Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс





НазваниеРабочая программа по обучению грамоте 1 класс
страница1/10
Дата публикации03.09.2014
Размер1.25 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида № 28


Рассмотрено Утверждено

на заседании МО учителей решением ПС учреждения

начальных классов Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________ И.О. директора __________
Рабочая программа

по обучению грамоте

1 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по обучению грамоте с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Срок реализации учебной программы 2013-2014 уч.г.


Разработали:

Чернякова Ю.Н. учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ V вида № 28,

первая квалификационная категория

Стельмашук Т.Г. учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ V вида № 28,

вторая квалификационная категория


Москва, 2013 год

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
1 класс

Пояснительная записка

Целью программы является:  формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению основными принципами русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным) и их реализации в процессе самостоятельной письменной речи, обучение чтению книг и детской периодики.

Задачи:

- сформировать действия чтения на слоговом и орфоэпическом уровне.

-научить технологии начертания всех письменных букв и их соединений.

-формировать приём фонематического анализа слов с последующей их записью.

-научить приёмам правильного списывания, письма на слух и по памяти.

-сформировать первоначальные орфографические навыки письма.

-развивать логическое мышление, воображение, связную и правильную  речь, память, внимание, наблюдательность.

-воспитывать интерес к русскому языку.

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение, письмо) для 1 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида авторами (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), М.: «Просвещение» 2013 г.

Общая характеристика учебного курса.

Ведущим методом обучения в СКОУ V вида является аналитико-синтетический метод. Поэтому в рамках учебного курса «Обучение грамоте» выделяются два периода – добукварный (целевой установкой которого является формирование предпосылок к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты) и букварный.

Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины для предметов, входящих в коррекционный лингвистический курс.

Порядок изучения звуков и букв в программе для СКОУ V вида - от правильно произносимых звуков и букв к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным, аффрикатам.

Каждый звук изучается сначала на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Таким образом, основное внимание уделяется правильному произнесению звука, затем устранению трудностей в различении и выделении звуков речи и правильному соотнесению их с соответствующими буквами.

Начальным этапом курса русского языка является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением   чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. В основе  курса лежит позиционный принцип, который осуществляется звуковым аналитико–синтетическим методом. Он слагается из двух взаимосвязанных процессов: обучение первоначальному чтению и обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).    

 В курс обучения грамоте входит развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания  о языке,  обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению.

Основой  курса является формирование представления детей о родном языке как предмете изучения; пробуждение  интереса и стремления к его изучению. При обучении русскому языку идёт освоение культуры речи, формирование коммуникативных навыков и умений общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами. Часть уроков посвящена упражнениям различных видов и форм:  это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, использование таблиц, схем, моделей, рисунков. Процесс обучения построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами.

Программа ориентирована на собственно лингвистическое и речевое развитие учащихся. Для достижения целей и задач программы используется системно – деятельностный  и личностно–ориентированный подходы через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы и дифференцированный подход. А также используются такие принципы как научности, доступности, наглядности, учёта возрастных и психологических особенностей, принцип оптимального соотношения теоретического и практического материала и  принцип учёта перспектив учёбы учащихся через мониторинг и диагностику.

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Курс ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.

В первом классе добукварный период длится 1-2 месяца и букварный 8-9 месяцев.

Данная программа рассчитана на 165 учебных часов (33 учебные недели) 5 часов в неделю. Со второго полугодия предусмотрено 5 часов для проведения проверочных работ.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.

Для достижения требуемых результатов обучения предполагается использование технологии деятельностного подхода, игровой и информационно-коммуникационной технологий обучения.

Виды и формы контроля: текущий, тематический, итоговый. Устный (опрос), письменный (тестирование, контрольное списывание).
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.

Обучающиеся должны знать:

- все буквы русского алфавита (название, начертание);

- правописание слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу и буквосочетаний чк, чн.

-правила переноса слов;

-правила написания заглавной буквы в именах людей;

-обозначение границ предложения (заглавная буква в начале, точка в

конце предложения).

Обучающиеся должны уметь:

-соотносить букву со звуком;

-дифференцировать сходные по артикуляционно-акустическим

признакам звуки;

-осознанно, правильно и плавно читать по слогам, соблюдая

правильное ударение;

-соблюдать правильное ударение и паузы на точках при чтении;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-писать изученные строчные и заглавные буквы;

-списывать отдельные слова и предложения с рукописного и печатного

текста;

-проверять написанное при помощи сличения с текстом-образцом и

послогового орфографического чтения написанных слов;

-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с

произношением, и предложений, состоящих из 3-4 таких слов (с

предварительным анализом);

-читать с паузами и интонацией, соответствующими знаками

препинания в конце простого предложения и в середине при

перечислении однородных членов;

-соблюдать правила гигиены при чтении и письме;

-правильно писать словарные слова: корова, собака, малина, посуда,

Родина, Москва, завод, работа, сапоги, мороз, ребята, пальто, петух,

карандаш, класс.

Используется учебно-методический комплект:

  1. Е.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова «Логопедический букварь»

  2. «Мои первые прописи» Узорова, Нефедова.

Содержание рабочей программы.

Добукварный период.

Звуки речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонетического восприятия одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова. Усвоение звукового и слогового состава слова на ограниченном речевом материале. Произношение и различение звуков, выделение их из состава слова на материале правильно произносимых звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, определение места ударения. Моделирование ритмического рисунка слова (отхлопывание, отстукивание).

Развитие внимания к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.

Выразительное чтение стихотворения, заученного наизусть. Ответы на вопросы о прочитанном учителем тексте. Умение объединять предметы по существенным признакам. Составление простого предложения.

Развитие двигательных и зрительных умений, направленных на подготовку зрительного и кинестетического анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движений руки. Развитие умений ориентироваться на странице тетради, классной доске.

Моделирование геометрических фигур и букв из разрезных материалов (палочек, спичек, пластилина, цветной бумаги и т.п).

Развитие произвольного внимания и слуховой памяти.

Букварный период.

Звуки и буквы.

Звуки:[а], [у], [м], [х], [о], [с], [п], [к], [в], [т], [н], [ы], [з], [л], [э] и буквы а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и .

Четкое и правильное произнесение всех сохранных и вновь по­ставленных звуков и различение их на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их последовательности в слове.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двухсложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно). Усвоение слов, состоящих из трех слогов (панама). Звуки гласные и согласные и их различение. Деление слова на слоги и усвоение слогообразующей роли гласных. Закреп­ление правил переноса слов указанных слоговых структур.

Звук [и] буква и в начале слова и для обозначения мягкости на письме. Значение и как слова, служащего для связи слов (Миша и Маша).

Твердые и мягкие согласные (ы—и) .

Звуки [ш], [ж] и буквы ш, ж. Правописание жи, ши .

Звуки [р], [р'] и буква р. Дифференциация [р]—[р']. Диффе­ренциация звуков [р] —[л] и букв р—л.

Буква е в начале слова и в положении после согласного.

Дифференциация звуков [с]—[ш], [з] — [ж] и букв с—ш,

Звуки [б]-[б'], [д]-[д'], [г]-[г1] и буквы б, д, г.

Дифференциация букв э—е .

Звук [ф] и буква ф .

Звонкие и глухие согласные -. Дифференциация звонких и глухих согласных. Умение проверять звонкие и глухие согласные при письме в конце слова (гриб — грибы, глаз — глаза).

Буквы я, ю, ё -. Употребление букв я, ю, ё в начале слова и после гласного. Твердые и мягкие согласные, их различе­ние (мо—мё, му—мю). Обозначение мягких согласных буквами и, е, ё, я, ю.

Мягкий знак (ь). Мягкий знак для обозначения мяг­кости в конце слова. Различение на слух твердых и мягких соглас­ных, стоящих в конце слова, ознакомление учащихся с употребле­нием мягкого знака. Мягкий знак между двумя согласными (конь, пальто). Деление на слоги слов с (ь) в середине слова, перенос слов с (ь).

Звук [ч] и буква ч. Дифференциация звуков [ч] — [т'], [ч] —[с'], и букв ч—т, ч-с .

Правописание ча, чу; чн, чк.

Звук [J] и буква й. Сопоставление и различение и и й. Право­писание слов с буквой й и правило переноса с этой буквой .

Разделительные ь и ъ.

Звук [ц] и буква ц. Дифференциация звуков [ц]—[с], [ц] — [с'], [ц] - [т'], [ц] —[ч] и букв ц—с, ц—т, ц—ч. ,

Звук [щ] и буква щ. Дифференциация звуков [щ] — [с'], [щ] —[ч], [щ] —[ш] и букв щ—с, щ—ч, щ—ш. Правописание ща, щу.

Формирование умения звуко-буквенного анализа слов, состоя­щих из четырех-пяти слогов (перемена, карандаши, октябрята), слов со стечением согласных (парк, книга):

Ударение. Умение распознавать ударение в двух- четырех­сложных словах. Умение находить ударные и безударные слоги.

Слово.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках живот­ных, названиях городов, деревень.

Предлоги перед словами. Раздельное написание наиболее рас­пространенных предлогов (в, на, у, с, под, над, из, за). Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делать? что делал? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.

Предложение.

Выделение предложений из текста. Членение речи на предло­жения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Со­ставление предложений из букв разрезной азбуки с предваритель­ным анализом. Самостоятельное составление предложений из двух — четырех слов.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предло­жения. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предло­жения (предварительное знакомство).Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Установление связи между словами в предложении с помощью

вопросов. Соблюдение в устной речи и при чтении пауз и интонаций, Соответствующих знакам препинания (в конце предложения, при перечислении).

Учебно-тематический план.


Содержание

Количество часов

  1. Звуки речи.

9

  1. Звуки и буквы.

120

  1. Слово.

11

  1. Предложение.

10

  1. Проверочные работы.

5

Всего часов

165
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconУчебно-тематическое планирование по обучению грамоте (русский язык...
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте к учебнику Горецкого В. Г. и др. «Русская азбука» под ред. Горецкого В....
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconРабочая программа по подготовке детей к обучению грамоте Разработчики:...
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconКонспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе
Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь»
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconТематическое планирование по «Обучению грамоте» к «Русской азбуке»...
«Методическое пособие по обучению грамоте и письму» Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconРабочая программа по обучению грамоте в 1 классе
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Азбука 1 класс, М.: Просвещение,2011
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconТесты по обучению грамоте, в 2 частях, 1 класс, М: Экзамен, 2010....
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.– М.: Вако, 2011
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconТематическое планирование по обучению грамоте 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconРабочая программа по предмету Оборудование
...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconУчебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» Цель урока: познакомить со звуками [д], [д
Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь»
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconРабочая программа по обучению грамоте на 2012-2013 учебный год
Программа: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т. М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconУмк «Начальная школа 21 века» рабочая программа по обучению грамоте...
Обучение письму едёт параллельно с обучением чтению с учётом требований координации устной и письменной речи
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу плещеевской нш-д/с на 2011-2012 учебный год. Рабочая программа по обучению грамоте (письмо и чтение) составлена на основе рекомендованной...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерное календарно-тематическое планирование уроков по обучению грамоте 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconУчебник по обучению грамоте и чтению: Азбука 1 кл. Авторы: Горецкий...
Рабочая программа по русскому языку «Обучение грамоте» Авторы программы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько., М.: Просвещение,...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс iconКонспект фронтального занятия по обучению грамоте «Буква Ш»
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск