Скачать 191.08 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Алексеева Н. А. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.08 Экология (биология) очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Алексеева Н.А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.08 Экология (биология) очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 9 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено и.о. проректора - начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, д.с.-х.н., профессор Н.А. Боме © Тюменский государственный университет, 2011. © Алексеева Н.А., 2011.
1.1. Цели дисциплины – изучение закономерностей взаимоотношений между растениями и средой их обитания. Задачи курса:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина по выбору. Содержание программы базируется на ботанических и биологических знаниях, раскрывает представление об экологии растений на более глубоком уровне. Данная дисциплина связана с курсами «Популяционная экология», «Общая экология», «Системная экология», которые читаются в текущем и последующих семестрах. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирования следующих компетенций: - умение демонстрировать и применять базовые представления об основах экологии растений; применять методические основы проектирования и выполнения лабораторных и полевых биологических и экологических исследований; - умение следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принцип биоэтики), формирование четкой ценностной ориентации на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; - умение проявлять экологическую грамотность, готовность нести ответственность за свои решения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать механизмы воздействия факторов среды на организм и основные закономерности взаимоотношений организма со средой; особенности структуры ценопопуляций; принципы формирования и функционирования фитоценозов;
- владеть навыками и методами исследований влияния среды на растительные организмы, популяции и фитоценозы (сравнительно-анатомический, сравнительно-морфологический; наблюдение, описание, классификация фитоценозов и др.).
Семестр четвертый. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа (из них лекций – 12 часов, практических занятий – 10 часов). 3. Тематический план Таблица 1 Тематический план
Таблица 2Планирование самостоятельной работы аспирантов
В ходе изучения дисциплины аспиранты пишут реферат на одну из ниже указанных тем. 4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины.Тема 1. Влияние экологических факторов на растительный организм. Цели и задачи экологии растений, современные направления науки. Общие закономерности действия экологических факторов. Экологические кривые. Эвритопы. Стенотопы. Экологические единицы: экологические группы, жизненные формы, экады, экотипы, ценопопуляции. Вода как экологический фактор. Экологическое значение различных форм воды в жизни растений. Вода как среда обитания. Экологические особенности водных растений: гидатофитов, нейстофитов, гелофитов. Вода в почве, ее состояния, роль в жизни растений. Пойкилогидрические и гомойогидрические растения. Гидратура и морфология растений. Экологические группы наземных растений по отношению к водному режиму: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты); их эколого-морфологические особенности. Понятие о психрофитах и криофитах, сочетание ксероморфных и гигроморфных черт. Свет как экологический фактор. Значение света в жизни растений и в их распределении в сообществах. Экологические группы растений по отношению к свету. Морфолого-анатомические различия гелиофитов и сциофитов. Световой режим внутри леса. Световой режим открытых пространств на примере луга. Фотопериод и фотопериодические реакции растений. Тепло как экологический фактор. Роль тепла в жизни растений. Изменение теплового режима под влиянием рельефа, экспозиции, высоты над уровнем моря. Тепловой режим поверхности почвы и в слое растений. Влияние на растения низких температур. Микротермы и гегистотермы. Холодостойкость и морозостойкость растений. Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева. Термопериодизм и фенологические особенности действия тепла. Формообразующее действие теплового режима. Тепло как ботанико-географический фактор. Растения и почва, эдафический фактор. Экологическое значение гранулометрического состава, химизма и кислотности почвы. Реакции растений на содержание в почве элементов минерального питания. Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы. Состав воздуха, постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Движение воздуха. Экологическое значение физических и других свойств воздуха. Газоустойчивость и газочувствительность растений. Растительные организмы как биоиндикаторы загрязнения среды. Тема 2. Экологическая гетерогенность фитопопуляций. Понятие популяции. Генетические и экологические признаки популяций. Ценопопуляции. Численность и плотность популяций растений. Регулирование плотности фитопопуляций. Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное, случайное и групповое. Онтогенез растений. Поливариантность развития растений. Возрастная дифференциация особей в популяции. Возрастные спектры ценопопуляций. Жизненность и фенологические состояния особей. Виталитетная структура популяций. Половая форма гетерогенности популяций растений. Взаимодействие популяций различных видов: конкуренция, паразитизм, полупаразитизм, мутуализм, комменсализм и др. Растительные сообщества. Понятие фитоценоза и биогеоценоза. Биогеоценоз и экосистема. Понятие о консорциях. Консортивные связи. Формирование фитоценозов. Экотоп и биотоп. Границы фитоценозов. Флористический состав различных фитоценозов. Количественные отношения различных видов в сообществах и методы их изучения (глазомерная оценка обилия, подсчет числа особей, общее проективное покрытие и др.). Ценотическая роль различных видов растений. Эколого-фитоценотические стратегии растений. Дифференциация экологических ниш в сообществе. Вертикальная структура (ярусность) фитоценоза. Горизонтальное сложение растительных сообществ. Синузия как структурный компонент фитоценоза. Модификации растительных сообществ: суточные, сезонные и разногодичные. Возрастные изменения фитоценозов. Сукцессии (смены), их причины. Классификация смен (первичные и вторичные; сингенетические, эндоэкогенетические и экзоэкогенетические и др.). Устойчивость фитоценозов. Климаксовые сообщества. Концепции моно- и поликлимакса. Категории редкости растений. Красная книга Тюменской области. Редкие и охраняемые растительные сообщества. 6. Темы практических занятий. 1. Анатомо-морфологические особенности строения гидрофитов (гидатофиты, нейстофиты, гелофиты). Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, гербарий гидатофитов, нейстофитов, гелофитов, элодея, заспиртованные вегетативные органы кубышки, частухи подорожниковой, белокрыльника болотного. 2. Анатомо-морфологические особенности строения ксерофитов. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, гербарий склерофитов и суккулентов, комнатные растения-суккуленты, стебель кактуса, листья алоэ, пеперомии, олеандра, ковыля и др. 3. Свет и анатомо-морфологическая структура растений. Анатомо-морфологические особенности строения гелиофитов и сциофитов. Материалы и оборудование: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, гербарий световых и теневых растений, листья вороньего глаза, кислицы заячьей, олеандра и др. 4. Популяции растений. Решение ситуационных задач. 5. Структура растительных сообществ. Решение ситуационных задач. 6. Защита рефератов, презентаций. 7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Тема 1. Влияние экологических факторов на растительный организм. Работа с литературой, источниками, гербарием, составление отчетов по практическим занятиям, контрольная работа, реферат*. Вопросы к контрольной работе «Экологическое значение физических и химических свойств атмосферы»:
Тема 2. Экологическая гетерогенность фитопопуляций. Работа с литературой, источниками, решение ситуационных задач (кейсов), реферат*. Метод конкретной ситуации или метод кейсов - это последовательное, часто поэтапное проигрывание и проработка (анализ и осмысление) единичных типичных динамических, изменяющихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы по решению комплексной проблемы. Метод кейсов помогает научить рационально использовать информацию, самостоятельно анализировать факты, критически рассматривать различные точки зрения, обсуждать их и защищать собственную позицию, быть готовым к применению различных средств и методов, находить оптимальные решения в условиях неопределенности. Подготовка сообщения на одну из тем:
Тема 3. Растительные сообщества. Работа с литературой, источниками, решение ситуационных задач (работа в малых группах), составление отзыва, реферат*. Составление рецензии, отзыва на авторефераты диссертаций по специальности 03.02.08 – экология (биология). *Примерные темы рефератов:
Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента. Реферат должен основываться на проработке нескольких дополнительных к основной литературе источников (монографий, статей и др.). План реферата должен быть авторским, с выражением собственного мнения, анализа проблемы. Все приводимые в реферате факты и заимствованные соображения должны сопровождаться ссылками на источник информации. Завершают реферат разделы «Заключение» и «Список литературы». Список литературы оформляется в соответствии с действующим ГОС. Вопросы к зачету:
8. Образовательные технологии. Чтение лекций, проведение лабораторных исследований, работа в малых группах, дискуссии, подготовка рефератов, сообщений, решение кейсов, интерактивные технологии. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 9.1. Основная литература:
9.2. Дополнительная литература:
9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://herba.msu.ru http://ecology.ostu.ru http://www.binran.ru http://www.nw.ru http://mfd.cepl.rssi.ru/fllora http://www.ecosystema.ru/ 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. При чтении лекций и поведении практических занятий применяются различные иллюстративные материалы: таблицы, рисунки, гербарий высших растений, фотографии, мультимедийное оборудование и др. На практических занятиях студенты работают с микроскопический техникой. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии 17 мая 2011 г протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии 17 мая 2011 г протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов» Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | ||
Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии... Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... |