Программа ориентирована на достижение





Скачать 411.02 Kb.
НазваниеПрограмма ориентирована на достижение
страница1/3
Дата публикации03.09.2014
Размер411.02 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3
f:\новая папка 2\изображение 008.jpgc:\users\техно\desktop\к прогр.png

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
     Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
     Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
     Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
     В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: 
     — формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
     — формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
     — развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
     — формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
     — формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
     — развитие воображения, творческих способностей;
     — формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
     — обогащение представлений об окружающем мире.

При составлении тематического планирования использованы нормативные документы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования : Приказ МО и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009

  • (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" 

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в -федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 г. Москва

"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" ) ;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год: Приказ министерства образования и науки Российской Федерации №2885 от 27.12.2011. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год"

- Примерные программы для начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации №03-1263 от 07.07.2005 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана";

- Учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год;

- Положение о рабочей программе БОУ "Нюксенская НОШ": Приказ №20/1-ОД от 25.05.2013.

  
     Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
     Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
     Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

   В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
      Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
      Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
      Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.
     Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
      Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
      Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
      Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
     В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
      На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
      В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
      Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
      Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
      В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
      Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
      Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
      Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
      Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
      Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
      Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.


3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс литературное чтение в 1 классе идёт после изучения программы "Обучение грамоте" по Букварю; не позднее 1 марта.

Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Раздел учебника.

Количество часов.




Знакомство с учебником.

1

1.

Страна Вообразилия.

15

2.

Сказки о животных.

14

3.

Природа и мы.

10













ВСЕГО:

40

Содержание программы

Круг чтения

     Страна Вообразилия (15 ч)
     С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».
     Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

     Сказки о животных (14 ч)
     Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
     Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».

Природа и мы (10 ч). Балл "Кружавинка"; М.Пришвин "Осеннее утро", "Черёмуха"; А.Блок "Зайчик"; Н.Рубцов "Воробей"; Л. Толстой "Орёл", "Какая бывает роса на траве"; Е. Чарушин Как Томка научился плавать"; А.Барто "Думат ли звери?"; В.Жуковский "Жаворонок".

Семейное чтение. К.Чуковский "Тараканище", "федорино горе"; русские народные сказки "Петушок - золотой гребешок", "Лиса и Заяц"; Дж.Харрис "Сказки дядюшки Римуса"; Ш.Перро "Кот в сапогах"; А.Усачёв "Королевская дворняжка"; Л. толстой "Слон", "Котёнок"; В. Бианки "Рассказы о животных".

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа ориентирована на достижение iconПрограмма по литературе ориентирована на достижение следующих целей: освоение
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа по предмету «История» ориентирована на достижение следующих целей
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура
Программа ориентирована на достижение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине исторические тенденции...
Программа предназначена для студентов второго уровня высшего профессионального образования «Магистратура», реализуемого в ипсуб удГУ,...
Программа ориентирована на достижение iconОбществознание примерная программа ориентирована на достижение следующих целей: развитие
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Программа ориентирована на достижение iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: воспитание
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специциальностей спо технического...
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: воспитание
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей спо технического...
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: воспитание
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специциальностей спо нетехнического...
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: воспитание
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей спо технического...
Программа ориентирована на достижение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новым Государственным стандартом начального общего образования. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном...
Программа ориентирована на достижение iconРефератов тематика ориентирована на
Темы рефератов (тематика ориентирована на выполнение работ учебно-исследовательского характера)
Программа ориентирована на достижение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущей целью образования в информационную эпоху является мотивация к достижению успеха. Что такое «достижение» в учебе? Это то,...
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе
Программа ориентирована на достижение iconРабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник: Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск