Рабочая программа учебного предмета: Обществознание.
Образовательная область : «Обществознание».
(базовый уровень)
Среднее общее образование
10 - 11 класс 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Панова Оксана Николаевна,
учитель истории.
г. Новоалтайск 2013 год
Пояснительная записка
Предмет: обществознание
Курс: «обществознание»
Класс: 10-11
Количество часов: В год: 70ч, в неделю: 2ч-10 кл. В год 68ч., в неделю: 2ч -11 кл. В 11 классе рабочая программа составлена из расчета 68 часов в год, так как согласно календарному планированию учебный год для 11 класса заканчивается 25 мая.
Форма работы: Классно-урочная
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы «Обществознание. 6-11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. -3-е изд., -М.: Просвещение. 2011. -38с.» Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучениеобществознания(включаяэкономикуиправо)встаршейшколенабазовомуровненаправлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина,
Распределение учебного материала в 10 классе:
№
| Наименование раздела
| Количество часов авторской программы
| Количество часов рабочей программы
| 1
| Общество и человек
| 16
| 16
| 2
| Основные сферы общественной жизни
| 38
| 38
| 3
| Право
| 10
| 10
| 4
| Заключительные уроки
| 2
| 3
|
| резерв
| 4
| 3
|
| итог
| 70
| 70
| Распределение учебного материала в 11 классе:
№
| Наименование раздела
| Количество часов авторской программы
| Количество часов рабочей программы
| 1
| Экономика
| 28
| 28
| 2
| Проблемы социально-политического развития общества
| 14
| 14
| 3
| Правовое регулирование общественных отношений
| 20
| 20
| 4
| Заключительные уроки
| 2
| 3
|
| Резерв
| 6
| 3
|
| итог
| 70
| 68
| Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования в X классе по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в XI классе по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В планировании в XX B XI классе предусматриваются резервные часы, которые могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года
Формы и методы обучения: дискуссия, ролевая игра, обучение с использованием ИКТ, индивидуальная и групповая работа.
Виды и формы контроля:
Что контролируем
| Виды и формы контроля
| - умение работать самостоятельно
| - тест;
- индивидуальный опрос;
- творческие задания;
- задания по карточкам
| - умение работать с источником
| Работа по вопросам:
- как вы понимаете смысл ….
- опираясь на статьи, покажите связь ….
- раскройте смысл фразы статьи ….
| - умение работать в группах
| - ролевая игра;
- творческие задания.
| УМК:
Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.—М.: Просвещение, 2007
. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений. / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.—М.: Просвещение, 2007
Дополнительная литература:
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
Человек и Общество. Дидактические материалы. 10-11 классы (к УМК Боголюбова).
Обществознание. Под ред В.Н. Князева. М., Айрис – пресс, 2006 год
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
4. аудиторная доска для письма;
5. столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. экран;
3. персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
4. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки
Компетенции:
Какие компетенции развиваются
| Через какие методы предполагается развитие
| Общекультурная компетентность
| Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
| Информационная компетенция
| При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
| Учебно-познавательная компетенция
| Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
| Педагогические технологии
Технология
| Цель
| На каком этапе используется
| технология критического мышления
| развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения.
| Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы.
| Технология проблемного обучения.
| Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их решению
| Самостоятельно работать с учебником, логически-поисковые навыки, констатирующие работы.
| Здоровьесберегающие технологии.
| Снижение утомления школьников
| дидак. игры, физкультминутки, групп. и парная работа,; создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для ученика климата; выполнение санитарно-гигиен. условий, смена вида занятий, посадка учащихся.
| В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Межпредметные связи и преемственность
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом. В качестве технологии обучения, по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
▪ технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
▪ технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
▪ технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
▪ метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
▪ теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование
самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).
Основные направления деятельности по здоровьесбережению и созданию механизма устойчивого сохранения и развития здоровья школьников в процессе обучения происходит на основе:
Обеспечение безопасной здоровьесберегающей среды в образовательном процессе(укрепление материально-технической, ресурсной базы, организация системы контроля за соблюдением норм технической безопасности)
Организация образовательного процесса на основе широкого использования педагогических технологий (личностно-ориентированных, игровых и т.д), способствующих снижению утомляемости учащихся на уроке, предотвращению их перегрузке и увеличению двигательной активности.
Обеспечение строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм, способствующих предотвращению неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.
Критерии оценивания
Оценка «5» выставляется, если ученик
- безошибочно излагает материал устно или письменно;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если ученик
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если ученик
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если ученик
- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценивание заданий в форме тестов.
| Репродуктивные тесты (часть А)
| Смешанные тесты (часть А,В,С)
| Оценка «5»
| Выполнено верно более 90% заданий
| Выполнено верно более 75% заданий
| Оценка «4»
| Выполнено верно 75 - 89% заданий
| Выполнено верно 50 -74% заданий
| Оценка «3
| Выполнено верно 50 -74% заданий
| Выполнено верно 25 -49% заданий
| Оценка «2»
| Выполнено менее 50% заданий
| Выполнено менее 25% заданий
| Оценивание письменных ответов.
Эссе.
Критерии оценивания:
Определена проблема.
Контекст высказывания раскрыт с изложением теоретического материала
Присутствует позиция автора.
Четкий вывод.
Теоретическая, проблемная задача.
Критерии оценивания:
Определена проблема.
Ответ раскрыт с опорой на теоретический материал.
Четкий вывод.
План ответа на вопрос.
Критерии оценивания:
Не менее 5 пунктов плана, отражающих весь теоретический материал вопроса.
Не менее двух пунктов детализировано, полностью раскрывают глубину каждого вопроса.
Четкий вывод.
Составление таблицы (сравнительной, хронологической и т.п.),схемы
Критерии оценивания:
Раскрыто содержание всех параметров таблицы, схемы
Содержание четко классифицировано и минимизировано в оптимальном объеме.
Четкий вывод.
Работа с источником (текст документа, учебника).
Критерии оценивания:
Раскрыто содержание всех вопросов по документу.
При ответе используется теоретический материал темы, приводятся примеры.
Четкий вывод.
|