методических документов для учителей литературы общеобразовательных школ Ярославской области (Депертамент образования Ярославской области, ЦОиККО, ГОУ ЯО ИРО, Ярославль, 2009).

  3. Методическое письмо МО РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения стандартов второго поколения» на 2013/2014 учебный год.

  4. Авторская программа по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной. 5-9 классы (Издательский центр «Вентана-Граф», Москва, 2013);

  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;

  6. Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (ГУ ЯО «ИРО». – Ярославль, 2007).

  1. Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М.А. Соловьёва, Е.В. Синотина, А.Н. Смирнова. (ГОАУ ЯО ИРО. – Ярославль, 2013).

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:



• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В соответствии с целями и задачами литературного образования изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Создать условия для формирования, сохранения, укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребёнка.

  2. Создать условия для развития речи обучающихся.

  3. Научить учеников видеть в художественном тексте ключевые образы и воспринимать их эмоциональную составляющую.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Обращаясь к текста художественных произведений, представленных в авторской программе, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности.

  2. Научить отличать бытовой рассказ от литературного повествования, для чего раскрыть смысл новых понятий «художественный образ», «информационный ряд», «эмоционально-образный ряд», «тема», «идея».

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

В 2013-2014 учебном году в 5 классе объем часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы, составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год. Уровень обучения – базовый.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно

воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:


  1. воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;




  1. формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление еѐ творческих способностей;




  1. формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;




  1. воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;




  1. развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;




  1. приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Таким образом, в процессе пол­ноценного восприятия художественного произведения форми­руется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.

  1. Требование к результатам освоения содержания предметных программ



Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:


• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;


• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:


• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;


• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;


• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:


1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.


2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.


4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



  1. Содержание учебного предмета (5 класс - 102 часа)

Литература как искусство словесного образа1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство словесного образа. Вы­мысел. Литература как учебный предмет. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства.

Реальность и вымысел. Фольклор.

Малые жанры фольклора — 3 часа

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жан­ры фольклора. Выражение народного миропонимания. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки — 4 часа. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художествен­ный мир сказок. Виды сказок.

  • «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.

  • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеоб­разие содержания. Отражение народного уклада жиз­ни и нравов. Поучительность бытовой сказки. Положительный герой и его противники.

  • «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказатель­ность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.


Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 1 час
Авторская и литературная сказка
Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки – 1час
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — 3 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина. Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные традиции в сказке Пушкина.
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 3 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произве­дения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сю­жета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 3 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 5 часов. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Сказочный характер фантастики. Волшебные и фольклорные основы повести. Реальное и фантастическое в произведении. Поэтизация картин народной жизни. Фольклорные традиции. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Изображение быта в по­вести. Художественные средства. Юмор. Живописность языка гоголевской прозы. Сочетание лиризма и юмора в повести. Яркость характеров. Характер повествования.
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» — 4 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная про­блематика. Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа. Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.
В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказа­тельность.
Внеклассное чтение. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное серд­це» — 1 час
Басня
Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Аллегория и мораль в басне – 1 час
И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лиси­ца», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» 3 часа. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о жи­вотных. Образы и сюжеты. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Аллегория и мораль, формы её воплощения. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова.
Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сы­новья». «Соловей и ястреб». «Ворон и Лисица». «Жук и муравей» Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». «Жёлудь и тыква». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб» 1 час. Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 вв. аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.
Этот необычный мир...
Легенда

Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда – 1 час
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 1 час. Слово о писателе. Добро и зло в че­ловеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизнен­ного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призва­ние варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Иго­ре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 2 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Авторы славянской азбуки. Фольклорные элементы. Образно-стилистические особенности жанра летописи.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» —3 часа. Интерес Пушкина к истории России. Легендарное и художественное. Летописная основа про­изведения. Традиции народной поэзии в создании образов. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады. Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.Человек и судьба. Поэтический мир произве­дения.
Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час
Лирическое стихотворение.

Первоначальное понятие о лирике. Мир чувств. Мир души и чувств. – 1 час

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 2 часа. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Жизненная основа душевных переживаний. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 3 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Поэтический мир стихотворения.

Мир природы
А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 3 часа. Слово о писателе. Философская проблематика стихотворений Фета. Лирические переживания человеком ми­ра: впечатления, чувства, душевные состояния. Природные образы и средства их создания. Поэтичес­кий мир стихотворения.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний ве­чер» — 3 часа. Слово о писателе. Философская проблематика стихотворений Тютчева. Образы природы в лирическом произ­ведении. Природные образы и средства их создания. Человек и природа. Поэтический мир стихотво­рения.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —3 часа. Слово о писателе. Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у до­роги...» — 1 час. Слово о писателе. Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Композиция. Поэти­ческий мир стихотворения.
С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 2 часа. Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенности создания картин природы. Образ природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Поэтический мир стихо­творения.
Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня стран­ника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час
Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении - 1 час
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 4 часа. Слово о писателе. Жанровое своеобразие романа. Образ главного героя. Случай и судьба в жизни человека. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Воля и труд. Образ путешественника в литературе.
А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Пробле­ма испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 4 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 2 часа. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировоспри­ятия в жизни человека.
Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 2 часа. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятель­ствах. Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Преодоление себя. Образ главного героя. Картины родной природы.
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 2 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира де­тей. Комическое.
Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Ве­ликой Отечественной войне) — 1 час.

Отличия от авторской программы:

Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Вариант распределения часов в авторской программе

Вариант распределения часов в рабочей программе учителя

Аудиторные занятия – 88 ч

Аудиторные занятия – 84 ч

Аудиторные сочинения – 6 ч

Развитие речи – 6 ч

Внеклассное чтение – 6 ч

Внеклассное чтение – 6 ч

Резерв – 5 ч

Стартовая диагностическая работа - 1 час




Диагностическая работа за 1 полугодие – 1 час




Обобщение изученного – 3 ч, в том числе 1 ч итоговый контроль




Резерв – 1 ч

Всего – 105 ч

Всего – 102 ч
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconМетодические рекомендации по проведению урока в рамках всероссийской...
Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconОрганизация рационального
Организация рационального (здорового) питания школьников: Практическое пособие / Г. О. Рощина, И. Ю. Яланузян – Ярославль: гоау яо...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconМетодические рекомендации Екатеринбург
Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сапегин К. В., Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты: методические рекомендации....
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconУрок жизни №3. Тема: Мамадыш сегодня
Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconУрок жизни №3 Тема: Мамадыш сегодня
Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconПрограммное содержание
Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconВопросы и задания
Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconМетодические рекомендации по проведению урока по теме: «Возрождение...
Автор-составитель: Хамитова Г. Р., к п н., доцент кафедры начального образования иро рт
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconЯрославского края: состояние и перспективы Материалы межрегиональной...
Администрации Ярославской области, Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова; сост.: Железнова...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconМетодические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск 2010...
Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы «Наша новая школа»: Естественно-математическое...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconУчебно-методическое пособие 2008 Требования к оформлению текстовых...
...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconПоложение о разработке, рассмотрении и утверждении реализуемых рабочих...
Закона РФ «Об образовании», методическими рекомендациями по разработке рабочих учебных программ по учебным предметам (курсам) в системе...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу яо иро «О преподавании учебного предмета Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012 — 2013...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении...
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ (гу яо «иро». Ярославль, 2007). Методическое пособие «Создание современного урока литературы». Автор: М. А. Соловьёва, Е. В. Синотина, А. Н. Смирнова. (Гоау яо иро. Ярославль, 2 iconПоложение о проведении областного заочного конкурса видеоуроков учителей...
Кафедра начального образования гоау дпо амурского областного иро проводит Конкурс видеоуроков с использованием современных образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск