МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»
(ЮЗГУ) Кафедра государственной политики и территориального управления
методические указания
для самостоятельной работы студентов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЛИТОЛОГИЯ
Курск - 2013
1.Методические рекомендации преподавателю Лекция является фундаментальным источником знаний и должна способствовать глубокому усвоению материала, активизировать самостоятельную работу обучающегося. Весь курс лекций готовится до начала семестра, в котором читается этот курс. Лекции должны быть присущи тематическая завершенность, целостность и логическая стройность. К каждой лекции необходимо готовиться за несколько дней до ее чтения. Накануне лекция просматривается и подвергается окончательной доработке. При чтении лекции необходимо соблюдать основные правила ораторского дела.
Лектор обязан четко и доступно излагать содержание курса, обеспечивать условия для усвоения и возможности конспектирования. Основное внимание должно уделять разъяснению трудного для усвоения учебного материала, развитию интереса и активности обучающихся. Чтение лекции необходимо сопровождать рассмотрением примеров, соответствующих основным положениям лекции, что позволяет увязывать теоретические вопросы дисциплины с практикой.
Во вводной лекции необходимо дать четкое представление об изучаемом курсе, методах его изучения, задачах курса. В начале каждой темы необходимо ознакомить обучающихся с целями изучения раздела и его структурой, осветить междисциплинарные и межтематические связи. При завершении рассмотрения темы лекции следует подводить итоги, предоставлять обучающимся возможность задать уточняющие вопросы.
При подготовке лекций необходимо обращаться к следующим видам литературы: учебники и учебные пособия; научная литература; текст или конспект лекций за прошлые годы; конспекты обучающихся; другие материалы (документы обсуждения лекций на заседании кафедры, программы, рабочие и календарно-тематические планы лекций и практических занятий и т.д.).
На практических занятиях обучающиеся должны овладевать навыками постановки целей, задач и организации бизнеса и самостоятельного принятия эффективных решений; усваивать идеи, принципы и функции предприятий рыночного типа, независимо от вида деятельности, общественной формы; изучать основные понятия, принципы и методы управления малым и средним бизнесом.
В ходе практических занятий проводится разъяснение теоретических положений курса, уточнения междисциплинарных связей. На преподавателя, ведущего практические занятия, возлагается контроль самостоятельной работы обучающихся. Каждое практическое занятие следует начинать с опроса по содержанию лекций и одновременной проверке выполнения текущего задания. Выполнение практических работ должно развивать у обучающихся навыки использования основ предпринимательской деятельности.
Результаты опроса и проверки фиксируются преподавателем в журнале успеваемости и доводятся до сведения обучающихся, при этом фронтальный опрос должен охватывать как можно большее число обучающихся.
2.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Цели написания контрольной работы (реферата):
изучение студентами актуальных политических проблем;
ознакомление с политическими документами и работами отечественных и зарубежных исследователей;
развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
Тема реферата выбирается студентом и утверждается преподавателем. Студенты выступают с рефератами на семинарских занятиях, заседаниях студенческого научного кружка, студенческих научных конференциях.
Выполняя работу, следует:
корректно сформулировать тему реферата и рассматриваемой проблемы;
изучить научную литературу по исследуемой теме и дать ее краткий обзор;
логически грамотно построить всю работу;
уметь сформулировать результаты своего исследования.
Структура реферата включает: введение, основную часть(параграфы, озаглавленные в соответствии с планом), заключение и список литературы. План реферата согласовывается с научным руководителем.
Все цитаты в реферате сопровождаются ссылками на литературный источник и даются в кавычках. Сноски на источники можно делать внизу страницы, в конце разделов или в конце работы. Список литературы составляется по общепринятым правилам описания источников.
Текст контрольной работы должен быть написан четким разборчивым почерком или напечатан (через два интервала.) Примерный объем его 20-25 машинописных страниц.
На титульном листе указываются:
название вуза и кафедры;
тема реферата;
фамилия и имя студента с указанием факультета и номера учебной группы.
место и год написания реферата.
2.Методические рекомендации по проведению семинарских (практических) занятий по курсу.
Семинарские занятия позволяют углубить и систематизировать знания студентов, более подробно рассмотреть отдельные темы курса.
Успешное изучение данной дисциплины возможно при активной самостоятельной работе студентов.
При изучении дисциплины предусмотрен постоянный устный и письменный контроль над знаниями студентов, позволяющий преподавателю дифференцированно подходить к процессу обучения. Устный контроль осуществляется, в основном, на семинарских занятиях, к каждому из которых студенты готовят обширные или краткие сообщения-дополнения. Письменный контроль осуществляется при проверке конспектов по предмету и тестовых заданий.
К каждому семинарскому занятию студенты готовят краткие конспекты рекомендованных источников, а также выполняют творческие задания.
3.Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля: содержание и порядок проведения ТЕМА №13
Круглый стол на тему: «Межэтнические отношения в современной России»
(4 часа)
Цель: формирование толерантного мышления - значимая составляющая образовательного и воспитательного процесса.
Задачи:
воспитание у молодёжи миролюбия, формирование уважения к людям и их культуре, религии;
создание толерантной среды в обществе путем профилактики терроризма, экстремизма, гуманизации отношений между представителями разных наций.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, стенд. Направления работы круглого стола
1. Проблемы, механизмы и этапы развития межэтнической среды в современных условиях.
2.Самочуствие населения как индикатор толерантного поведения и отношения к межэтнической проблеме.
3.Развитие организационно-методических и правовых средств повышения межэтнической толерантности в работе с населением.
4. Проблема формирования культуры межэтнического общения в молодёжной среде.
5. Межэтническое взаимодействие в условиях региона. Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателей.
2.Выступление участников круглого стола.
3. Перерыв. 15 мин.
4.Представление проектов направленных на развитие межэтнического общения и взаимодействия.
5.Подведение итогов круглого стола.
ТЕМА № 8
«Парламентские выборы»
(деловая игра)
Время 1ч. 30 мин. Цель занятия: изучение истории и политической платформы парламентских партий.
Задачи:
- образовательная: знакомство с деятельностью парламентских партий и с избирательной системой.
- воспитательная: формирование политической позиции и активности студентов.
Оборудование занятия: трибуна, урна для голосования, бюллетени, эмблемы с символами партий, плакаты, портреты лидеров, и т.д.
Ход занятия 1 тур
«Представление партий»
Выступающие:
«Единая Россия»
КПРФ
ЛДПР
«Справедливая Россия» по 5 мин. на выступление (20 мин.)
- история образования;
- представление лидера;
- основные принципы, лозунги и т.д.;
- оформление выступления: эмблема, плакат, портрет лидера и т.д. 2 тур
«Программа»
по 10 мин. на представление программы (40 мин.)
- политическое развитие России;
-социально-экономическое развитие;
- безопасность РФ. 3 тур
«Дебаты»
(15 мин.)
- каждый выступающий задает по 1 вопросу двум оппонентам (выбор по договоренности). 4 тур
«Выборы»
(10 мин.)
- тайное голосование, в котором принимают участие все;
- подсчет голосов.
5 мин.
- на выступление представителей «Избиркома» (аналитиков) и подведение итогов.
Участники дебатов оцениваются как по результатам голосования, так и по оценке аналитиков. Работа «Политических аналитиков»
Критерии оценки
5 балльная шкала – по 2 турам, 3 кон. -7 балльная. Критерии оценивания выступающих:
1 тур
«Представление партий»
- время;
- эмоциональность;
- доступность выступления (быстро или медленно, тихо или громко,
наличие логических ошибок, оговорок, запинаний, пауз и т.д.);
- оформление выступления. 2 тур
«Программа»
- время;
- доступность выступления (быстро или медленно, тихо или громко,
наличие логических ошибок, оговорок, запинаний, пауз и т.д.);
- соответствие плану выступления. 3 тур
«Дебаты»
- время;
- эмоциональность (сдержанность или несдержанность, уважение или неуважение к оппоненту);
- качество вопросов;
- качество ответов. Основная литература: 1. Гаджиев К. С. Политология. Базовый курс [Текст] : учебник для бакалавров / КамалудинСеражудинович Гаджиев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с.
2. Политология / под общ.ред. А. Г. Грязновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 396 с. Дополнительная литература:
Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. Курск, 2005.
Вяткин К.С. Лоббизм по - немецки // Полис. 1993. № 1.
Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М., Логос, 2004. – 488 с.
Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структура, динамика. М., 1999.
Перегудов С.П. и др. Группы интересов и российское государство. М., 1999.
ТЕСТЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ
«Политология» 1. Предметом политической науки является:
а) общество в целом;
б) политические отношения;
в) классы и социальные группы;
г) права человека. 2. Главная образовательная цель преподавания политологии:
а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;
б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;
в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;
г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовать свои права, личные и групповые интересы. 3. Прогностическая функция политологии заключается:
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования политической и других сфер общества;
в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов. 4. Создатель первой модели идеального государства:
а) Т.Мор;
б) Конфуций;
в) Платон;
г) К.Маркс. 5. Термин “Политика” в научный оборот ввел:
а) Н.Макиавелли;
б) Конфуций;
в) Аристотель;
г) Платон. 6. Автором теории о влиянии климата на политический процесс является:
а) Ф.Аквинский;
б) Платон;
в) Ш.Монтескье;
г) Ж..Боден. 7. Именем библейского мифического существа свою работу назвал:
а) Аристотель;
б) А.Токвиль;
в) Т.Гоббс;
г) Ш. Монтескье. 8. Причиной возникновения политики явилось:
а) разделение общества на отдельных индивидов и осознание ими своих интересов;
б) распространение христианства;
в) возникновение первых государств;
г) национальные конфликты. 9. Субъекты политики – это:
а) только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических целей;
б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;
в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие участие в политической деятельности;
г) политические партии (и только они), участвующие в политической жизни общества. 10. Под ресурсами власти понимается:
а) наиболее ценные для субъекта власти средства;
б) способы достижения целей объектом власти;
в) средства, с помощью которых субъект власти контролирует поведение или подчиняет объект власти;
г) средства, с помощью которых объект власти контролирует поведение или подчиняет субъект власти.
11. Выражение “там, где начинается политика, заканчивается мораль” принадлежит:
а) Платону;
б) Н.Макиавелли;
в) представителю марксистской традиции;
г) представителю христианской традиции. 12. Выражение “политика есть, кроме всего, сфера взаимодействия между классами” принадлежит:
а) представителю Древней Греции;
б) представителю либерализма;
в) представителю марксизма;
г) представителю христианства. 13. Точку зрения, согласно которой политика имеет личностное измерение и восходит к конкретной личности, отстаивает:
а) бихевиаризм;
б) прагматизм;
в) позитивизм;
г) функционализм. 14. Родоначальником теории либерализма является:
а) Д.Локк;
б) Ш.Монтескье;
в) Ж.Ж.Руссо;
г) К.Маркс. 15. Термин”легитимность” означает:
а) отставку лидера партии;
б) особенные качества лидера;
в) характер отношений между лидером и массами;
г) приемы воздействия лидера на массы. 16. Основой легитимности власти в демократическом государстве является:
а) принуждение;
б) идеологическое убеждение;
в) традиции;
г) свободные выборы.
17. Под политической властью в правовом государстве понимается:
а) умение навязывать свою волю другим;
б) использование элитой своих преимуществ;
в) управление слабыми со стороны сильных;
г) делегирование обществом государству политических полномочий. 18. В основу легального господства положены нормы:
а) рационально разработанные, юридические;
б) патриархальные, традиционные;
в) сословные;
г) произвольные. 19. Ресурсом власти в наибольшей степени зависимым от средств массовой информации является:
а) интересы;
б) распределение материальных благ;
в) принуждение;
г) убеждение. 20. Автором концепции трех форм господства (лидерства) является:
а) Платон;
б) Ж.Ж.Руссо;
в) М.Вебер;
г) Г. Алмонд. 21. Рецепт руководства: “государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти” принадлежит:
а) Э. Берку;
б) Платону;
в) Н.Макиавелли;
г) Э.Локку. 22. Государство от других политических и социальных институтов отличается:
а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;
б) монополией на легитимное насилие;
в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности;
г) более высокой степенью институализации власти. 23. Принцип “Государство – ночной сторож” абсолютировали идеологи:
а) социализма;
б) либерализма;
в) радикализма;
г) консерватизма. 24. Государственный суверенитет характеризуется:
а) независимостью высших органов власти от общества;
б) правом народа на свержение деспотического правительства;
в) тем, что источником власти всех государственных институтов является народ;
г) независимостью государства от других государств. 25. Национальный суверенитет – это:
а) ликвидация национального гнета;
б) независимость от других государств;
в) независимость государства во внешних сношениях;
г) совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального, экономического и политического строя. 26. Концепции правового государства соответствуют суждению:
а) правовон государство- это государство, в котором реализован и действует принцип разделения властей;
б) правовон государство- это государство, в котором существует и реально действует конституция;
в) правовое государство- это государство, где все подчинены закону;
г) правовое государство- это государство с многопартийной системой. 27. Гражданское общество характеризуется:
а) зрелостью социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений;
б) подчинением общества государству;
в) высоким уровнем политической культуры, социальной и политической активности граждан;
г) развитием самоуправления и демократии. 28. Одним из основоположников концепции правового государства является:
а) Т.Гоббс;
б) Платон;
в) И.Кант;
г) Н. Макиавелли. 29. Президентской республикой является:
а) Канада;
б) США;
в) Марокко;
г) Нидерланды. 30. Парламентская республика существует в:
а) США;
б) России;
в) Франции;
г) Германии. 31. Одним из создателей концепции политической элиты является:
а) Г.Моска;
б) Т.Гоббс;
в) А. де Токвиль;
г) М.Бакунин. 32. Политическая элита – это:
а) руководство политической партии;
б) все лица, которые влияют на власть и принимаемые ею решения;
в) небольшая группа общества, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвуют в принятии решений, связанных с использованием власти;
г) засилие государства во всех сторонах жизни общества. 33. Автором теории рациональной бюрократии является:
а) Кант;
б) Цицерон;
в) Парето;
г) Вебер. 34. Автором “Железного законе олигархических тенденций” является:
а) М.Дювертье;
б) Д.Истон;
в) Острогорский;
г) Р.Михельс. 35. Тип лидерства, основывающийся на вере в необыкновенные качества политического лидера называется:
а) традиционным;
б) Харизматическим;
в) рационально-легальным;
г) рационально-иррациональным. 36. На характер политического лидерства наибольшее влияние оказывает:
а) социально-экономическая ситуация в стране;
б) факторы международного положения;
в) психологические черты лидера;
г) характер политической культуры общества. 37. Понятие “харизматическая власть” впервые ввел в научный оборот:
а) М.Вебер;
б) А.Токвиль;
в) К.Маркс;
г) В.Ленин. 38. Важнейшая идея либерализма утверждает:
а) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
б) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;
в) существование универсального морального порядка;
г) необходимость активного участия аристократии в управлении государством. 39. “Левыми” называют сторонников:
а) консерватизма;
б) радикализма;
в) либерализма;
г) социализма. 40. Наиболее характерной стратегией политического консерватизма является:
а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических отношений и институтов;
б) ориентация на запросы граждан;
в) стремление к нововведениям;
г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений. 41. К необходимости рыночной экономики и ограничению ее регулирования государством аппелирует:
а) социализм;
б) либерализм;
в) фашизм;
г) консерватизм. 42. Современная доктрина вмешательства государства в экономику выдвигается направлением:
а) демократическим;
б) консервативным;
в) неолиберальным;
г) либеральным.
43. Плюралистической концепции демократии соответствует:
а) идея автономии личности и ее первичность по отношению к народу и его воле;
б) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы;
в) соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти;
г) ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира. 44. Национал-социализм является господствующей идеологией в системе:
а) тоталитаризма;
б) автократии;
в) демократии;
г) социал-демократии. 45. Одним из признаков авторитарного политического режима является:
а) наличие широких прав и свобод человека;
б) полный контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности;
в) опора на силу;
г) многопартийность. 46. Разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию является:
а) фашизм;
б) национализм;
в) расизм;
г) фемиизм. 47. Монополия на власть какой-либо партии, группировки или института – специфическая черта:
а) авторитаризма;
б) либерализма;
в) демократии;
г) полиархии. 48. Главным и необходимым условием существования демократической политической системы является:
а) наличие многопартийности;
б) ограниченный по времени мандат на пребывание у власти для политических лидеров;
в) выборность органов местного самоуправления;
г) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов. 49. Общей для всех определений политической системы является:
а) адаптация к условиям окружающей среды;
б) применение узаконенного принуждения в обществе;
в) уравнительное распределение материальных благ;
г) авторитарные методы управления. 50. Понятие "политический режим” означает:
а) государственный строй;
б) совокупность средств и методов, которыми господствующий слой осуществляет свое политическое и экономическое господство;
в) система обязательных признаков, правил, мероприятий, норм, устанавливаемых для какой-либо деятельности;
г) методы осуществления политической власти в обществе. 51. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для режима:
а) правового;
б) авторитарного;
в) тоталитарного;
г) теократического. 52. Демократический строй государства предполагает:
а) подчинение меньшинства большинству;
б) подчинение большинства меньшинству;
в) подчинение всего населения власти одного или нескольких лиц;
г) подчинение всего населения власти одной партии. 53. Тоталитарный режим был впервые установлен:
а) в Испании;
б) в Италии;
в) в Германии;
г) в Японии. 54. К демократическому политическому режиму не относится следующая оценка:
а) все демократические режимы соблюдают права человека;
б) все демократические режимы допускают оппозицию правящим партиям;
в) все демократические режимы характеризуются разделением властей;
г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления. 55. Автором концепции разделения властей является:
а) Вольтер;
б) Ж.Ж.Руссо;
в) Д.Дидро;
г) Ш.Монтескье. 56. Партийная система означает:
а) расстановку классовых сил;
б) идеологические группировки;
в) взаимодействие оппозиционных сил;
г) взаимодействие групп интересов. 57. Основная причина возникновения многопартийности заключается:
а) в многонациональности народа страны;
б) в усложнении социально-экономической ситуации;
в) в дифференциации социального состава общества;
г) в соперничестве отдельных представителей политической элиты. 58. Функцию артикуляции интересов выполняет:
а) правительство;
б) политические партии;
в) законодательные органы;
г) судебные органы.
59. Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения ее органов, участие населения в их формировании – это:
а) форма государственного устройства;
б) политический режим;
в) тип легитимного государства;
г) форма правления. 60. Главным компонентом политической системы являются:
а) политические институты;
б) социальные институты;
в) конституционно-правовые нормы;
г) классы, нации, социальные группы. 61. Правильным является суждение:
а) все партии делятся только по классовому признаку;
б) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство;
в) все партии имеют целью борьбу за государственную власть;
г) некоторые партии ограничивают свою деятельность только выборами. 62. Основным отличительным признаком политической партии является:
а) наличие программы;
б) социальная база;
в) притязание на политическую власть;
г) принцип демократического централизма. 63. Основная роль политических партий на современном этапе заключается:
а) в борьбе за власть;
б) в балансе политических сил;
в) в борьбе за социальные интересы;
г) в борьбе за экономические интересы. 64. Удельный вес партии в политической жизни общества определяется:
а) числом членов и активистов партии;
б) количеством избирателей, голосующих за партию в период выборов;
в) числом полученных мандатов в представительных органах;
г) популярностью лидера. 65. Идеологические партии представляют собой:
а) организованную группу людей, ориентирующуюся на практическую целесообразность действий;
б) организованную группу людей, ориентирующуюся на политическую платформу;
в) организованную группу людей, ориентирующуюся на ценности традиционного общества;
г) организованную группу людей, ориентирующуюся на определенные религиозные воззрения. 66. Отличие массовых партий от кадровых заключается:
а) в значительном числе членов;
б) в аморфном свободном членстве;
в) в преобладании идеологической и воспитательной форм деятельности;
г) в опоре на профессиональных политиков и финансовую элиту. 67. Целенаправленное воздействие группы интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть не что иное, как:
а) корпоратизм;
б) коммунитаризм;
в) лоббизм;
г) этатизм. 68. Терпимость к чужому мнению называется:
а) компромиссом;
б) плюрализмом;
в) толерантностью;
г) консенсусом. 69. Политизация массового сознания проявляется:
а) в деятельности партий;
б) в участии в забастовках;
в) в участии в выборах;
г) в признании узкоклассовых интересов. 70. Идеология и политика, основанная на идее национального превосходства национальной исключительности называется:
а) расизм;
б) национализм;
в) апартеид;
г) национал-патриотизм. 71. Элементом политической системы не является:
а) политическая власть;
б) экология;
в) политические партии;
г) государство. 72. Впервые политические партии были образованы в:
а) Англии;
б) США;
в) России;
г) Франции. 73. Политическая культура – это:
а) комплекс представлений о мире политического, его законах и правилах функционирования;
б) зафиксированные в законах, обычаях и политическим сознанием “память о прошлом” как общества в целом, так и его отдельных структурных единицах;
в) совокупность норм поведения и правил игры в политике;
г) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. 74. Патриархально-политической культуре соответствует:
а) почтительное отношение к старшим;
б) ориентация на местные ценности (род, клан, племя) ;
в) ориентация на политические авторитеты;
г) пассивное отношение к политической системе.
75. Активистской политической культуре присуща:
а) ориентация на активную деятельность государства;
б) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь, стремление оказать влияние на политическую систему;
в) ориентация на активное неучастие в политической жизни;
г) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодействие власти. 76. Политическая социализация личности…
а) означает, что человек приобретает политические качества стихийно;
б) означает, что человек рождается с набором политических качеств, а потом их просто развивает;
в) это целенаправленный процесс со стороны государства, политических партий;
г) происходит тогда, когда человек сам влияет на свое приобщение к политическим ценностям. 77. Форма уклонения от участия в голосовании – это:
а) пацифизм;
б) анархизм;
в)популизм;
г) абсентеизм. 78. Для граждан, обладающих высшей культурой, характерно:
а) следование рекомендациям политических комментаторов;
б) ориентация в период выборов на политических лидеров;
в) умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации;
г) следовать мнению большинства. 79. Обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои гражданские и политические права называется:
а) ориентацией;
б) адаптацией;
в) интеграцией;
г) социализацией.
80. Закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах характерен для:
а) консерватизма;
б) популизма;
в) элитизма;
г) демократизма.
81. Отношение между субъектами политики по поводу осуществления власти называется:
а) политическим процессом;
б) политическим поведением;
в) политическими отношениями;
г) политическим участием. 82. Среди режимов протекания политического процесса не существует:
а) режима становления;
б) режима функционирования;
в) режима развития;
г) режима спада. 83. Нарастанию социального протеста могут способствовать:
а) стабильное социально-экономическое развитие;
б) резкий спад в экономике и кризис;
в) резкий подъем в экономике;
г) стабильно-плохое положение в социально-экономической сфере. 84. “Революционная ситуация” в стране может быть обусловлена:
а) правительственным кризисом;
б) конституционным кризисом;
в) общенациональным кризисом;
г) экономическим спадом. 85. Основным путем урегулирования конфликта в демократическом государстве является:
а) консенсус;
б) силовые методы;
в) идеологические методы;
г) судебные процессы. 86. Конфликт протекает благоприятнее в:
а) обществе, где нет места жесткой социальной иерархии, этнических и религиозных разногласий;
б) тоталитарном обществе;
в) авторитарном обществе;
г) унитарном государстве. 87. Наиболее оптимальный выход из конфликтной ситуации – это:
а) принуждение к заключению соглашения;
б) поиск компромиссных решений;
в) уход от разрешения конфликта;
г) подавление противника. 88. В демократическом государстве урегулирование конфликта происходит через:
а) отрицание, замалчивание конфликта;
б) применение репрессивных мер;
в) осуществление реформ, призванных частично устранить причины конфликта;
г) попытки коренного разрешения конфликта, путем устранения его непосредственных причин. 89. Субъектами этнополитических конфликтов являются:
а) международные организации;
б) этнические общества;
в) государства;
г) социальные группы. 90. Стремление к обособлению, проявляющееся у национальных меньшинств в многонациональном государстве …
а) сепаратизм;
б) изоляционизм;
в) либерализм;
г) лоббизм. 91. Соглашение на основе взаимных уступок – это:
а) консенсус;
б) фрустрация;
в) инцидент;
г) компромисс. 92. Задачам разрешения межнациональных конфликтов не соответствует:
а) конституционное запрещение всех видов дискриминации;
б) систематическое применение силовых методов;
в) конституционное закрепление гарантий равенства граждан;
г) формирование уважения к другим народам, к их культуре через систему образования. 93. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей – это:
а) политика;
б) политическая власть;
в) государственная власть;
г) диктатура. 94. Большинство международных конфликтов второй половины ХХ века относится к:
а) глобальным;
б) региональным;
в) ненасильственным;
г) локальным. 95. Геополитика – это:
а) один из методов политического исследования;
б) часть политической системы;
в) мировая концепция международных отношений государств;
г) политическая концепция, использующая экологический императив. 96. Глобальные проблемы – это:
а) проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и всех стран;
б) проблемы, требующие больших финансовых расходов;
в) проблемы мирного освоения космоса;
г) политический термин Древней Греции и Древнего мира.
97. Система международных отношений характеризуется:
а) совокупностью взаимодействующих и взаимодополняющих элементов;
б) целостностью;
в) интегративными качествами;
г) всем названным. 98. Предметом международных отношений не являются:
а) плотность и качество жизни народонаселения;
б) сложившиеся государственные границы;
в) национально-этнический состав населения страны;
г) правила навигации во внутренних территориальных водах. 99. Ведущей концепцией развития России в современных условиях является:
а) построение правового государства;
б) создание индустриального общества;
в) построение буржуазного общества;
г) разгосударствление собственности. 100. Одним из направлений демократизации международных отношений выступает:
а) хаос и анархия;
б) формирование центров военной силы;
в) подмена международного права силовыми методами;
г) замена права силы силой права.
ОТВЕТЫ
1-б, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в, 6-в, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в,
11-б, 12-в, 13-а, 14-а, 15-в, 16-г, 17-г, 18-а, 19-г, 20-в,
21-в, 22-б, 23-б, 24-г, 25-г, 26-в, 27-в, 28-в, 29-б, 30-г,
31-а, 32-в, 33-г, 34-г, 35-б, 36-г, 37-а, 38-б, 39-г, 40-а,
41-б, 42-в, 43-в, 44-а, 45-б, 46-а, 47-а, 48-г, 49-б, 50-г,
51-в, 52-а, 53-б, 54-г, 55-г, 56-б, 57-в, 58-б, 59-г, 60-а,
61-в, 62-в, 63-б, 64-в, 65-б, 66-в, 67-в, 68-в, 69-в, 70-г,
71-б, 72-а, 73-а, 74-б, 75-б, 76-г, 77-г, 78-в, 79-г, 80-в,
81-в, 82-г, 83-г, 84-в, 85-а, 86-а, 87-б, 88-г, 89-б, 90-а,
91-г, 92-б, 93-б, 94-г, 95-в, 96-а, 97-г, 98-а, 99-а, 100-г
Вопросы для подготовки к зачёту
Предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Функции политологии.
Основные типы политических режимов.
Структура и функции политической системы.
Политический режим: содержание и особенности..
Природа государства
Основные функции государства.
Проблемы становления социального государства в России.
Формы правления и формы государственного устройства.
Понятие правового государства.
Политической власть.
Источники и ресурсы политической власти.
Сущность политических партий, их функции.
Типология политических партий.
Политические партии в России во второй половине ХХ века.
Общественно-политические движения в нашей стране.
Партийные системы.
Понятие, функции и разновидность общественных объединений
Политическая идеология.
Политическое содержание неоконсерватизма и неолиберализма.
Политическое содержание социал-демократической теории.
Политические грани современной социал-демократии.
Духовно-идеологическая ситуация в современной России.
Основные политические идеологии современного Запада.
Политическая культура как явление политической жизни.
Политическое сознание в структуре общественного сознания.
Общие тенденции развития современной России.
Международные политические отношения: содержание и специфика.
Национальные политические интересы и реальная международная политика Российского государства.
Международные отношения и мировая политика.
|