Рабочая программа по праву





Скачать 219.52 Kb.
НазваниеРабочая программа по праву
Дата публикации14.08.2014
Размер219.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа


Рабочая программа ПРАВО 10 класс 35 часов


РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ПО ПРАВУ
10  КЛАСС

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10-11 классов общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы А.И. Матвеева «Право» 10-11 класс.

Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 69 часов для  изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и ХI классах, из расчета 1 час в неделю.

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебник:


  • Право: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов, Е.А. Лукашевой, А. И. Матвеева и др. - М.: Просвещение, 2007;

  • Программа «Право» А. И. Матвеева


Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания ] и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

— воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

— освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

— овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

— формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе I оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции несению ответственности.

Содержание программы

10 класс (35 ч)

Т е м а  1. Право и государство (7 ч)

Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и государства. 
Сущность права.
 Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве. 
Сущность государства.
 Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. 

Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. 
Функции государства.
 Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. 
Гражданское общество, право, государство.
 Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

Т е м а  2. Форма и структура права (5 ч)

Право в системе социального регулирования. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.

Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы. 
Источники права.
 Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. 

Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. 

Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

Т е м а  3. Правотворчество и правореализация (9 ч)

Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.

Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений. 

Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка. 
Механизм правового регулирования.
 Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права. 

Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.

Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.

 Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

Т е м а  4. Право и личность (5 ч)

Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека. 
Правовой статус личности.
 Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. 

Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.

Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.

Т е м а  5. Основы конституционного права (9 ч)

Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. 
Основы конституционного строя РФ.
 Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. 
Система органов государства.
 Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу. 
Гражданство Российской Федерации.
 Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ. 

Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.

Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения права ученик должен

знать/понимать:

— систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

— анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

— изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

— применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

— осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике!

— выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичны жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реал-зации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

— обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВО» 10 КЛАСС


№ уроков

Кол-во

часов

Тема уроков

Тип урока

Формирование универсальных учебных действий

Вид контроля, самостоятельной деятельности

ЦОР

Раздел 1. Право и государство (7 часов)

1.

1

Роль права в жизни человека и общества

Вводный

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, выражать собственное отношение к изучению предмета

Дискуссия о необходимости изучения права. Выработка кодекса юриста

Диск «Право и экономика


2

1

Происхождение права и государства.

Изучение нового материала

Знать объяснять основные понятия урока

Уметь: объяснять происхождение государства и права; называть признаки государства; характеризовать основные положения теории возникновения государства и права; различные точки зрения в понимании права

Задание на определение теорий происхождения государства и права. Задание на сопоставление функций первобытной власти и власти государственной

Диск «Право и экономика

3

1

Сущность  права

Комбинированный


Составление схем (задание 1 стр. 22), разбор проблемных вопросов

Диск «Право и экономика

4

1

Сущность государства

Комбинированный

Знать объяснять основные понятия урока

Уметь характеризовать различные подходы к пониманию государства;

Заполнение таблицы: «Отличительные черты государства от негосударственных организаций»

Диск «Право и экономика

5

1

Формы государства

Комбинированный


Знать объяснять основные понятия урока

Сравнивать формы правления, формы государственного устройства, политического режима

Составление схемы

Игра «Форма правления»

Диск «Право и экономика

6

1

Функции государства

Комбинированный


Знать объяснять основные понятия урока

Уметь характеризовать внутренние и внешние функции государства

называть условия формирования; Гражданского общества, его элементы.

Составление таблицы «Классификация функций государства», стр. 49. Составление схемы «Внутренние и внешние функции государства»

Диск «Право и экономика

7

1

Гражданское общество

Комбинированный


Разбор

проблемных вопросов

(задания

2, 6, 7, 8 стр. 58 - 59)

Диск «Право и экономика

Раздел 2. Форма и структура права (5 часов)













Тестирование, выполнение проблемных заданий

8

1

Право в системе социальных регуляторов.

Изучение нового материала

Объяснять основные положения урока. Называть социальные нормы, их признаки, сравнивать их

Заполнение таблицы:

«Общие черты и

различия социальных норм», групповая работа с текстами на определение социальных регуляторов поведения людей

Диск «Право и экономика

9

1

Нормы права.

Комбинированный


Умение обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, группировать информацию.

Составление схем классификаций правовых норм

Диск «Право и экономика

10

1

Источники права.


Комбинированный


Умение выделять главное, группировать информацию, критически оценивать информацию, сравнивать

Задания

на определение структурных частей норм права, классификация норм

Диск «Право и экономика

11




Система права.

Комбинированный


Умение обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, группировать информацию.

Работа с источниками

Диск «Право и экономика

12

1

Правовые системы современности.

Комбинированный


Умение выделять главное, группировать информацию, критически оценивать информацию, сравнивать

Составить сравнительную таблицу «Правовые системы»

Диск «Право и экономика

Раздел 3. Правотворчество и правореализация (9 часов)

13

1

Правотворчество

Изучение нового материала

Умение выявлять отличия, анализировать, определять свое отношение.

Дискуссия на тему: «Можно ли создать идеальный закон?» Деловая игра «Законодательный процесс»

Диск «Право и экономика

14




Реализация и толкование  права 


Комбинированный


Определять место общества в природе. Анализировать, объяснять свое отношение к общественным нормам

Составление схем: «Классификация форм реализации права. Толкование норм права.-

Диск «Право и экономика

15

1

Правовые отношения.


Комбинированный


Добывать и критически оценивать информацию.

Составление схем: «Субъекты права», «Содержание правоотношений», «Классификация юридических фактов»

Диск «Право и экономика

16

1

Законность и правопорядок.


Комбинированный


Систематизировать цели и особенности видов деятельности.

Договариваться с людьми.

Выработать умение систематизировать информацию

Разбор проблемных вопросов, заданий

Диск «Право и экономика

17

1

Механизм правового регулирования.

Комбинированный


Умение устанавливать взаимосвязи, аргументировано высказывать свою позицию, обобщать информацию

Составление схемы стадий механизма правового регулирования, разбор проблемных вопросов

Диск «Право и экономика

18

1

Правосознание  и  правовая культура

Комбинированный


Умение выделять главное, высказывать свою позицию,

Анализ материалов СМИ

Диск «Право и экономика

19

1

Правонарушение и  юридическая ответственность

Комбинированный


Умение сравнивать, устанавливать взаимосвязи.

Составление словарика темы, таблицы

«Квалификация правонарушений». Моделирование ситуаций правонарушений и анализ их

Диск «Право и экономика

20

1

Преступление  и наказание.

Комбинированный

Умение группировать информацию, делать моральный выбор.

Составить сравнительную таблицу «Преступление и проступок», схему «Виды преступлений», кластер «Терроризм». Решение правовых задач

Диск «Право и экономика

21

1

Обобщающий урок по главе 3

Обобщение и применение знаний

Умение определять собственную точку зрения и позицию

Тестирование, выполнение проблемных заданий. Моделирование и разбор ситуаций по теме

Диск «Право и экономика

Раздел 4. Право и личность (5 часов)

22

1

Права  человека: понятие, сущность, структура.

Изучение нового материала


Умение выделять главное, классифицировать информацию, действовать в рамках закона

Составление таблицы «Классификация видов прав человека». Работа с нормативными документами

Диск «Право и экономика

23

1

Правовой статус человека  и гражданина.

Комбинированный


Умение выделять главное, преобразовать информацию, определять свою позицию, классифицировать данные, аргументировано высказывать свою позицию.

Организация пресс-конференции по проблеме «Реализация конституционных прав в России»

Диск «Право и экономика

24

1

Юридические механизмы защиты прав  человека в Российской Федерации.

Комбинированный


Умение систематизировать информацию, обобщать, выделять главное.

Составление искового заявления. Синквейн «Правосудие». Словарик темы

Решение правовых задач, написание исковых заявлений, жалоб. Составить список правозащитных организаций страны, города, района

Диск «Право и экономика

25

1

Международная защита  прав человека.

Комбинированный


Умение устанавливать причинно-следственные связи

Составление схемы прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский Суд по правам человека

Диск «Право и экономика

26

1

Обобщающий урок по главе 4

Повторения и обобщения знаний

Умение обобщать информацию, группировать информацию, занимать свою позицию в обществе.

Знать и основные понятия темы

Диск «Право и экономика

Раздел 5. Основы конституционного строя (9 часов)

27

1

Конституционное право.

Изучение нового материала


Умение выделять главное, классифицировать информацию, действовать в рамках закона

Работа с текстом Конституции РФ

Диск «Право и экономика

28

1

Основы конституционного строя РФ

Комбинированный


Умение выделять главное, преобразовать информацию, определять свою позицию, классифицировать данные, аргументировано высказывать свою позицию.

Работа с текстом Конституции.

Задание на сравнение содержания текста Конституции с содержанием Устава области, статьями Всеобщей декларации прав человека

Диск «Право и экономика

29

1

Система органов государственной власти в РФ.

Комбинированный


Умение систематизировать информацию, обобщать, выделять главное.

Составление схемы «Основные пути осуществления народовластия в РФ»

Диск «Право и экономика

30

1

Система конституционных прав   и  свобод в РФ.

Комбинированный


Умение устанавливать причинно-следственные связи

Работа со 2 главой Конституции РФ


Диск «Право и экономика

31

1

Институт гражданства. Гражданство РФ.

Комбинированный


Умение обобщать информацию, группировать информацию, занимать свою позицию в обществе.

Решение правовых

задач. Составление кластера «Гражданство». Анализ нормативных документов

Диск «Право и экономика

32

1

Избирательное  право.

Комбинированный


Умение выделять главное, классифицировать информацию, действовать в рамках закона

Заполнение таблицы «Типология публичных выборов в РФ»

Диск «Право и экономика

33

1

Избирательный процесс

Комбинированный


Умение выделять главное, преобразовать информацию, определять свою позицию, классифицировать данные, аргументировано высказывать свою позицию.

Составление схемы стадий избирательного процесса

Диск «Право и экономика

34

1

Основы конституционного права

Повторительно-обобщающий урок

Умение систематизировать информацию, обобщать, выделять главное.

Тестирование, выполнение проблемных заданий

Диск «Право и экономика

35

1

Государство и право

Итоговый урок

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Тестирование, выполнение проблемных заданий

Диск «Право и экономика


Перечень учебно-методических средств обучения

1) Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;

2) Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина. Демократия: государство, общество. - М.: Просвещение, 1997 г.;

3) А. В. Ильин. Из истории права 10 -11 класс. - М.: Просвещение, 2002 г.;

4) Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы государства и права 10-11 класс. - М.: Просвещение. 2002 г.;

5) А. Ф. Никитин. Обществознание 10-11 класс. М.: Просвещение, 2005 г.;

6) А. Ф. Никитин. Правоведение 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2004 г.;

7) А. Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007 г.;

8) В. О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М.: Просвещение, 2002 г.;

9) Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005 г.;

10) Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;

11) кодексы РФ;

12) юридические справочники, словари, энциклопедии.

13) Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

14) Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2005;

15) Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

16) Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;

17) Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по праву iconРабочая программа По праву 11 класс (Профильный уровень)
...
Рабочая программа по праву iconРабочая программа По праву 10 класс (Профильный уровень)
...
Рабочая программа по праву iconРабочая программа по праву Разработана
Фкгс по предмету право программы по праву под редакцией А. Ф. Никитина М. «Просвещение» 2008г
Рабочая программа по праву iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по праву для 11 кл составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа по праву iconРабочая программа по праву для 10 класса среднего общего образования
Рабочая программа по праву (базовый уровень) для 10 класса составлена в соответствии с
Рабочая программа по праву iconРабочая программа по праву для 11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по праву (базовый уровень) для 11 классов составлена в соответствии с
Рабочая программа по праву iconРабочая учебная программа по Римскому праву
Римскому праву для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы обучения по государственному образовательному стандарту...
Рабочая программа по праву iconУрока по праву по теме «Роль права в жизни человека и общества»
Предложенный методический материал можно использовать при работе не только с учебником Е. А. Певцовой, но и с другими учебными пособиями...
Рабочая программа по праву iconРабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании»
Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании», фз №273 от 29. 12. 2012 г., Федерального...
Рабочая программа по праву iconКонспект лекции по Трудовому праву Казань
Кафедра гражданского и предпринимательского права (гпп) кгту им. А. Н. Туполева предлагает Вам конспект лекции по Трудовому праву,...
Рабочая программа по праву iconМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ по гражданскому праву
Курсовая работа по гражданскому праву представляет собой самостоятельную письменную работу студента по одной из предложенных ему...
Рабочая программа по праву iconПоложение
Ленинградской области по избирательному праву проводится с 1998 года. За годы своего существования олимпиада по избирательному праву...
Рабочая программа по праву iconПрограмма государственного экзамена по праву с методикой преподавания...
Сычева Н. В., Мазеина Ю. В., Темняков М. Т., Усольцев В. К. Программа государственного экзамена по праву. – Шадринск: Шадринский...
Рабочая программа по праву iconРабочая программа по курсу Преступления против семьи и несовершеннолетних
Рабочая программа является приложением к умкд по Уголовному праву (Особенная часть)
Рабочая программа по праву iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерный перечень курсовых работ по конституционному праву России примерный перечень курсовых работ по гражданскому и предпринимательскому...
Рабочая программа по праву iconПрограмма: Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 10-11 класс
Программа: Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 10-11 класс. Под ред. Боголюбова Л. Н. 2008 год. Глобус М


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск