Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка





НазваниеРахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер0.68 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДН(М).Ф.5 Теория языка


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профили 540301 Русский язык и литература

540306 Иностранный язык
(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

англ. языка и англ. филологии

факультета ФЖ и МК

(протокол №___от_________20__ г.)
Зав. кафедрой

________________________С.А.Виноградова

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины

1.1. Автор программы: С.А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка и английской филологии
1.2. Рецензенты:

Кускова С.В., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета журналистики МГИ ;

Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета
1.3. Пояснительная записка

  • Курс теории языка, подводя итог и обобщая теоретико-лингвистические знания, полученные студентами-выпускниками, имеет своей целью выработку общелингвистической перспективы, необходимой молодому специалисту в силу следующих причин: а) наука о языке так обширна, разветвлена и сложно структурирована, что университетский курс не может обхватить полностью даже те дисциплины и теории, которые имеют прямое отношение к его практической работе; б) темпы развития науки о языке так велики, что неизбежно появление новых парадигм языкознания, которые будет необходимо осмысливать самостоятельно.



  • задачи курса предполагают:

-обучение самостоятельному чтению лингвистической литературы

-ознакомление с новыми направлениями лингвистических исследований

-ознакомление с узловыми понятиями современного языкознания

-понимание состояния и сути современных научных проблем в связи с предшествующей историей развития данной науки

-выработка понимания, что сменяющие друг друга научные теории и направления не отменяют друг друга, а находятся в дополнительных отношениях

-формирование методологической основы лингвистического исследования

-развитие эвристических способностей студента и его лингвистической наблюдательности


  • Курс Теории языка является итоговой дисциплиной в ряду предметов, ориентированных на общелингвистическую подготовку студента. Систематическое знакомство с теорией языка начинается с таких базовых дисциплин как введение в филологию: Основы науки о языке; далее идут теоретические дисциплины, такие как История иностранного языка, Контрастивная лингвистика, а также некоторые курсы по выбору и спецсеминары, ориентированные на углубленную трактовку кардинальных языковедческих проблем, течений и теорий.

  • Требования к уровню усвоения курса предполагают, что студенты должны знать:

-историю, современное состояние и перспективы языкознания

-теории, концепции, постулаты, терминологию, персоналии, лингвистические течения и школы

-исторические изменения в комплексе фундаментальных представлений о языке

-современные концепции науки о языке

-основополагающие монографии теории языка

Кроме того, освоив курс Теории языка, студент должен уметь:

- четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической школе (течении)

-кратко формулировать основные черты лингвистических концепций

-иллюстрировать те или иные положения лингвистических теорий анализом языкового материала в рамках методик и технологий, принятых в данной лингвистической теории


  • Курс разработан на основе соответствующих требований государственного стандарта, а также на основе рекомендованных УМО по лингвистике учебников и учебных пособий по Теории языка таких авторов как Н.Ф. Алефиренко, В.И. Кодухов, Ю.С.Степанов, Ф.М.Березин и Б.Н Головин, Б.Ю. Норман, минских авторов А.А. Гируцкого и А.Е.Супруна, академического компендиума «Общее языкознание» под редакцией Б.А.Серебренникова курса, монографий ведущих отечественных и зарубежных лингвистов.


1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требование к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка):

ОПД.Ф.05

Теория языка

Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке. Язык как система и структура. Единицы языка и уровни языковой системы. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой. Знаковая концепция языка. Отличие языка от других знаковых систем. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке. Язык как конкретно-историческое явление. Объективность законов языкового развития. Язык и речь. Генетическое и онтологическое единство языка и сознания. Отражательная и познавательная функции языка. Типы языковой семантики. Основные лингвистические школы. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.


56


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр




Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР

Сам.

работа

1.

Направление бакалавриата 540300 Филологическое образование

Профиль 540306 Иностранный язык

3

5

56

42

30

12

14

экзамен


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы




Количество часов

Всего аудит

ЛК

ПР

Сам.

раб

1

Языкознание как гуманитарная дисциплина. Периодизация науки о языке.

2

2







2

Структурная лингвистика.

2

2




2

3

Лингвосемиотика.

4

2

2




4

Современное историческое языкознание.

2

2







5

Сущность языка и речи.

2

2







6

Менталингвистика.

4

2

2




7

Семантическая система языка.

4

2

2




8

Генеративное направление в лингвистике.

2

2




2

9

Герменевтика и проблема понимания

2

2




2

10

Семантика.

4

2







11

Когнитивная лингвистика.

4

2

2




12

Прикладная лингвистика

2

2




2

13

Социолингвистика.

2

2




2

14

Психолингвистика.

4

2

2

2

15

Лингвокультурология.

2

2

2




16

Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.










2



И Т О Г О

42

30

12

14



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура языкознания как науки.

Место языкознания в системе культурно-исторических и общественных наук. Связь языкознания с естественными науками. Языкознание, логика и психология.

Причины сложности структуры науки о языке: многоаспектность языка, множественность и многотипность языков, связь языка с другими системами (природа, общество, культура, искусство, наука и т.д.), множественность направлений, школ и течений.

Периодизация науки о языке. Парадигмы языкознания. Деление языковедческих дисциплин на основе деления лингвистики на внешнюю и внутреннюю. Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание. Общее языкознание как теоретическое ядро лингвистики.

Тема 2. Структурная лингвистика. Язык как система и структура. Единицы языка и уровни языковой системы. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой.

Тема 3. Лингвосемиотика. Природа и сущность языкового знака. Типология языковых знаков. Знаковая концепция языка. Отличие языка от других знаковых систем.

Тема 4. Современное историческое языкознание. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке.

Тема 5. Сущность языка и речи. Гносеологические определения. Онтологические определения. Прагматические определения. Многокачественная природа языка. Основные этапы порождения речи. Единицы языка и единицы речи.

Тема 6. Менталингвистика. Язык и мышление. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и сознания. Взаимоотношения языка с разными типами мышления.

Тема 7. Семантическая система языка. Сознание, знание и значение. Дискуссионные вопросы теории языкового значения. Типы языковых значений. Семантические универсалии и описание языков.

Тема 8. Генеративное направление в лингвистике. Истоки, цели, задачи., основные положения. Н. Хомский. Современные исследования по теории врожденных идей.

Тема 9. Герменевтика и проблема понимания.

Смысл и значение. Глубина прочтения текста. Когнитивные модели обработки информации. Проблема понимания и перевод

Тема 10. Семантика. Лексическая семантика. Проблемы лексического значения. Семантическая структура слова. Семантическая структура словаря. Теория концептуальной метафоры. Комбинаторная семантика. Элизионные и экспликационные словосочетания.

Тема 11. Когнитивная лингвистика. Основные понятия когнитивной лингвистики. Лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания. Типы концептов и их вербализация. Языковая картина мира. Языковая личность. Вторичная языковая личность. Реальный мир, концептуальная картина мира. Языковое сознание, языковая картина мира, языковой концепт, языковая личность, вторичная языковая личность.

Тема 12. Прикладная лингвистика

Цели и задачи прикладного языкознания. Основные концепты лингвосемиотики. Предмет, проблемы и тенденции лингводидактики. Информационное обслуживание

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Л. К. Рахманкулова
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс по предмету «Стилистика современного...
Кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии мгпу виноградова С. А
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен...
Кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии мгпу виноградова С. А
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconРусский язык
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconВ. В. Виноградов основные этапы истории русского языка
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconПояснительная записка курс «Функциональная грамматика»
Автор: Учебная программа по предмету «Аспекты теории функциональной грамматики» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом...
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconСтруктура обязательных предметных областей 5 классы
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconРазвитие культуры Беларуси в XVI – начале xviiiв
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconПоэма «Времена года» Кристийонаса Донелайтиса в современной интерпретации
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconПояснительная записка курс «Когнитивная лингвистика»
Автор: Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры...
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconПояснительная записка: Курс «Основы герменевтики»
Копылов А. В., к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии мгпу
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconЭнциклопедия одного слова Научно-практическая конференция Секция:...
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconПояснительная записка: Курс «Теория и практика перевода»
А. В. Копылов, к филос н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconУчебныйплан 6 Введение 11 История науки как смена мировоззрений....
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconПояснительная записка деловой английский курс по выбору, разработанный...
Автор: Учебная программа по курсу «Деловой английский» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета пояснительная записка iconМетодические указания к выполнению магистерской диссертации для обучающихся...
Геращенко Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мурманского государственного технического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск