«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал





Название«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет»

«Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Факультет Менеджмента
Программа дисциплины

«Теория организации и организационное поведение»

для направлений 080500.62 «Менеджмент», 080200.62 "Менеджмент" (Государственное и муниципальное управление) подготовки бакалавра (обязательная)

Курс: 2, 3

Автор программы: Сатикова С.В., к.э.н., satikova@hse.spb.ru


Одобрена на заседании кафедры Менеджмента «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Чуланова Г.Ю. ________________
Утверждено Советом Факультета менеджмента «___»___________ 2012 г.

Председатель А.А. Кайсаров _________________
Согласовано УМО «___»____________ 2012 г.

Начальник В.В. Шереметова __________________

Санкт-Петербург, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки

Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направлений 080500.62 «Менеджмент», 080200.62 "Менеджмент" (Государственное и муниципальное управление).

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 080500.62 «Менеджмент», 080200.62 "Менеджмент" (Государственное и муниципальное управление).
2. Цели освоения дисциплины
«Теория организации и организационное поведение» объединяет две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные области профессионального знания, в которых широко ведется научный поиск и специальные исследования, связанные с феноменом организации, влияние организаций на жизнь и поведение людей, постоянно накапливается фактический материал по развитию организаций, их преобразованию и соответственному изменению деятельности менеджеров и сотрудников.
Целями освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» являются:

  • Формирование у студентов системного представления об организациях, их функциях, основных закономерностях их существования и развития.

  • Понимание студентами современных взглядов на строение и функционирование организаций различных типов.

  • Развитие навыков организационного проектирования, работы с элементами внутренней среды организации.

  • Создание целостного представления о поведении людей и групп в организации.

  • Определение роли человека в организации

  • Уточнение влияния основных организационных характеристик на поведение сотрудников.

  • Совершенствование навыков прогнозирования и управления поведением людей в организации, повышения их организационной эффективности.

  • Подготовка студентов к предупреждению и разрешению сложных ситуаций при взаимодействии людей и групп в организации.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Учебный курс состоит из двух взаимодополняющих частей.

Часть 1. Теория организации. Читается студентам 2-го курса. В результате изучения данной части курса студент должен:

знать:

  • функции и сущностные признаки организации;

  • основные подходы к исследованию организаций;

  • основные понятия, позволяющие описывать процесс функционирования и развития организации (организационная структура, миссия, видение, стратегия, жизненный цикл и др.);

  • основные законы организационного проектирования и развития организаций;

уметь:

  • определять организационные типы;

  • проводить комплексные исследования, определяя этап и особенности развития организации;

  • прогнозировать на базе данных исследования дальнейшее преобразование организаций;

  • диагностировать возможные патологии развития организации.

обладать навыками:

  • анализа вертикальных и горизонтальных конструктов организации;

  • проектирования ключевых элементов организации;

  • организации и координации работ в процессе совместной деятельности (в данном случае – учебной);

  • самоорганизации и планирования учебной деятельности.


Часть 2. Организационное поведение. Читается студентам 3-го курса. В результате изучения данной части курса студент должен

знать:

  • основные теории поведения человека в организации;

  • особенности взаимодействия личности и организации;

  • основные концепции мотивации трудового поведения и их применимость в управлении организацией;

  • причины сопротивления организационным изменениям и подходы к управлению нововведениями;

  • принципы управления организационным поведением;

  • особенности организационного поведения в системе международного бизнеса.



уметь:

  • выявлять основные тенденции развития организационного поведения в конкретной организации;

  • использовать методы управления поведением группы ;

  • выявлять причины и использовать методы предупреждения сопротивления организационным нововведениям;

  • применять основы менеджерского, маркетингового, социокультурного и социопсихологического подходов к анализу и управлению организационным поведением;

  • использовать основные методы анализа и разрешения конфликта


обладать навыками:

  • диагностики особенностей организационного поведения людей и групп в современной организации;

  • влияния на различные формы организационного поведения.

  • работы по адаптации и совершенствованию организационного поведения в современных условиях.



В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК -1

владеет информацией по основным этапам и событиям мировой и отечественной истории, связывает их с изучением организаций и поведения людей

проведение лекций, семинаров, практических занятий

умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

ОК -4

распознает основные исторические процессы в развитии организации

проведение лекций, проведения семинаров, работа с кейс-стади

владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК - 5

самостоятельно ставит цели при выполнении учебных заданий, демонстрирует логическую структуру при проведении исследования или изучения материала

представление результатов проведенного исследования в форме эссе, контрольной работы

умение логически верно, аргументировано и ясно устроить устную и письменную речь

ОК-6

обосновывает свою точку зрения, использует свои накопленные знания

проведения семинаров, групповых дискуссий

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-7

владеет и использует необходимые знания в области изучения поведения человека, применяет и обосновывает свою точку зрения в малой группе

групповая работа над заданиями; работа с учебным, научным текстом

способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность

ОК-8

использует необходимые знания и навыки для принятия решений, берет на себя ответственность за действия и результаты работы в малой группе

проведения семинаров, групповых дискуссий,

групповая работа над заданиями;

стремление к личному и профессиональному саморазвитию

ОК-10

овладевает и использует необходимые знания в области развития потенциала человека для самосовершенствования

проведения семинаров, групповых дискуссий,

работа над заданиями; работы с учебным, научным текстом

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

ОК-13

распознает социальную значимость и социальные последствия своего воздействия на поведение людей

проведение лекций, семинаров, практических занятий

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-17

использует навыки работы с компьютером при подготовке к докладам, семинарским занятиям, написании эссе

постановка задачи исследования, планирование хода исследования при написании эссе

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах

ОК-18

использует для поиска информации для написания контрольных работ и эссе базы данных

оформление и представление результатов проведенного исследования в форме эссе

способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации

ОК-19

владеет и использует необходимые знаниями в области коммуникации, применяет и обосновывает свою точку зрения в малой группе

проведения семинаров, групповых дискуссий, деловых игр, подготовка презентаций по теме семинара

Способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

ПК-2

Представляет основные виды и специфику организационных структур, знает принципы проектирования структур

проведение лекций, семинаров, практических занятий,

работа с кейсами,

проектная деятельность, групповая и работа над заданиями

способностью использовать основные теории мотивации, власти и лидерства для решения управленческих задач

ПК-4

владеет основными теориями мотивации, лидерства и власти, может применять их для решения управленческих задач

проведение лекций, семинаров, практических занятий,

работа с кейсами

способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды


ПК-5

использует необходимые знания и навыки в области развития группы и формирования команды

работа с кейсами, проектная деятельность, семинары, групповая и работа над заданиями

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций

ПК-6

владеет и использует необходимые знания и навыки в области анализа и разрешения конфликтов

проведение лекций, семинаров, практических занятий,

работа с кейсами

способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

ПК-7

владеет и использует необходимые знаниями в области анализа и проектирования отношений людей в организации

проведение лекций, семинаров, практических занятий,

работа с кейсами

способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

ПК-8

использует необходимые знания и навыки для принятия решений, берет на себя ответственность за действия и результаты работы в малой группе

проведение семинаров, групповых дискуссий,

групповая работа над заданиями;

готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям

ПК-17

использует необходимые знания в области проведения организационных изменений, профилактики и преодоления сопротивления новому

работа с кейсами, проектная деятельность, семинары, групповая и индивидуальная работа над заданиями

знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде

ПК-25

представляет специфику различных национальных и организационных культур, развивает навыки поведения в многокультурной и межкультурной среде

работа с кейсами, проектная деятельность, семинары, групповая и индивидуальная работа над заданиями;

умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов


ПК-35

понимает особенности и структур бизнес процессов, представляет различия между видами бизнес процессов и особенности их функционирования, знает основные подходы к моделированию и реорганизации бизнес процессов

проведение лекций, семинаров, практических занятий,

работа с кейсами,

проектная деятельность, групповая и работа над заданиями



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную (базовую) подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Основы менеджмента», «История менеджмента», «Экономика», «Философия», «Культурология», «Социология», «Психология».


  1. Тематический план учебной дисциплины


Часть 1. Теория организации.

№п/п

Наименование разделов и тем


Аудиторные часы

Самост работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Раздел 1. Теория организации как наука

2

2

4

10

14

2

Раздел 2. Организация как система.

4

4

8

14

22

3

Раздел 3. Развитие организации.

4

4

8

14

22

4

Раздел 4. Проектирование организации.

Тема 4.1. Принципы организационного проектирования и дизайна.

Тема 4.2. Вертикальные конструкты: дерево целей. Работа с организационной структурой.

Тема 4.3. Горизонтальные конструкты: бизнес процессы и технологии.

4

4

8

20

28

5

Раздел 5. Эффективность организации. Критерии оценки.

4

4

8

12

20

6

Раздел 6. Патологии организации.

4

4

8

10

18

7

Раздел 7. Современные тенденции в развитии организации: обучающиеся и развивающие организации

4

4

8

12

20




Всего часов:

26

26

52

92

144

Часть 2. Организационное поведение.

№п/п

Наименование разделов и тем


Аудиторные часы

Самост работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Раздел 1. Основные подходы к изучению организационного поведения.

2

4

6

6

12

2

Раздел 2. Индивидуальное поведение в организации.

4

6

10

6

16

3

Раздел 3. Человеческие отношения на работе как основа организационного поведения.

2

8

10

6

16

4

Раздел 4. Групповое поведение в организации.

2

6

8

8

16

5

Раздел 5. Конфликты в организации.

4

4

8

8

16

6

Раздел 6. Поведение организации как целостной системы.

4

4

8

8

16

7

Раздел 7. Межкультурные аспекты организационного поведения.

4

4

8

8

16




Всего часов:

22

36

58

50

108


  1. Формы контроля знаний студентов


Часть1. (2 курс)

Тип

контроля

Форма

контроля

Четвертый модуль


Параметры

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Текущий

Контрольная работа










*
















Письменная контрольная работа 60 мин.

Работа на семинарских (лекционных) занятиях




























В течение учебного процесса

Эссе
















*










4-5 тысяч слов

Итоговый

Зачет

























*

Включает оценку за ответ на вопросы к зачету и оценку за итоговую письменную работу (тест).

Время написания итоговой письменной работы – 40 минут.


Часть 2. (3 курс)

Тип

контроля

Форма

контроля

Первый модуль


Параметры

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Текущий

Контрольная работа
















*










Письменная контрольная работа 60 мин.

Работа на семинарских (лекцион-ных) занятиях




























В течение учебного процесса

Итоговый

Экзамен

























*

Включает оценку за ответ на вопросы к экзамену и оценку за итоговую письменную работу (тест).

Время написания итоговой письменной работы – 45 минут.





    1. Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль знаний предполагает:

  • систематическую работу на семинарах.

Аудиторная работа студентов оценивается по результату индивидуальной или групповой работы в соответствии с использованной учебной технологией: разработка проекта, технология кейс-стади, деловая игра и т.д. Оценка по 10-балльной шкале заносится в рабочую ведомость. Результирующая оценка за работу на практических занятиях определяется как средняя арифметическая за весь период.

  • выполнение студентами письменной контрольной работы (1 работа в каждой части курса).

Контрольная работа предполагает выполнение 5 заданий; правильно выполненное задание оценивается в 2 балла. Оценка результатов контрольной работы выставляется по 10-балльной шкале.

  • написание эссе по предложенным темам.

При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:

  • соответствие содержания текста выбранной теме;

  • наличие четкой и логичной структуры текста;

  • ссылки на основные теории и/или достижения практики в данной области;

  • наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • соответствие оформления работы предъявляемым техническим требованиям;

  • сдача эссе в установленный срок.

Полное соответствие требованиям оценивается в 10 баллов, неполное выполнение приводит к соответствующему снижению балла.



  1. Содержание дисциплины

Часть 1. Теория организации.
Тема 1. Теория организации как наука.

Теория организации в системе наук. Организации как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации. Вклад различных наук в теорию организации: менеджмента, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических наук, юридических наук, информатики.

Модели  организаций на основе исторического и системного подхода, классические и современные взгляды на организацию. Специфика понимания организации в различных школах управления, особенности подходов М.Вебера, Дж.Одиорне, Н.Смелзера. Тектология А.А.Богданова как всеобщая организационная наука. Теория
систем и теории хаоса в понимании организации. Современные взгляды на организацию. Функции организации как части социума. Задачи организации во внешней и внутренней среде. Иерархия организационных моделей.
Тема 2. Организация как система.

Определение организации. Формальные и неформальные организации.

Подходы к управлению. Подход с позиций выделения различных школ в управлении. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.

Системные концепции. История теории систем. Определение системы. Особенности системы: целостность, структурность, иерархичность. Уровни иерархии систем: живые и неживые системы. Социальные системы. Открытые и закрытые системы. Подсистемы. Управление как система. Управление на основе системного подхода.
Тема 3. Развитие организации.

Этапы жизненного пути организации модели Л. Грейнера. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса. Практическая важность теории Адизеса. Жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения Е. Емельянова и С. Поварницыной. Специфика работы органиазции на разных этапах. Управление развитием организации.
Тема 4. Проектирование организации.

4.1. Принципы организационного проектирования и организационного дизайна.

Суть организационного проектирования. Последовательность организационного проектирования. Этапы реализации организационного проекта. Направления проектирования организации: структуризация, композиция, регламентация, ориентация.

4.2. Вертикальные конструкты: дерево целей, работа с организационной структурой.

Классификация целей организации. Этапы проектирования целей организации. Миссия, видение, стратегия, как основы проектирования организации. Формирование качественных целей. Оценка целей. Построение дерева целей. Исследование и формирование количественных целей. Оценка степени достижения качественных и количественных целей.

Проектирование структуры организации на основе дерева целей. Виды и особенности использования структур различных типов.

4.3. Горизонтальные конструкты: бизнес процессы и технологии.

Уточнение понятия «бизнес-процесс». Моделирование бизнес-процессов. Технологии описания бизнес-процессов. Технологии, реализуемые в бизнес-процессах. Оценка эффективности бизнес-процессов. Бенчмаркинг.


Тема 5. Эффективность организации. Критерии оценки.

Два направления оценки эффективности организации: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде. Кадровый, организационный, информационный потенциал. Показатели эффективности организации. Критерии оценки эффективности организации. Подходы к определению критериев эффективности. Проблемы при оценке эффективности организации.
Тема 6. Патологии организации.

Раскрытие термина «организационная патология». Болезни роста в организации. Отличие патологий от болезней роста.

Типы организационных патологий. Патологии в строении организаций. Патологии в управленческих решениях. Патологии в организационных отношениях. Борьба с патологиями. Инновации как способ преодоления кризиса. Опасность инноваций – возможность образования новых патологий.
Тема 7. Современные тенденции в развитии организации: обучающиеся организации

Органические организации. Их цели. Проблемы органических организаций. Принципы построения. Организационное обучение. Характеристики компаний с долгосрочной деятельностью. «Живые» и «экономические» компании. Принципы обучающихся организаций. Тенденции гармонизации и инновационности в развитии организаций.

Часть 2. Организационное поведение.
Раздел 1. Основные подходы к изучению организационного поведения.

Организационное поведение как наука. История и источники Организационного поведения. Предмет и объект изучения, методы организационного поведения как науки. Практическая ориентированность исследований и разработок в рамках Организационного поведения.

Основные подходы к изучению организационного поведения. Понятие организационного поведения. Важнейшие концепции, объясняющие организационное поведение через природу человека, феномен организации и специфику взаимодействия людей в социуме. Факторы, влияющие на организационное поведение.

Организационное поведение как развивающаяся система. Модели организационного поведения: уровневые, классические, современные. Влияние организационного поведения на эффективность организации.
Раздел 2. Индивидуальное поведение в организации.

Поведение человека на рабочем месте. Потенциал человека в организации. Развитие потенциала человека через эффективное управление организационным поведением.

Проблемы поведения работников: причины, классификации, подходы. Стрессы. Их влияние на организационное поведение. Причины трудовых стрессов. Стресс-менеджмент. Фрустрации, как проблемы деятельности. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание. Методы профилактики проблем.

Мотивация: основные концепции мотивации трудового поведения Системы стимулирования, поощрение и наказание как подходы к управлению организационным поведением.

Ролевое и статусное поведение как результат взаимовлияния организационного поведения и организационной культуры.

Методы управления индивидуальным поведением сотрудника.
Раздел 3. Человеческие отношения на работе как основа организационного поведения.

Природа рабочих отношений. Коммуникационные процессы: их значение и направленность. Коммуникативные потребности людей. Проблемы коммуникации на работе.

Конструктивные и деструктивные рабочие отношения. Формирование организационного поведения через включение в систему формальных и неформальных отношений в организации. Трудовое участие. Процесс участия, предпосылки и проблемы.

Инструменты управления отношениями в организации: адаптация; обратная связь; лояльность персонала; психологический контракт; дисциплина; влияние и власть; мотивация отношений.

Рабочие отношения и удовлетворенность трудом. Удовлетворенность менеджера.

Влияние различных типов рабочих отношений на нормальное или патологическое развитие организации. Организационные кризисы и отношения в организации.
Раздел 4. Групповое поведение в организации.

Группа. Групповая динамика как форма организационного поведения. Специфика группы, ее сила и слабость. Влияние структуры организации и особенностей малой группы на формирование конкретного типа организационного поведения работника.

Руководство и лидерство. Лидерское поведение. Модели лидерства. Власть и влияние. Власть и политика организации. Стиль управления и его влияние на поведение сотрудников. Взаимоотношения между формальным и неформальным лидерами как источник организационного развития, новых форм организационного поведения и конфликтов.

Специфика команды. Достоинства и недостатки команды. Проблемы создания команды. Подбор команды. Ролевая структура группы и формирование команды.

Взаимодействие малых группы внутри организации. Зоны напряжения и развития. Организационный климат как интегрирующий показатель взаимозависимых форм организационного поведения, его связь с удовлетворенностью трудом, работой отдельных подсистем организации и организационной культурой.
Раздел 5. Конфликты в организации.

Виды конфликтов в организации. Факторы возникновения конфликтов: информационные, структурные, ценностные, отношений и поведенческие. Модели конфликтного поведения в организации. Функции конфликтов в организации. Влияние конфликтов на организационное поведение.

Управление конфликтами и управление через конфликт. Принципы и подходы к анализу причин конфликтов. Использование конфликта для формирования требующихся типов организационного поведения.

Переговоры как форма разрешения конфликта. Специфика переговоров с посредником. Менеджер как посредник в организационном конфликте.
Раздел 6. Поведение организации как целостной системы.

Климат и культура организации, как факторы, определяющие ее поведение в целом и поведение сотрудников. Особенности культуры и климата различных организаций.

Модели эффективного организационного поведения фирмы.

Организационное развитие и изменение как методы формирования эффективных моделей поведения фирмы. Этапы внедрения изменений. Реакции сотрудников на изменения, инновации: принятие и сопротивление. Причины сопротивления. Проведение успешного изменения.
Раздел 7. Межкультурные аспекты организационного поведения.

Национальная и международная специфика организационного поведения: конструктивные и деструктивные формы. Организация как элемент в системе международного бизнеса. Международное влияние на организационное поведение. Управление многонациональной рабочей силой. Особенности и барьеры культурной адаптации. Межкультурный менеджмент.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный...
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconСанкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного...
Методические указания могут быть использованы студентами специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении курса «Коммерческое...
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал icon«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»...
Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой...
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconГосударственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"- санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconБюллетень для тайного голосования (из 25 членов ученого совета проголосовало:...
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал iconНациональный исследовательский университет высшая школа экономики
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск