Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций





Скачать 377.71 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
страница1/2
Дата публикации05.08.2014
Размер377.71 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2

e:\новая папка\изображение 009.jpg
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

  • Основная общеобразовательная программа БОУ «Нюксенская НОШ».

  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год

  • Положение о рабочей программе БОУ «Нюксенская НОШ». Приказ № 20 / 1 – ОД от 25.05.2013г.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

- авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2011.

Считаю необходимым вести данный курс, основанный на вышеуказанной программе, но порядок уроков и их тематику ориентировать на рекомендации автора учебника Кураева А. В. «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы» учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011, т.к. данный модуль имеет свою специфику изложения материала , поэтому авторские указания имеют большое значение для учителя ведущего данный модуль.

Пояснения*

В раздел тематического планирования «Основное содержание по темам я включала дословные выдержки из рекомендаций для учителя самого автора учебника «Основы православной культуры» А. Кураева. Данные выдержки выделены чертой. На мой взгляд, для учителя это необходимый ориентир построения всего урока, что, несомненно, облегчает поиск необходимой дополнительной информации к уроку и задаёт правильный вектор работы на уроке.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся, для учителей и родителей:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011.

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2011

  • .Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2011.

ЛИТЕРАТУРА для учителя:

  • Христианский дух в народных пословицах. Издание Сретенского монастыря.2000.

  • По дороге в храм. Как дети учителя научили. Э.Веденяпина. М.: БЛАГО, 2002.

  • Святые имена и места Вологды. Сборник исследовательских работ студентов Вологодского кооперативного колледжа. – Вологда, 2012.


Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Требования к уровню  подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
       знать/понимать:
 
       основные понятия религиозных культур; 
       историю возникновения религиозных культур; 
       историю развития различных религиозных культур в истории России; 
       особенности и традиции религий; 
       описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 
       уметь: 
       описывать различные явления религиозных традиций и культур; 
       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 
       излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 
       соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 
       строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и

излагать свое мнение; 
       готовить сообщения по выбранным темам..

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры »

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»



урока

Название

тем модуля

Основное

содержание

по темам

Краткий план занятия

Задания для совместной работы с родителями

Система оценивания

1

Россия – наша Родина

Отечество,

Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности.

1.Расскажите, что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Приведите пример того, как влияет духовного мир человека на его настроение и поведение.

3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир и/ или материальный мир.

4. Определите вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным.

5. Создайте символ для дружной семьи народов России.

6. Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны.

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Свод творческих заданий, оценочный лист

2

Культура и религия

- Что человек вкладывает в культуру

- Какие мысли несет религия

Определение культуры: то, что появилось на свет благодаря человеку.

1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

2. Что значит быть православным человеком?

3. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?





оценочный лист

3

Бог и человек в православии

- Какие дары Бог дал человеку
- Как вера в Бога может влиять на поступки людей Объяснение слова Бог

1.Почему Бога называют Творцом?

2. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

3. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке?

4. Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?


Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?

Свод творческих заданий, оценочный лист

4

Православная молитва

Вы узнаете:

-Что такое православие

- Что значит слово благодать

- Кто такие святые

- О молитве Отче наш

Молитва как реакция человека на весть о существовании Бога. Три вида православной молитвы: молитва-просьба, молитва-благодарение, и молитва-славословие, (чистая радость).Молитва «Отче наш».

Понятие «звательный падеж»

1. Что значит слово «молиться»?

2. Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди (выбери правильный ответ)

3. Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости.

4. Какие слова из перечисленных можно отнести к представлению о «Небесах» в молитве: облако; рассвет; Царство Божие; космос; ангел; галактика?

5. Объясни, как ты понимаешь значение слова искушать.

6. Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».

7. Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?


Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».

Перевод «Отче наш» с церковнославянского языка

Я бы даже предложил написать этот текст церковнославянскими буквами, с титлами на доске. Это ещё более загадочно, ещё более интересно для детей. Рассмотрение этой молитвы предлагаю начать с грамматического разбора — к концу 4-го класса дети это умеют.


Свод творческих заданий, оценочный лист

5

Библия и Евангелие

Вы узнаете:

- кто такие христиане

- что такое Библия

- что такое Евангелие

«Важный конфессиональный богословский тезис: «Бог и человек вместе создали текст Библии. От человека вопросы, особенности речи и строение той или иной книги Библии, а от Бога вдохновение, мысли, содержание Писания». Не вся Библия есть слово Божие. Это еще и мысль человека и поиск человека.»

Понятие «откровение»

1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2. Как переводится слово Евангелие?

3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?

4. Выбери правильный ответ:

а) Евангелие - это часть Библии.

б) Евангелие не входит в Библию.

5. Что означает слово «завет»? В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

6. как Соломон понял, кто мать ребенка?

7. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?

8. Кто такие христиане?





Оценочный лист

6

Проповедь Христа

- Чему учил Христос

- Что такое Нагорная проповедь

-Какое сокровище нельзя украсть

Знакомство с моментами жизни Христа. Понятие «проповедь Христа»

1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

2. Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

3. Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.

4. На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? Если напоминание, то о чём?





Оценочный лист

7

Христос и Его Крест

- Как Бог стал человеком

-Почему Христос не уклонился от казни

-Символика креста

Боговоплощение, рассказ о распятии Христа. Понятие «грех».«На этом уроке надо не виновных искать, а подчеркнуть добровольность жертвы Христа.» Символика православного креста.


1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.





Оценочный лист

8

Православное учение о человеке. Душа

- Когда болит душа

- Что такое «образ Божий»

«…детское определение души (ибо взрослого определения я не знаю): душа это то, что болит у человека, когда все тело здорово. А может быть и обратное — телу плохо, а душа радуется. ..приучить ребенка к некоему нравственному самоанализу»


1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

3. Как Библия рассказывает о происхождении души?

4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?





Оценочный лист

9

Совесть и раскаяние. Добро и зло

- О подсказках совести

- Как исправлять ошибки

В православии добро – это то, что:

- помогает росту души человека;

-помогает другим людям;

- радует Бога.

Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех.

продолжаем разговор о боли души. Как работает совесть?

1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5. Каковы этапы покаянных действий?


Разноуровневые задания на выбор (возможна помощь родителей):

  1. Написать предложения о добре и зле

  2. Найти пословицы и поговорки о добре и зле.

  3. Написать сочинение «Добро и зло в православии»

Свод творческих работ, оценочный лист

10

Заповеди

- Что общего у убийства и воровства

-Как зависть гасит радость

Беседа по содержанию заповедей Христа

1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?

2. Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

4. «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать?


Красочно оформите Заповеди Христа в свод творческих работ вместе с родителями

Свод творческих заданий, оценочный лист

11

Милосердие и сострадание

-Чем милосердие отличается от дружбы

-Кого называют «ближним»

«Милосердие – это любовь с заплаканным лицом.» Притча о добром Самарянине. Милосердие, помощь другому спасает жизнь самому тебе В главе есть цитата из аввы Дорофея: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Тут важно показать детям, что доброделание – это жизнь в радости. Помогая другим, ты помогаешь себе. Творение добра – это не просто выполнение какого-либо закона. Это благо и радость для тебя самого


1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал

Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?


. Создайте с родителями собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

Свод творческих заданий, оценочный лист

12

Золотое правило этики

Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?


Сочинение «Золотое правило этики»

Свод творческих работ, оценочный лист

13

Храм (Экскурсия в храм)

-Что люди делают в храмах

- Как устроен православный храм

о Храме и Иконе. Это связано с тем, что впереди каникулы, дети разъедутся по стране и миру и могут оказаться рядом с храмами и монастырями. Эта глава поможет им зайти в храм уже с пониманием его устройства.

Разговор о храме — сценарный. Дети идут на экскурсию в храм, и о нем детям рассказывает священник. Однако, этот урок не архитектурный и не искусствоведческий, а поведенческий. В этом возрасте ребенку важнее понять, что делают в храме, а не то, что означают слова паникадило, клирос, амвон. А вот почему зажигают свечи, что за «записки» за здравие и упокой пишут и передают?


1. Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?

2. Может ли православный христианин молиться без иконы?

3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».

4. Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

Благословлённая Вечной природой,

Ставшая телом живым благодать,

Кружит пчела, чтобы воском и медом

За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало

Быть на пчелу я похожим хочу,

Чтоб и мое бытие даровало

Мёд - человеку, и Богу - свечу.
В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?


Поисковая работа с родителями на выбор:

«Знаменитые Храмы России»

или с элементами краеведения «»История создания храма в посёлке Ачаирский»

Выступление на зачётном уроке
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПрограмма по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе...
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2012
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов...
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по труду рабочая программа...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск