Скачать 215.86 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ: __________ СОГЛАСОВАНО: _________ Директор школы Зам директора по УВР ________________________ _________________________ «____» сентября 2013 г. «____» сентября 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ЭРДЫНИЕВА АЛЕКСАНДРА ЖАРГАЛОВИЧА II квалификационная категория По учебному курсу «Обществознание» 8 класс 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа). Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации Обществознание: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2010. Учебник: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. ОУ/ Под ред. Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2008. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Этап изучения обществознания в 8-9 классах ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
Тема 1. Что такое человек (8 час.) Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования, духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни. Тема 2. Человек и природа (4 час.) Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды? Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды. Тема 3. Человек среди людей (7 час.) Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть? Тема 4. Человек в обществе (14 час.) Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия. Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие. Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России. Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения. Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе. Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая деятельность: основные условия успеха. Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление. Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека. Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества. Итоговое повторение по курсу (1 час) Учебно-тематический план Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (35 часов).
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать
уметь
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности: - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; -участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; -выдвижение гипотезы, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается : поиск нужной информации по заданной теме; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается: понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и при самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков. Критерии оценки устного ответа Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Используемый учебно-методический комплект: Учебник:
Рабочая тетрадь:
Дополнительная литература:
Ресурсное обеспечение:
Календарно-тематическое планирование. Обществознание. 8 класс.
|
Рабочая программа педагога титовой Ольги Борисовны (высшая квалификационная... «светловская средняя общеобразовательная школа завьяловского района» алтайского края | Рабочая программа педагога бабошиной Татьяны Афанасьевны, первая... Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы | ||
Рабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа Чурсина Олега Николаевича Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа педагога шайдуллин Рустем Рашитович, I квалификационная... Средняя общеобразовательная школа с. Тумутук азнакаевского района республики татарстан | Рабочая программа педагога бабошиной Татьяны Афанасьевны, первая... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа педагога Юсуповой Замиры Венеровны II квалификационная... «Беденьговская основная общеобразовательная школа»Тетюшского муниципального района Республики Татарстан | Рабочая программа педагога казиловой Марии Садрутдиновны Первая квалификационная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края | ||
Рабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная... Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии | Рабочая программа педагога низамиева Рамиля Вакиловича I квалификационная... Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам... | ||
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | Рабочая программа педагога гусаковой Валентины Васильевны, I квалификационная... В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования... | ||
Рабочая программа учебного курса по немецкому языку для 2 класса... Муниципальное общеобразовательное учреждение «нижнеозернинская средняя общеобразовательная школа» | Балагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр | ||
Рабочая программа педагога василенко Людмилы Викторовны, I квалификационная... Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года и федеральными законами РФ в области безопасности... | Рабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» |