Скачать 145.83 Kb.
|
проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип уважения прав человека. При этом государство должно гарантировать и соблюдать эти права. Однако на практике это не всегда происходит. Поэтому международное сообщество стремится к развитию международно-правового механизма защиты прав человека. Механизм защиты прав человека понимается двояко. С одной стороны – это вся совокупность норм и принципов, которые выработаны в международном праве относительно прав человека. С другой – система международных органов, которые осуществляют контроль за соблюдением этих норм и принципов. Именно второму аспекту, в частности Совету по правам человека ООН, посвящена данная работа. Создание механизма международной защиты в области прав человека приобрело наиболее актуальность по окончании Второй мировой войны. Причины были впоследствии сформулированы в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Они сводятся к следующему: 1. «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». 2. «Стремлением людей» является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды». 3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту («обеспечиваться законом»), чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения». 4. Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». «Огромное значение для выполнения этой обязанности» имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе. 5. Закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления»1. В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций»1. Осуществлять указанные цели ООН должна была путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3), содействия «всеобщему... соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55). Главным документом, в котором определены международные стандарты прав человека, остается Всеобщая декларация прав человека 1948 года. 10 декабря исполняется 63 года с момента ее принятия. Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. Она легла также в основу нормотворческой деятельности в области прав человека на международном уровне. Основные фундаментальные права человека получили закрепление в универсальных международных договорах (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 г.) и в региональных соглашениях. Позднее стала создаваться система контрольных органов по соблюдению государствами прав человека. В рамках ООН они создавались на основе универсальных конвенций. Например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка. Стали появляться в ООН и универсальные органы – Верховный комиссар по правам человека, Комитет по правам человека и другие. ООН была и остается чрезвычайно авторитетной международной организацией. Однако солидный престиж может держаться только на прочной организационной основе. «Организация Объединенных Наций существует не как статичный памятник чаяниям ушедшей эпохи, а как меняющийся механизм, несовершенный, как и все человеческие творения, но способный перестраиваться и совершенствоваться»2. Такую характеристику организации представил в 2002 году тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, в своем докладе на Пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности. В ст. 1 Устава ООН закреплены четыре важнейшие цели. Они сформулированы универсально, на все времена, но конкретные задачи, которые в наши дни решает ООН, требуют повышения эффективности ее деятельности, изменений в структуре и аппарате, иных подходов к финансированию и контролю за расходованием средств. Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части – более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации. 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости». Данная декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН, потому что конкретные задачи позволяют выработать реальные инициативы для повышения эффективности. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований» и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам, работа над которым была закончена в декабре 2004 года. Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно связанную с деятельностью и структурой организации, и ряд мер по повышению эффективности. В 2005 году была создана Комиссия по миростроительству. Она стала новым межправительственным консультативным органом Организации Объединенных Наций, который поддерживает усилия в пользу мира в странах, переживших конфликты, и представляет собой важное дополнение того механизма, который используется международным сообществом для решения более широких задач по обеспечению мира. К функциям комиссии относятся: 1) сведение вместе всех соответствующих сторон, включая международных доноров, международные финансовые учреждения, национальные правительства, страны, предоставляющие войска; 2) мобилизация ресурсов; 3) выработка рекомендаций и предложений по комплексным стратегиям постконфликтного миростроительства и восстановления и при необходимости, привлекая внимание к любым проблемным областям, способным подорвать мир. Принятые одновременно резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, на основании которых была учреждена Комиссия по миростроительству, предусматривали также создание Фонда миростроительства и Управления по поддержке миростроительства. Данные учреждения весьма важны, потому что они помогают наладить мирную жизнь и стабилизировать обстановку после конфликта, что позволит по-настоящему закончить его и предотвратить его повторение в будущем. Были предприняты попытки реформирования и самого Совета Безопасности ООН, а также Совета по опеке. В Совете Безопасности была внедрена новая система «индикативного голосования», в рамках которой члены Совета Безопасности могут потребовать публичного указания позиций по предлагаемым мерам. Совет по опеке, который фактически долгое время бездействовал и к настоящему времени упразднен, продолжает фигурировать в Уставе организации. Противостояние между странами Севера и Юга, их политические трения и подозрения не позволяют принимать взаимовыгодные документы по развитию управления в ООН. Как отмечал Кофи Аннан: «чувство разочарованности и отстраненности побуждает многие государства использовать единственную имеющуюся у них в распоряжении прерогативу – прерогативу блокировать другие реформы, такие как обеспечение более эффективного управления, поскольку некоторые рассматривают даже это как попытку тех, кто посильнее, захватить еще больше власти для себя». Но, к счастью, процесс реформ идет и преобразования неизбежны. При новом Генеральном секретаре Пан Ги Муне особое внимание уделяется налаживанию эффективного инвестирования ООН, создания внутренних механизмов контроля и надзора, ибо ООН занимается не только конференциями и докладами, а управляет сложными, многомиллиардными по стоимости операциями, чтобы помочь сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями. Комиссия по правам человека, утратив доверие, была расформирована. Она являлась одной из основополагающих в ООН. Именно на нее возлагались обязанности следить за соблюдением прав человека во всем мире. Однако, как утверждали критики, справлялась с этой задачей далеко неблестяще. Гуманитарная катастрофа в суданской провинции Дарфур с особой остротой выявила несостоятельность Комиссии ООН по правам человека в Женеве, так считали многие политики1. Несмотря на очевидные зверства в Судане, резолюцию с осуждением позиции хартумских властей комиссия так и не приняла. Более того, представитель Судана был избран в ее состав еще на один год. Комиссия была излишне политизирована, нередко ее члены занимались лоббированием собственных интересов. А у некоторых стран, таких, как Китай, Куба, тот же Судан и Зимбабве, в области соблюдения прав человека у самих есть проблемы. На закрытии Комиссии долгое время настаивали США; в конце концов, к ее расформированию призвал лично генсек ООН Кофи Аннан. Взамен он предложил создать более мобильную, политически не ангажированную организацию при Генеральной Ассамблее – Совет по правам человека. Четыре государства – в их числе США и Израиль – проголосовали против, утверждая, что Совет не располагает политическими инструментами, позволяющими избежать прежних ошибок. И в самом деле – начавший работать Совет по правам человека недалеко ушел от Комиссии. Совет по правам человека ООН был создан в 2006 году вместо изжившей себя Комиссии по правам человека ООН. Члены Генеральной Ассамблеи избирают его членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года и ни один из них не может занимать его дольше двух сроков подряд. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 – Африке, 13 – Азии, 6 – странам Восточной Европы, 8 – странам Латинской Америки и Карибского бассейна, 7 – группе западноевропейских и других государств. Резолюция о создании Совета по правам человека ООН гласит, что члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека. Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека. На первом же голосовании в него были избраны государства, получившие отрицательную характеристику организации Human Rights Watch: Куба, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и Азербайджан. Сомнения высказывались и по поводу России. Впрочем, представители другой правозащитной организации, Amnesty International, примирительно заметили, что эти страны будут вынуждены соблюдать высокие стандарты Совета. Уже в 2006 году, избрание в 1-й состав Совета таких стран, как Куба, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и Азербайджан, получило отрицательную оценку со стороны правозащитной организации Human Rights Watch. Она также высказывала сомнения и по поводу России1. Совет по правам человека также неоднократно подвергался критике за односторонность его критики и чрезмерное внимание к ситуации на Ближнем Востоке. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, на заседании Совета в 2006 году, сказал, что тот «чересчур пристально следит за Израилем» и призвал его членов «обратить, наконец, внимание на трагедию в Судане, и перестать заботиться исключительно о проблемах палестинцев». Он указал, что существуют и другие проблемы в мире, требующие внимания Совета2. В 2007 году аналогичное заявление сделал президент США Джордж Буш, который призвал Совет по защите прав человека перестать относиться к Израилю так, будто он единственная страна в мире, эти права нарушающая3, и сказав, что Совет не реагирует на «репрессии режимов от Гаваны до Каракаса, Пхеньяна и Тегерана, обращая свою критику исключительно на Израиль». Выступая в марте 2007 года на заседании Совета, Гилель Нойер, исполнительный директор организации UN Watch обвинил как его предшественницу – Комиссию по правам человека, так и сам Совет в забвении принципов, которыми руководствовались такие создатели Комиссии, как Элеонора Рузвельт, Рене Касен и другие, в равнодушии «к пыткам, преследованиях и насилии по отношению к женщинам» во многих частях мира, заявив в частности: Как однажды сказал Трумэн, он стал «бездеятельным и бессмысленным советом». Но это не совсем точное определение. Этот совет кое-что все-таки сделал. Он принимал одну резолюцию за другой, обвиняя одно единственное государство – Израиль. В 2008 году, выступая на Герцлийской конференции, министр иностранных дел Нидерландов Максим Верхаген подверг критике действия Совета против Израиля, сказав, в частности: «В ООН осуждение Израиля стало чем-то привычным, в то время как террор ХАМАСа или не упоминается совсем, или – и «закодированным языком». В июне 2010 года 33 члена Палаты представителей назвали возврат США в Совет в 2009 году шагом назад в признании прав человека в мире и призвали к выходу из него. Один из них — Скотт Гарретт сказал, что Совет игнорирует (нарушения) прав человека, назвав Совет «лицемерной организацией», большая часть резолюций которых посвящены осуждению Израиля, а взносы США на её содержание – разбазариванием денег налогоплательщиков. В 2011 году, ещё до очередных выборов в Совет, организация «UN Watch» предупреждала, что «из 17 стран-кандидатов лишь 10 отвечают необходимым требованиям». По её мнению в таких странах как Конго, Кувейт, и Никарагуа, Буркина-Фасо, Индия, Индонезия и Филиппины ситуация с соблюдением прав человека, как минимум, «вызывает сомнения». По мнению организации Freedom House, в нынешнем составе Совета «из 47 государств только 20 можно считать свободными и демократическими». По мнению израильской редакции информационного агентства NEWSru.com, авторитет Совета по правам человека «упал до рекордно низкого уровня», поскольку при более 30 антиизраильских резолюций, принятых Советом за 7 лет его существования, он не принял подобных резолюций в связи с резнёй в Кении, Судане и Мьянме. По мнению аналитического обозревателя Mignews Ирины Петровой, «тон в Совете задают страны, которые сами грешат нарушением гражданских прав». Конгрессмен США Стив Ротман назвал «верхом иронии то, что Совет считает возможным непропорционально и несправедливо критиковать Израиль, не обращая внимания на вопиющие нарушения прав человека многих из своих членов». По-видимому, одним из этих стандартов стала деятельность, направленная против Израиля. Израиль оказался единственным государством, в отношении которого использовалась формулировка «осуждается» (для сравнения: резня в Судане всего лишь вызывает «серьезную озабоченность» членов Совета). Эксперт по палестино-израильскому конфликту является единственным членом Консультативного комитета, чьи полномочия не ограничены сроком. До 2008 года эту должность занимал Джон Дьюгард. Он откровенно признавался, что видит свою задачу исключительно в расследовании нарушений прав человека израильскими властями. Израиль и никто другой провоцирует конфликт, писал Дьюгард в своем заключительном отчете. Его сменил американский профессор Ричард Фальк, поклонник аятоллы Хомейни и друг иранского режима, в свое время заявивший, что теракты 11 сентября организованы спецслужбами США. Фальк известен также тем, что сравнивал отношение Израиля к палестинцам с тем, как поступали нацисты с евреями во время Холокоста. Даже основатель Совета Кофи Аннан упрекал его членов в том, что они слишком много внимания уделяют Израилю. Human Rights Watch, которую нельзя заподозрить в симпатиях к Израилю, настаивала на том, что действия палестинских вооруженных группировок также должны быть предметом расследований Совета. В 2008 году, накануне операции «Литой свинец», когда палестинские ракеты почти каждый день падали на израильскую территорию, Совет по правам человека предложил еврейскому государству проект урегулирования, включавший, в частности, полное прекращение изоляции сектора Газы и освобождение палестинских террористов из израильских тюрем. Именно в рамках Совета работала печально известная комиссия Голдстоуна, который впоследствии сам отрекся от выводов, изложенных в его отчете. Но уже в 2010 году Совет поддержал предложение исламских государств о создании новой комиссии – для выяснения фактов захвата «Флотилии мира». В тот год в руководство Совета большинством голосов был избран представитель Ливии. Текущий год, год «тектонических сдвигов», не принес Совету особых перемен – разве что из него была исключена Ливия, да Сирии пришлось взять самоотвод. Были приняты резолюции в адрес Бирмы, Ливии, Сирии, Сомали, Судана и Северной Кореи. Но Совет по-прежнему закрывает глаза на нарушения прав человека в Китае – государстве, обладающем большим весом в ООН. Зато антиизраильский накал не ослабевает: «независимый» эксперт Ричард Фальк призывает Совет к обращению в Международный трибунал в связи с политикой «колониализма, апартеида и этнических чисток», осуществляемой Израилем в отношении палестинцев. Помимо этого, Фальк осудил военные действия альянса против режима Каддафи. Недавно Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллаи, выступая на очередной сессии Совета, обрушилась с критикой на европейские страны, которые пытаются оградить себя от неконтролируемого нашествия беженцев из Северной Африки. Нетрудно понять, что Совет по правам человека проводит тенденциозную и одностороннюю политику. Тон в нем задают страны, которые сами грешат нарушением гражданских прав. Очевидно, в скором времени этот орган, как и предшествующая ему Комиссия, подтвердит свою полную несостоятельность, и ООН создаст вместо него новую структуру. Ведь и в других подразделениях ООН картина примерно такая же. Судьбы мира решают государства, неспособные отвечать за судьбу своих народов. Демократические страны остаются в меньшинстве. Руководители Евросоюза отмечают, что, если в 90-е годы 70% членов ООН поддерживали европейскую политику, то сегодня абсолютное большинство выступает против европейских предложений. Неудивительно, что в мировой политике процветает двуличие. Деятельность некоторых органов ООН достаточно тенденциозна. И организацию может постигнуть учесть ее предшественницы – Лиги Наций. Необходимо такое реформирование организации, которое позволит ей стать истинным защитником демократических ценностей. Список использованных источников и литературы Всеобщая декларация прав человека // Действующее международное право. – Т. 2. – М., 1996. Устав ООН // Действующее международное право. – Т. 1. – М., 1996. Буш – ООН: «Занимайтесь диктаторскими режимами, а не Израилем» // http://txt.newsru.co.il/world/25sep2007/bush405.html.-13 ноября.-2011. Вредный Совет, Ирина Петрова // http://www.mignews.com/news/analitic/world/050611_100523_01511.html.-13 ноября.-2011. Кофи Аннан Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований // Пятьдесят седьмая сессия, пункт 53 предварительной повестки дня укрепление системы Организации Объединенных Наций A/57/387. Кофи Аннан намерен разогнать Комиссию ООН по правам человека // http://www.rg.ru/2005/04/09/oon.html.-13 ноября.-2011. Кофи Аннан: Совет ООН по правам человека чересчур пристально следит за Израилем // http://txt.newsru.co.il/world/30nov2006/annan_go.html.-13 ноября.-2011. Приложение Текущие участники Совета по правам человека ООН
1 Всеобщая декларация прав человека // Действующее международное право. – Т. 2. – М., 1996. – С. 5–8. 1 Устав ООН // Действующее международное право. – Т. 1. – М., 1996. – С. 8. 2 Кофи Аннан. Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований // Пятьдесят седьмая сессия, пункт 53 предварительной повестки дня укрепление системы Организации Объединенных Наций A/57/387. 1 Кофи Аннан намерен разогнать Комиссию ООН по правам человека // http://www.rg.ru/2005/04/09/oon.html.-13 ноября.-2011. 1 Вредный Совет, Ирина Петрова // http://www.mignews.com/news/analitic/world/050611_100523_01511.html.-13 ноября.-2011. 2 Кофи Аннан: Совет ООН по правам человека чересчур пристально следит за Израилем // http://txt.newsru.co.il/world/30nov2006/annan_go.html.-13 ноября.-2011. 3 Буш – ООН: «Занимайтесь диктаторскими режимами, а не Израилем» //http://txt.newsru.co.il/world/25sep2007/bush405.html.-13 ноября.-2011; |
Программа защита прав человека в системе ООН рекомендуется для направления подготовки Целью дисциплины является обучение терминологии и основным понятиям, которые используются в международном праве прав человека; основным... | Классификация прав человека Международные стандарты в области прав... При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,... | ||
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты... У в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской... | Первоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики... Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем... | ||
Нормы оон, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека Он в частности, содержит свод обязанностей руководителей предприятий по соблюдению прав человека и трудового права | Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей... Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | ||
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей... Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей... Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | ||
Реферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека» Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное... | Рабочая программа дисциплины «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина» Целью изучения дисциплины является познакомить слушателей с субъектно-объектные характеристиками юридического регулятора защиты прав... | ||
Н. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический... Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | Опубликовано в журнале Государство и право, 2006, №4 Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России | ||
Отчет по исполнению Плана деятельности Федеральной службы по надзору... Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по реализации указов Президента Российской... | Доклад «О защите прав потребителей в Республике Карелия в 2013 году» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | ||
Доклад заместителя руководителя Управления Федеральной службы по... Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по рт имамова А. А | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уполномоченного по правам человека в Смоленской области на слушаниях – круглом столе по теме: «Проблемы правового просвещения учащейся... |