34. Источники права: понятие, виды, общая характеристика
Форма права – специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.
Смысловые значения термина «источника права» (ИП):
ИП в материальном смысле – материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;
ИП в идеальном смысле – предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу данной правовой системы;
ИП в юридическом (формальном) смысле – различные способы внешнего выражения права; формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.
Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права – официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.
Виды источников права:
Правовой обычай – исторически первый источник права – первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) – сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе;
Правовой прецедент – решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:
1) обладает общеобязательной юридической силой;
2) результат правотворческой деятельности судов;
3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, т.к.:
а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;
б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;
в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.
Правовая доктрина (теории, учения) – в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права – судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:
она результат профессиональной научной деятельности;
служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;
имеет особую форму выражения — научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;
обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.
Нормативные договоры – это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры – это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты – конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ». Особенности нормативных договоров:
они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;
представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;
содержат нормы права, регулирующие не только действия непосредственных участников договора, но и иных коллективных и индивидуальных субъектов;
заключаются на основе норм публичного нрава — конституционного, административного, финансового и др.;
подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;
оформляются по определенным процедурно-процессуальным
правилам;
являются источником права.
Религиозные нормы – в первую очередь играют роль в теократическом государстве – принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран – священная книга всех мусульман; Сунна – предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма – согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);
Принципы права – в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов:
Общеправовые – присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);
Межотраслевые – присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);
Отраслевые – отражают специфику той или иной отрасли права. СП – принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП – принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.
Судебная практика – в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права – это вторичный источник права, они дополняют закон. Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:
в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и
иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, то суд не должен применять данный закон или акт;
существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, Действия и бездействие государственных органов и органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для Реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление
М/н право – конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.
Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами; Характеристики:
письменная форма;
содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения;
исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;
принимаются в особом порядке, называемом правотворческий процесс»;
иерархическая подчиненность актов.
Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные, затем подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, Постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб. |