Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН





Скачать 145.83 Kb.
НазваниеПроблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН
Дата публикации02.11.2014
Размер145.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН
Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип уважения прав человека. При этом государство должно гарантировать и соблюдать эти права. Однако на практике это не всегда происходит. Поэтому международное сообщество стремится к развитию международно-правового механизма защиты прав человека.

Механизм защиты прав человека понимается двояко. С одной
стороны – это вся совокупность норм и принципов, которые выработаны в международном праве относительно прав человека. С другой – система международных органов, которые осуществляют контроль за соблюдением этих норм и принципов. Именно второму аспекту, в частности Совету по правам человека ООН, посвящена данная работа.

Создание механизма международной защиты в области прав человека приобрело наиболее актуальность по окончании Второй мировой войны. Причины были впоследствии сформулированы в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Они сводятся к следующему:

1. «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».

2. «Стремлением людей» является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды».

3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту («обеспечиваться законом»), чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения».

4. Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». «Огромное значение для выполнения этой обязанности» имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе.

5. Закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления»1.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций»1. Осуществлять указанные цели ООН должна была путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3), содействия «всеобщему... соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55).

Главным документом, в котором определены международные стандарты прав человека, остается Всеобщая декларация прав человека 1948 года. 10 декабря исполняется 63 года с момента ее принятия. Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. Она легла также в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. Основные фундаментальные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах (Пакт о гражданских и политических правах
1966 г., Пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 г.) и в региональных соглашениях.

Позднее стала создаваться система контрольных органов по соблюдению государствами прав человека. В рамках ООН они создавались на основе универсальных конвенций. Например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка. Стали появляться в ООН и универсальные органы – Верховный комиссар по правам человека, Комитет по правам человека и другие.

ООН была и остается чрезвычайно авторитетной международной организацией. Однако солидный престиж может держаться только на прочной организационной основе.

«Организация Объединенных Наций существует не как статичный памятник чаяниям ушедшей эпохи, а как меняющийся механизм, несовершенный, как и все человеческие творения, но способный перестраиваться и совершенствоваться»2. Такую характеристику организации представил в 2002 году тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, в своем докладе на Пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.

В ст. 1 Устава ООН закреплены четыре важнейшие цели. Они сформулированы универсально, на все времена, но конкретные задачи, которые в наши дни решает ООН, требуют повышения эффективности ее деятельности, изменений в структуре и аппарате, иных подходов к финансированию и контролю за расходованием средств.

Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части – более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости».

Данная декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН, потому что конкретные задачи позволяют выработать реальные инициативы для повышения эффективности. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований» и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам, работа над которым была закончена в декабре 2004 года.

Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно связанную с деятельностью и структурой организации, и ряд мер по повышению эффективности.

В 2005 году была создана Комиссия по миростроительству. Она стала новым межправительственным консультативным органом Организации Объединенных Наций, который поддерживает усилия в пользу мира в странах, переживших конфликты, и представляет собой важное дополнение того механизма, который используется международным сообществом для решения более широких задач по обеспечению мира.

К функциям комиссии относятся:

1) сведение вместе всех соответствующих сторон, включая международных доноров, международные финансовые учреждения, национальные правительства, страны, предоставляющие войска;

2) мобилизация ресурсов;

3) выработка рекомендаций и предложений по комплексным стратегиям постконфликтного миростроительства и восстановления и при необходимости, привлекая внимание к любым проблемным областям, способным подорвать мир.

Принятые одновременно резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, на основании которых была учреждена Комиссия по миростроительству, предусматривали также создание Фонда миростроительства и Управления по поддержке миростроительства. Данные учреждения весьма важны, потому что они помогают наладить мирную жизнь и стабилизировать обстановку после конфликта, что позволит по-настоящему закончить его и предотвратить его повторение в будущем.

Были предприняты попытки реформирования и самого Совета Безопасности ООН, а также Совета по опеке.

В Совете Безопасности была внедрена новая система «индикативного голосования», в рамках которой члены Совета Безопасности могут потребовать публичного указания позиций по предлагаемым мерам. Совет по опеке, который фактически долгое время бездействовал и к настоящему времени упразднен, продолжает фигурировать в Уставе организации.

Противостояние между странами Севера и Юга, их политические трения и подозрения не позволяют принимать взаимовыгодные документы по развитию управления в ООН. Как отмечал Кофи Аннан: «чувство разочарованности и отстраненности побуждает многие государства использовать единственную имеющуюся у них в распоряжении
прерогативу – прерогативу блокировать другие реформы, такие как обеспечение более эффективного управления, поскольку некоторые рассматривают даже это как попытку тех, кто посильнее, захватить еще больше власти для себя».

Но, к счастью, процесс реформ идет и преобразования неизбежны. При новом Генеральном секретаре Пан Ги Муне особое внимание уделяется налаживанию эффективного инвестирования ООН, создания внутренних механизмов контроля и надзора, ибо ООН занимается не только конференциями и докладами, а управляет сложными, многомиллиардными по стоимости операциями, чтобы помочь сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями.

Комиссия по правам человека, утратив доверие, была расформирована. Она являлась одной из основополагающих в ООН. Именно на нее возлагались обязанности следить за соблюдением прав человека во всем мире. Однако, как утверждали критики, справлялась с этой задачей далеко неблестяще.

Гуманитарная катастрофа в суданской провинции Дарфур с особой остротой выявила несостоятельность Комиссии ООН по правам человека в Женеве, так считали многие политики1.

Несмотря на очевидные зверства в Судане, резолюцию с осуждением позиции хартумских властей комиссия так и не приняла. Более того, представитель Судана был избран в ее состав еще на один год.

Комиссия была излишне политизирована, нередко ее члены занимались лоббированием собственных интересов. А у некоторых стран, таких, как Китай, Куба, тот же Судан и Зимбабве, в области соблюдения прав человека у самих есть проблемы.

На закрытии Комиссии долгое время настаивали США; в конце концов, к ее расформированию призвал лично генсек ООН Кофи Аннан. Взамен он предложил создать более мобильную, политически не ангажированную организацию при Генеральной Ассамблее – Совет по правам человека. Четыре государства – в их числе США и Израиль – проголосовали против, утверждая, что Совет не располагает политическими инструментами, позволяющими избежать прежних ошибок. И в самом деле – начавший работать Совет по правам человека недалеко ушел от Комиссии.

Совет по правам человека ООН был создан в 2006 году вместо изжившей себя Комиссии по правам человека ООН.

Члены Генеральной Ассамблеи избирают его членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года и ни один из них не может занимать его дольше двух сроков подряд. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 – Африке, 13 – Азии, 6 – странам Восточной Европы, 8 – странам Латинской Америки и Карибского бассейна, 7 – группе западноевропейских и других государств.

Резолюция о создании Совета по правам человека ООН гласит, что члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека. Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

На первом же голосовании в него были избраны государства, получившие отрицательную характеристику организации Human Rights Watch: Куба, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и Азербайджан. Сомнения высказывались и по поводу России. Впрочем, представители другой правозащитной организации, Amnesty International, примирительно заметили, что эти страны будут вынуждены соблюдать высокие стандарты Совета.

Уже в 2006 году, избрание в 1-й состав Совета таких стран, как Куба, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и Азербайджан, получило отрицательную оценку со стороны правозащитной организации Human Rights Watch. Она также высказывала сомнения и по поводу России1.

Совет по правам человека также неоднократно подвергался критике за односторонность его критики и чрезмерное внимание к ситуации на Ближнем Востоке.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, на заседании Совета в 2006 году, сказал, что тот «чересчур пристально следит за Израилем» и призвал его членов «обратить, наконец, внимание на трагедию в Судане, и перестать заботиться исключительно о проблемах палестинцев». Он указал, что существуют и другие проблемы в мире, требующие внимания Совета2.

В 2007 году аналогичное заявление сделал президент США Джордж Буш, который призвал Совет по защите прав человека перестать относиться к Израилю так, будто он единственная страна в мире, эти права нарушающая3, и сказав, что Совет не реагирует на «репрессии режимов от Гаваны до Каракаса, Пхеньяна и Тегерана, обращая свою критику исключительно на Израиль».

Выступая в марте 2007 года на заседании Совета, Гилель Нойер, исполнительный директор организации UN Watch обвинил как его предшественницу – Комиссию по правам человека, так и сам Совет в забвении принципов, которыми руководствовались такие создатели Комиссии, как Элеонора Рузвельт, Рене Касен и другие, в равнодушии «к пыткам, преследованиях и насилии по отношению к женщинам» во многих частях мира, заявив в частности:

Как однажды сказал Трумэн, он стал «бездеятельным и бессмысленным советом». Но это не совсем точное определение. Этот совет кое-что все-таки сделал. Он принимал одну резолюцию за другой, обвиняя одно единственное государство – Израиль.

В 2008 году, выступая на Герцлийской конференции, министр иностранных дел Нидерландов Максим Верхаген подверг критике действия Совета против Израиля, сказав, в частности: «В ООН осуждение Израиля стало чем-то привычным, в то время как террор ХАМАСа или не упоминается совсем, или – и «закодированным языком».

В июне 2010 года 33 члена Палаты представителей назвали возврат США в Совет в 2009 году шагом назад в признании прав человека в мире и призвали к выходу из него. Один из них — Скотт Гарретт сказал, что Совет игнорирует (нарушения) прав человека, назвав Совет «лицемерной организацией», большая часть резолюций которых посвящены осуждению Израиля, а взносы США на её содержание – разбазариванием денег налогоплательщиков.

В 2011 году, ещё до очередных выборов в Совет, организация «UN Watch» предупреждала, что «из 17 стран-кандидатов лишь 10 отвечают необходимым требованиям». По её мнению в таких странах как Конго, Кувейт, и Никарагуа, Буркина-Фасо, Индия, Индонезия и Филиппины ситуация с соблюдением прав человека, как минимум, «вызывает сомнения». По мнению организации Freedom House, в нынешнем составе Совета «из 47 государств только 20 можно считать свободными и демократическими».

По мнению израильской редакции информационного агентства NEWSru.com, авторитет Совета по правам человека «упал до рекордно низкого уровня», поскольку при более 30 антиизраильских резолюций, принятых Советом за 7 лет его существования, он не принял подобных резолюций в связи с резнёй в Кении, Судане и Мьянме.

По мнению аналитического обозревателя Mignews Ирины Петровой, «тон в Совете задают страны, которые сами грешат нарушением гражданских прав».

Конгрессмен США Стив Ротман назвал «верхом иронии то, что Совет считает возможным непропорционально и несправедливо критиковать Израиль, не обращая внимания на вопиющие нарушения прав человека многих из своих членов».

По-видимому, одним из этих стандартов стала деятельность, направленная против Израиля. Израиль оказался единственным государством, в отношении которого использовалась формулировка «осуждается» (для сравнения: резня в Судане всего лишь вызывает «серьезную озабоченность» членов Совета).

Эксперт по палестино-израильскому конфликту является единственным членом Консультативного комитета, чьи полномочия не ограничены сроком. До 2008 года эту должность занимал Джон Дьюгард. Он откровенно признавался, что видит свою задачу исключительно в расследовании нарушений прав человека израильскими властями. Израиль и никто другой провоцирует конфликт, писал Дьюгард в своем заключительном отчете.

Его сменил американский профессор Ричард Фальк, поклонник аятоллы Хомейни и друг иранского режима, в свое время заявивший, что теракты 11 сентября организованы спецслужбами США. Фальк известен также тем, что сравнивал отношение Израиля к палестинцам с тем, как поступали нацисты с евреями во время Холокоста.

Даже основатель Совета Кофи Аннан упрекал его членов в том, что они слишком много внимания уделяют Израилю. Human Rights Watch, которую нельзя заподозрить в симпатиях к Израилю, настаивала на том, что действия палестинских вооруженных группировок также должны быть предметом расследований Совета.

В 2008 году, накануне операции «Литой свинец», когда палестинские ракеты почти каждый день падали на израильскую территорию, Совет по правам человека предложил еврейскому государству проект урегулирования, включавший, в частности, полное прекращение изоляции сектора Газы и освобождение палестинских террористов из израильских тюрем.

Именно в рамках Совета работала печально известная комиссия Голдстоуна, который впоследствии сам отрекся от выводов, изложенных в его отчете. Но уже в 2010 году Совет поддержал предложение исламских государств о создании новой комиссии – для выяснения фактов захвата «Флотилии мира». В тот год в руководство Совета большинством голосов был избран представитель Ливии.

Текущий год, год «тектонических сдвигов», не принес Совету особых перемен – разве что из него была исключена Ливия, да Сирии пришлось взять самоотвод. Были приняты резолюции в адрес Бирмы, Ливии, Сирии, Сомали, Судана и Северной Кореи. Но Совет по-прежнему закрывает глаза на нарушения прав человека в Китае – государстве, обладающем большим весом в ООН.

Зато антиизраильский накал не ослабевает: «независимый» эксперт Ричард Фальк призывает Совет к обращению в Международный трибунал в связи с политикой «колониализма, апартеида и этнических чисток», осуществляемой Израилем в отношении палестинцев. Помимо этого, Фальк осудил военные действия альянса против режима Каддафи.

Недавно Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллаи, выступая на очередной сессии Совета, обрушилась с критикой на европейские страны, которые пытаются оградить себя от неконтролируемого нашествия беженцев из Северной Африки.

Нетрудно понять, что Совет по правам человека проводит тенденциозную и одностороннюю политику. Тон в нем задают страны, которые сами грешат нарушением гражданских прав. Очевидно, в скором времени этот орган, как и предшествующая ему Комиссия, подтвердит свою полную несостоятельность, и ООН создаст вместо него новую структуру.

Ведь и в других подразделениях ООН картина примерно такая же. Судьбы мира решают государства, неспособные отвечать за судьбу своих народов. Демократические страны остаются в меньшинстве. Руководители Евросоюза отмечают, что, если в 90-е годы 70% членов ООН поддерживали европейскую политику, то сегодня абсолютное большинство выступает против европейских предложений. Неудивительно, что в мировой политике процветает двуличие.

Деятельность некоторых органов ООН достаточно тенденциозна. И организацию может постигнуть учесть ее предшественницы – Лиги Наций. Необходимо такое реформирование организации, которое позволит ей стать истинным защитником демократических ценностей.

Список использованных источников и литературы
Всеобщая декларация прав человека // Действующее международное право. – Т. 2. – М., 1996.

Устав ООН // Действующее международное право. – Т. 1. – М., 1996.

Буш – ООН: «Занимайтесь диктаторскими режимами, а не Израилем» // http://txt.newsru.co.il/world/25sep2007/bush405.html.-13 ноября.-2011.

Вредный Совет, Ирина Петрова // http://www.mignews.com/news/analitic/world/050611_100523_01511.html.-13 ноября.-2011.

Кофи Аннан Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований // Пятьдесят седьмая сессия, пункт 53 предварительной повестки дня укрепление системы Организации Объединенных Наций A/57/387.

Кофи Аннан намерен разогнать Комиссию ООН по правам человека // http://www.rg.ru/2005/04/09/oon.html.-13 ноября.-2011.

Кофи Аннан: Совет ООН по правам человека чересчур пристально следит за Израилем // http://txt.newsru.co.il/world/30nov2006/annan_go.html.-13 ноября.-2011.

Приложение
Текущие участники Совета по правам человека ООН





Азия

Африка

Восточная Европа

Западная Европа и другие

Латинская Америка

СТРАНЫ УЧАСТНИЦЫ

Бангладеш (2012)

Индия (2014)

Индонезия (2014)

Иордания (2012)

Катар (2013)

Китай (2012)

Кыргызстан (2012)

Кувейт (2014)

Малайзия (2013)

Мальдивы (2013)

Саудовская Аравия (2012)

Таиланд (2013)

Филиппины (2014)

Ангола (2013)

Бенин (2014)

Ботсвана (2014)

Буркина-Фасо (2014)

Джибути (2012)

Камерун (2012)

Республика Конго (2014)

Ливия (2013)

Маврикий (2012)

Мавритания (2013)

Нигерия (2012)

Сенегал (2012)

Уганда (2013)

Австрия (2014)

Венгрия (2012)

Польша (2013)

Молдавия (2013)

Российская Федерация (2012)

Чехия (2014)

Австрия (2014)

Бельгия (2012)

Испания (2013)

Италия (2014)

Норвегия (2012)

США (2012)

Гватемала (2013)

Коста-Рика (2014)

Куба (2012)

Мексика (2012)

Перу (2014)

Уругвай (2012)

Чили (2014)

Эквадор (2013)


1 Всеобщая декларация прав человека // Действующее международное право. – Т. 2. – М., 1996. – С. 5–8.

1 Устав ООН // Действующее международное право. – Т. 1. – М., 1996. – С. 8.

2 Кофи Аннан. Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований // Пятьдесят седьмая сессия, пункт 53 предварительной повестки дня укрепление системы Организации Объединенных Наций A/57/387.

1 Кофи Аннан намерен разогнать Комиссию ООН по правам человека // http://www.rg.ru/2005/04/09/oon.html.-13 ноября.-2011.

1 Вредный Совет, Ирина Петрова // http://www.mignews.com/news/analitic/world/050611_100523_01511.html.-13 ноября.-2011.

2 Кофи Аннан: Совет ООН по правам человека чересчур пристально следит за
Израилем // http://txt.newsru.co.il/world/30nov2006/annan_go.html.-13 ноября.-2011.

3 Буш – ООН: «Занимайтесь диктаторскими режимами, а не
Израилем» //http://txt.newsru.co.il/world/25sep2007/bush405.html.-13 ноября.-2011;


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconПрограмма защита прав человека в системе ООН рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является обучение терминологии и основным понятиям, которые используются в международном праве прав человека; основным...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconКлассификация прав человека Международные стандарты в области прав...
При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconРуководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
У в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconПервоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики...
Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconНормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека
Он в частности, содержит свод обязанностей руководителей предприятий по соблюдению прав человека и трудового права
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconУправление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconУправление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconРеферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconРабочая программа дисциплины «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина»
Целью изучения дисциплины является познакомить слушателей с субъектно-объектные характеристиками юридического регулятора защиты прав...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconН. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический...
Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconОпубликовано в журнале Государство и право, 2006, №4
Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconОтчет по исполнению Плана деятельности Федеральной службы по надзору...
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации указов Президента Российской...
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconДоклад «О защите прав потребителей в Республике Карелия в 2013 году»
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconДоклад заместителя руководителя Управления Федеральной службы по...
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по рт имамова А. А
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уполномоченного по правам человека в Смоленской области на слушаниях – круглом столе по теме: «Проблемы правового просвещения учащейся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск