Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Юридический факультет
Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Конкурентное право»
«Competitive Law»
Язык обучения: русский
Трудоемкость: 4 зачетных единиц
Регистрационный номер
рабочей программы:
-
Санкт-Петербург
2012
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере защиты конкуренции; углубленное изучение антимонопольного законодательства, практики его применения, научных взглядов; усвоение обучающимися основ правового регулирования конкурентных отношений, изучение основных концепций и институтов конкурентного права.
Результаты изучения дисциплины: студенты должны получить целостное представление о становлении, развитии, современном состоянии, правотворческих и правоприменительных проблемах конкурентного права; знать теоретические и практические проблемы конкурентного права, обладать навыками аналитической работы, уметь толковать и применять антимонопольное законодательство, составлять письменные документы юридического содержания; уметь применять изучаемые в рамках учебной дисциплины нормы к конкретным ситуациям (на примере судебных споров), приводить аргументы в процессе принятия решений (в т.ч. с учетом возможных последствий), анализировать нестандартные практические ситуации и вырабатывать различные варианты решений.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Для освоения содержания настоящей учебной дисциплины студенты должны знать гражданское право и административное право, а также коммерческое право в объеме бакалавриата.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
1.3.1. Общие компетенции (ОКМ):
ОКМ-1 способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;
ОКМ-2 готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;
ОКМ-3 способен самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять профиль своей профессиональной деятельности;
ОКМ-4 готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях;
ОКМ-5 готов работать с текстами профессиональной направленности на русском языке.
1.3.2. Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1 знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;
ПК-2 знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;
ПК-3 знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;
ПК-4 знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;
ПК-5 знает соответствующее отраслевое законодательство и механизмы функционирования межотраслевых институтов;
ПК-8 умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;
ПК-9 умеет аргументировать принятые решения, в том числе с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;
ПК-10 умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;
ПК-11 умеет квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов; объяснить действие норм права их адресатам;
ПК-14 владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;
ПК-15 владеет навыками устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;
ПК-16 владеет навыками составления экспертных заключений, владеет навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии;
1.3.3. Компетенции профиля (КП):
Для профиля «Проблемы коммерческого права»:
КП-1 знает антимонопольное законодательство, состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции;
КП-2 умеет применять нормы конкурентного права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;
КП-3 владеет навыками составления юридических документов, устных выступлений по правовым вопросам, ведения дискуссии и деловых переговоров, проведения научно-исследовательской работы в области правового регулирования конкурентных отношений.
Для профиля «Энергетическое право»:
КП-1 знает антимонопольное законодательство в целом и особенности его применения в сфере энергетики, состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в защиты конкуренции;
КП-2 умеет применять нормы конкурентного права в сфере энергетики в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;
КП-3 владеет навыками составления юридических документов, устных выступлений по правовым вопросам, ведения дискуссии и деловых переговоров, проведения научно-исследовательской работы в области правового регулирования отношений конкурентных отношений в сфере энергетики.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
Знает: состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере, цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе; соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов; закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования.
Умеет: квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений.
Имеет навыки: составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы:
во-первых, классические лекционные методы с использованием презентаций - объем учебной работы: 6 часов;
во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий - объем учебной работы: 16 часа;
в-третьих, объем интерактивных занятий - объем учебной работы: 10 часов;
в-четвертых, самостоятельная работа студентов - объем учебной работы: 62 часа.
Итого: объем учебной работы по учебной дисциплине: 94 часа.
1.6. Организация учебных занятий
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| в т.ч. с использованием методических материалов
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| по формам обучения – очная форма, магистратура
| C1
| 6
| 16
| Х
| 10
| Х
| Х
| Х
| Х
| 1
| 62
| Х
| Х
| Х
| Х
| 10
часов
| 4
зачётных единиц
| 30
| 30
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| 30
| Х
| Х
| Х
| Х
| ИТОГО:
| 6
| 16
| Х
| 10
| Х
| Х
| Х
| Х
| 1
| 62
| Х
| Х
| Х
| Х
| 10
часов
| 4
зачётных единиц
| Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестациипо модулям и формам обучения в таблице:
| Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
| Виды
| Сроки
| Формы
| Сроки
| очная форма, магистратура
| С1
| зачет
| До 30 июня
| -
| -
|
|
|
|
|
|
| 1.7. Структура и содержание учебной дисциплины
Раздел I. Основы правового регулирования конкуренции и доминирования.
Тема 1. Конкуренция и конкурентные отношения.
Лекция с использованием презентаций (1 час):
Понятие конкурентного права. Проблемы понятия конкурентного права: предмет регулирования, метод регулирования, определения, место в системе права.
Формирование антимонопольного законодательства. Состав антимонопольного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции.
Основы антимонопольного регулирования в зарубежных странах. Антимонопольное регулирование в США (Закон Шермана 1890 г., Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г., Закон Клейтона 1914 г., Закон Уэбба-Померина 1918 г., Закон Робинсона-Патмана 1936 г., Закон Харта-Скотта-Родино 1976 г., Закон о торговле 1974 г., Закон об оценке иностранных инвестиций 1976 г., Закон о коррупции за рубежом 1977 г., Комплексный закон о торговле и конкуренции 1988 г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act, 1988).Антимонопольное законодательство Европейского союза (Договор о создании Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Европейском союзе (Маастрихт, 1992 г., Амстердамский договор от 2 октября 1997 г.). Значение регламентов Совета. Антимонопольное регулирование в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
Понятие конкуренции. Организационные и правовые основы защиты конкуренции. Субъективные и объективные черты конкуренции. Понятие товара для целей антимонопольного регулирования. Понятие товарного рынка, его структура. Спрос и предложение. Основы анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. Виды конкуренции (совершенная, монополистическая, олигополистическая).
Участники конкурентных отношений. Понятие хозяйствующего субъекта, финансовой организации, субъекта естественных монополий. Рыночный потенциал хозяйствующих субъектов. Реальные и потенциальные продавцы и покупатели. Понятие группы лиц.
|