Пояснительная записка
к учебному плану АОУ школы № 6 на 2013 / 2014 год. Учебный план школы для 1-11-х классов разработан на основании Федерального базисного учебного плана 2004 года, разработанных на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования , в соответствии с СанПин 2.4.2. 2831-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от
9 марта 2004г №1312», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МО и науки РФ от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с приказом МО Московской области от 08.07.2010 № 1561 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» .
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6. ст. 2, п. 2.6. ст. 32) учебный план образовательного учреждения обсужден на заседании педагогического совета протокол № 1 от 29 августа 2013, рекомендован к утверждению и утвержден приказом директора школы от 30 августа 2013 .
Учебный план направлен на реализацию целей и задач общего образования и концептуально опирается на принципы:
выполнения государственного образовательного стандарта по базисным дисциплинам;
расширения содержания и превышения стандарта образования в приоритетных областях;
ориентации учащихся на самостоятельную работу.
Базисный учебный план так же, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Учебный план составлен по БУП для школ, работающих в режиме пятидневной недели.
Учебные планы рассчитаны на 35 классов. Занятия организованы в две смены в начальной школе, в одну смену для II и III ступени.
Максимальные величины образовательной нагрузки
классы
| 5-дневная учебная неделя
| 1
| 21
| 2-4
| 23
| 5
| 29
| 6
| 30
| 7
| 32
| 8-9
| 33
| 10-11
| 34
|
Объем домашних заданий (по всем предметам) определен таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах -1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 -11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30). Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10).
Продолжительность урока -45 минут.
Продолжительность учебного года: 1класс -33 учебные недели, 2-4 классы-не менее 34 учебных недель, 5-11-классы-35 недель.
Основные направления содержания образования:
I ступень:
Учебный план для 1 - 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года для 1 класса 33 учебные недели, для 2–4 классов – 35 учебных недель. В 1 классе согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут, в январе-мае - по 4 урока по 45 минут каждый. Продолжительность урока для 2–4 классов – 45 минут.
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные результаты в рамках требований ФГОС. В 2013-2014 учебном году школа реализуют ФГОС начального общего образования в 1-3 классах.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4 классе. Модуль ОРКСЭ выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;
формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода w результата учебных-действий;
психическое и социальное развитие ребенка.
Особое внимание уделяется формированию у младших школьников
здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движении.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма, (написание записки, адреса, письма).
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:
формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. При проведении занятий по иностранному языку во 2-4 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.
В школе изучается английский и французский языки.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Изучение предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство) направлено на достижение следующих целей:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю).
Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практикоориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,' литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития В 1-3 х классах введена внеурочная деятельность по 10 часов в неделю:
Спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую.(см.Приложение №1)
. Согласно БУП со второго класса введено изучение иностранного языка – 2 часа в неделю.
Количество детей во 2-х –4х классах позволяет разделить класс на две группы, в связи с этим появляется 34 дополнительных часа английского языка.
Учебные часы распределены в соответствии с Региональным базисным учебным планом начального общего образования.
II ступень:
Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.
Базисный учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на не менее 34 учебных недель в год. Продолжительность урока - 45 минут.
Обязательные для изучения е основной школе учебные --предметы - Русский язык, Литература, Иностранные языки, Математика, Информатика и информационно-коммуникативные технологии, История, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, Природоведение, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Искусство, Физическая культура.
Учебный предмет «Русский язык» изучается по 4 часа в неделю в 5 - 7 классах, 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.
Целью изучение учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана выделены дополнительные часы для развития содержания учебного предмета с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка:
5 класс - 2 часа;
6 класс -1час
7класс -1час
Учебный предмет «Литература» изучается в 5 - 8 классах по 2 часа , в 9 –х классах -3 часа в неделю на базовом уровне.
Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с 5 - 9 классы по три часа в неделю.
Основными целями изучения иностранного языка являются:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной);
развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка. Учебный предмет «Математика» изучается в 5 - 9 классах по пять часов в неделю (базис). Из них - 3 часа отводятся на изучение Алгебры и 2 часа на изучение Геометрии в 7 - 9 классах.
Цели обучения математики:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания
значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство c историей математики.
Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе – по 2 часа в неделю. Преподавание осуществляется на базовом уровне.
Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе 2 часа в неделю.
Учебный предмет «История» изучается с 5 класса 2 часа в неделю, содержит модули : История России» и Всеобщая история.
Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по одному часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы : «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
Цели изучения предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений : развития личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Учебный предмет «География» изучается с 6 класса на базовом уровне.
В 6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений.
Учебный предмет «Биология» изучается с 6 класса.
В 6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю на базовом уровне. В 6 классе за счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана выделены дополнительные часы (1 час) для развития содержания учебного предмета с целью формирования и развития краеведческих знаний.
Учебный предмет «Искусство» (музыка и ИЗО) изучается в 5-7 классах по 2 часа в неделю и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю).
В 8 - 9 классах учебный предмет «Искусство» изучается по одному часу в неделю и является интегрированным. Программа данного курса рассчитана на два года обучения.
Региональный компонент содержания общего образования представлен учебно-методическим комплексом Л.Л.Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья»: 8-е классы -1 час
Занятия (уроки) по апробируемому предмету записываются в классный журнал, определена система текущей и промежуточной аттестации по предмету.
Учебный предмет «Технология» изучается в 5 - 7 классах по два часа в неделю, в 8 классе по одному часу в неделю.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения, образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках:
«Технология. Технический труд» (группы мальчиков).
«Технология. Обслуживающий труд» (группы девочек).
Работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится на бытовых швейных машинах.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 5 - 9 классах по одному часу в неделю.
Введение ОБЖ на базовом уровне обусловлено необходимостью обучения обучающихся умениям действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Цели изучения курса ОБЖ:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
изучение правил дорожного движения
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 5 - 9 классах по три часа в неделю.
При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования целесообразно учитывать основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:
Оздоровительное
Спортивное
общеразвивающие
Инвариантная часть учебного плана обеспечивает достижение государственного стандарта основного общего образования по основным предметам.
Часы школьного компонента используются для развития содержания учебных предметов на базовом уровне :
В 5-х классах на русский язык 2 часа.
на математику 1 час.
В 6-х классах на русский язык 1 час .
на математику 1 час.
на биологию 1 час.
В 7-х классах на русский язык 1 час.
В 8-х классах на алгебру 1 час
В 9 –х классах на алгебру 1 час.
на историю 1 час
В V-IX классах средняя наполняемость классов -25 человек, что позволяет осуществить деление классов на две группы при изучении иностранного языка, технологии и информатики, в связи с чем появляются дополнительные часы ( 81 час ):
Параллель
классов
| Кол-во классов
(делятся)
| Дополнительные часы
| Ин.яз
| технология
| Информатика и ИКТ
| итого
| 5 классы
| 3
| 9
| 6
|
| 15
| 6 классы
| 3
| 9
| 6
|
| 15
| 7классы
| 3
| 9
| 6
|
| 15
| 8классы
| 3
| 9
| 6
| 3
| 18
| 9 классы
| 3
| 9
|
| 9
| 18
|
| 13
| 45
| 24
| 12
| 81
| III ступень:
Учебный план для 10-11х классов составлен на основании Федерального базисного учебного плана 2004 года, разработанного на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2831-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В учебном плане сохранен универсальный вариант. Обучающиеся получают среднее (полное) общее образование на базовом уровне.
Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Базисный учебный план на ступени среднего (полного) общего образования направлен на реализацию следующих целей:
создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
обеспечение базового изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;
установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;
расширение возможностей социализации обучающихся;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;
удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Обязательные для изучения в основной школе учебные предметы - Русский язык, Литература, Иностранные языки, Математика, История, Физическая культура, а также интегрированные учебные предметы Естествознание, Обществознание.
Учебный план школы составлен для универсального непрофильного обучения.
Региональный компонент содержания среднего (полного) общего образования составляет учебно-методический комплект В.М.Шаталова, О.Н.Зубакина «Русское речевое общение» -10-11классы (один час в каждом из указанных классов).
Региональный компонент используется в качестве дополнительных часов в преподавании русского языка и алгебры (Письмо Министерства образования от 07.07.2009 № 4994-05о/07):
русского языка (1 час) с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативных компетенций, развитие навыков речеведческого, стилистического и лингвистического анализа текстов,
математики с целью развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей, профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе; формирования отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей ее развития. Математика изучается как два самостоятельных предмета Алгебра и Геометрия.
Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает модули (разделы) Обществознание, Экономика и Право. В 10 классе эти модули преподаются в составе предмета Обществознание» - 3 час. В 11 классе Экономика изучается как самостоятельный предмет, обществознание -2 час.
Интегрированный учебный предмет Естествознание изучается в виде самостоятельных предметов на базовом уровне: Физика - 2 часа, Химия - 2 часа, География - 1 час, Биология - 1 час.
Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступени среднего общего образования. Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план.
Часы школьного компонента используются для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых учебных предметов федерального компонента :
11 класс: 1. История - 1 час
2. Элективного учебного предмета: математика -1час
3. Биология -1час.
4. Химия – 1час.
5. Экономика -1час
10 класс : 1. История - 1час
2. Биология - 1час
3.Химия - 1час
4. Обществознание -1час
5. Элективного учебного предмета: математика -1час.
В X - XI классах(кроме 10б кл) средняя наполняемость классов -25 человек, что позволяет осуществить деление классов на две группы при изучении иностранного языка, физической культуры и информатики, в связи с чем появляются дополнительные часы ( 14 часов):
Параллель
классов
|
Кол-во классов
| Дополнительные часы
| Ин.яз
| Физическая культура
| Информатика и ИКТ
| итого
| 10кл
11кл
| 2
| 3
| 3
| 1
| 7
| 1
| 3
| 3
| 1
| 7
|
|
| 6
| 6
| 2
| 14
| В связи с выше изложенным в целом по школе появляются новые дополнительные часы в количестве 95 час .
Учебный план обеспечен учебно-методическим комплектом , согласно Перечня учебников, допущенных на 2013 -14 уч.год.
Таким образом, учебный план школы на 2013/14 учебный год выполняет образовательный государственный стандарт по базовым дисциплинам, расширяет содержание и превышает стандарт образования по предметам, приоритетных направлений работы школы, готовит к поступлению в высшие учебные заведения. |