Скачать 297.06 Kb.
|
Приложение 3.7 к приказу № 165 от 31 мая 2011 года Пояснительная записка к рабочей программе по труду Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Программа является авторской. Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4). Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся. Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика: 1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами; 2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи; 3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее. В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток. В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем: • у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной; • необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди; • необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек; • пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; • все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность; • изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами; • творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя; • на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя); • в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов; • в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку. В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев. Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы). Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет: «Давай познакомимся!» — желтый; «Человек и земля» — зеленый; «Человек и вода» — синий; «Человек и воздух» — голубой; «Человек и информация» — розовый. В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики: • название темы урока; • краткая вводная беседа; • основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»; • информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы); • итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания). В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради. Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике. Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребёнку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребёнка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребёнок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребёнок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей. В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо обратиться к рабочей тетради. При переходе к практической работе с учениками следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения работы надо оценить выполненное ребёнком изделие. К каждому практическому заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку при подготовке и анализе работы. 1. Сложность: • очень легко; • легко; • трудно. 2. Затраты по времени: • менее одного урока; • один урок; • поделку необходимо доделать дома. 3. Оценка своего изделия: • над поделкой надо еще потрудиться; • поделка сделана хорошо; • поделка сделана отлично. Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям: • название изделия; • использование, назначение изделия; • материалы, используемые для изготовления изделия; • форма деталей изделия; • количество и название деталей; • способы соединения деталей в изделии. Такой многоаспектный анализ поможет ребёнку осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребёнка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать. Отдельно следует отметить, что детей нужно учить подготавливать, организовывать свое рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия и доводить начатое до логического завершения. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, что позволит ему в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни и дальнейшем обучении. Методические указания к планированию уроков рассчитаны на максимальное количество часов. Учитель по своему усмотрению может сокращать и увеличивать количество часов, отводимых на изготовление определенных изделий. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать:
К концу учебного года учащиеся первого класса должны уметь:
Труд. Н.И.Роговцева; Н.В.Богданова; И.П.Фрейтаг. 1 класс. УМК «Перспектива».
|
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Программа по технологии на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10.... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 9 классе... Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2012 | Республики Татарстан «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ||
Республики Татарстан «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Пояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)... ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по географии рабочая программа... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011 |