И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе





Скачать 114.79 Kb.
НазваниеИ фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Дата публикации04.11.2014
Размер114.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИМЕНИТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Волосникова Л.М.

_______________________ 2011г.

ПАЛЕОЗООЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности Биология. ОЗО

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Попов Н. Я./

«_____»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2012 г. № протокола____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 10 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИМЕНИТ

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных


Попов Н.Я.
ПАЛЕОЗООЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 - Биология, заочной формы обучения.

Тюмень

Издательство Тюменского государственного университета

2012


Попов Николай Яковлевич. Палеозоология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 - Биология, заочной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, стр.10.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палеозоология [электронный ресурс] / Режим доступа: свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич





© Тюменский государственный университет, 2012.

©Попов Н. Я., 2012



  1. Пояснительная записка.


Целью дисциплины «Палеозоология» является получение базовых знаний об основных закономерностях функционирования органического мира прошлого с его законами развития во времени и пространстве.

В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи: познают типы сохранности, химический состав и породообразующую роль ископаемых; рассматривают закономерности эволюции; рассматривают биотические события с точки зрения возникновения жизни, массовых появлений и вымираний организмов крупного таксономического ранга; изучают основные характеристики конкретных систематических единиц; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития жизни на Земле.

Учебно-методический комплекс «Палеозоология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основные этапы развития органического мира, значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании полезных ископаемых.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по дисциплине, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания данной дисциплины и ведения дискуссии.


2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 8. Форма аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет70 часов, в т.ч.. 10 часов – лекций и 60 часов – самостоятельной работы.

Тематический план дисциплины:




Наименование темы

Лекции

(кол-во час.)

Индивид.

и самост. работа (кол-во час.)

1.

Введение

1

6

2.

2. Среда обитания в настоящем и прошлом

1

6

3.

3. Палеозоология и геология

1

6

4.

4.Некоторые закономерности эволюции

2

12

5.

5. Характеристика эонов, эр и периодов

2

12

6.

6. Классификация и систематика

1

6

7.

7. Тип хордовые

1

6

8.

8. Класс млекопитающих

1

6

Итого

10

60

Форма контроля - зачет 8 семестр



  1. Содержание дисциплины.




  1. Введение


Общие сведения о палеонтологии и объектах ее исследования. Объекты и их классификация по типам сохранности. Процессы фоссилизации. Методы изучения ископаемых организмов. Значение ископаемых остатков для геологии и палеонтологии.

Основные направления и разделы: морфология, систематика, палеоэкология, тафономия. Принципы систематики современных и ископаемых организмов. Таксономические единицы. Уровни организации органического мира.

2. Среда обитания в настоящем и прошлом

Образ жизни и условия существования организмов в водной и наземной среде. Биономические области моря. Планктон, нектон, бентос. Условия существования на суше. Континентальная фауна и флора. Закономерности захоронения. Реконструкция образа жизни и условий существования.

3. Палеозоология и геология

Геохронологическая шкала, соотношение геохронологических и стратиграфических подразделений. Эволюция органического мира - основа относительной геохронологии. Этапы развития органического мира. Значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании нерудных полезных ископаемых.

4. Некоторые закономерности эволюции

Триада Ч. Дарвина: изменчивость, наследственность, естественный отбор. Онтогенез, астогенез, филогенез. Параллелизм, гомологичные и аналогичные ряды развития. Биологический прогресс и регресс.

5. Характеристика эонов, эр и периодов

Органический мир археозоя, протерозоя и фанерозоя. Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры. Этапы развития, стратиграфия и биотические события. Систематический состав организмов, характерных для эр и периодов. Важнейшие биотические события.

6. Классификация и систематика

Система органического мира. Доядерные и ядерные организмы. Основные черты царства грибов. Подцарства одноклеточных и многоклеточных.

7. Тип хордовые

Бесчелюстные. Челюстноротые. Надклассы рыб и четвероногих. Классы земноводных, пресмыкающихся и птиц. Общая характеристика, этапы развития. Эволюционное значение кистеперых рыб. Связь древнейших земноводных с кистеперыми рыбами. Зверообразные пресмыкающиеся. Ящеротазовые и птицетазовые динозавры.

8. Класс млекопитающих

Общая характеристика. Дифференциация зубов в связи с приспособлением к различным условиям существования. Основные подклассы млекопитающих: первозвери, сумчатые и настоящие звери. История появления и становления человека.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


  1. Введение

Темы рефератов

1.Процессы фоссилизации.

2. Объекты и их классификация по типам сохранности.

3. Этапы развития органического мира.
2. Среда обитания в настоящем и прошлом

Контрольная работа.

Вариант №1.

1.Биономические зоны моря.

2. Закономерности захоронения.

Вариант №2.

  1. Континентальная фауна.

  2. Условия существования на суше.


3. Палеозоология и геология

Темы рефератов:

1.Геохронологическая шкала.

2.Этапы развития органического мира

3.Каустобиолиты.
4. Некоторые закономерности эволюции

Составление глоссария:

- Изменчивость

- Наследственность

- Естественный отбор

- Онтогенез

- Астогенез

- Филогенез

- Биологический прогресс

- Биологический регресс



  1. Характеристика эонов, эр и периодов

Темы рефератов:

Вариант №1.

1. Археозой

2.Протерозой.

3. Фанерозой.
Вариант №2.

1. Палеозойская эра

2. Мезозойская эра

3. Кайнозойская эра.

6. Классификация и систематика

Контрольная работа.
Вариант №1:

  1. Доядерные организмы.

  2. Ядерные организмы.


Вариант №2:

  1. Цианобионты.

  2. Простейшие.




    1. Тип хордовые

Темы рефератов:

  1. Общая характеристика и морфология хордовых.

  2. Происхождение хордовых.

  3. Основные этапы развития позвоночных и их геологическое распространение.

  4. Общая характеристика птиц.



    1. Класс млекопитающие

Составление глоссария.

Дать развернутое толкование понятий:

  1. Клоачные

  2. Сумчатые

  3. Плацентарные


5. Контрольные вопросы к зачету


  1. Разделы палеонтологии.

  2. Биологический прогресс.

  3. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

  4. Жизненные пленки и сгущения жизни.

  5. Тафономия.

  6. Сохранность ископаемых.

  7. Каустобиолиты.

  8. Условия обитания организмов в водной среде.

  9. Амниотическое яйцо.

  10. Рептилии.

11.Условия обитания на суше.

  1. Нотогея.

  2. Палеогея.

  3. Неогея.

  4. Арктогея.

  5. Доядерные организмы.

17.Конвергенция и дивергенция.

18. Породообразующие и рифостроящие организмы прошлого.

19. Переход к наземной жизни.

  1. Геологическая история (геохронологическая таблица).

  2. Биотические события в протерозое, мезозое и кайнозое.

  3. Надкласс рыб.

  4. Настоящие звери.

  5. Первичноротые.

  6. Низшие приматы.

23.Высшие приматы.
6. Образовательные технологии.
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.

Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ и Тюменский областной краеведческий музей.

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
7.1. Основная литература:


  1. Бондаренко О.Б.Палеонтология. Т. 1. М,: Академия, 2011. 208 с. ГРИФ УМО

  2. Бондаренко О.Б.Палеонтология. Т. 2. М,: Академия, 2011. 272 с. ГРИФ УМО

  3. Черепанов Г.О. Палеозоология позвоночных. М.: Академия, 2007. 352 с. ГРИФ УМО



7.2 Дополнительная

1. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1,2. М., МГУ, 1997. 448 с.: 496 с.

2. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Методическое пособие по изучению ископаемых беспозвоночных. М., Недра, 1986. 200 с.

3. Четвертичная палеозоология на Урале: (к 90-лет. со д. р. проф. И. М. Громова)/ Ин-т экологии растений и животных УрО РАН; сост. Н. Г. Смирнов. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. - 270 с.

4. Орлов Ю.А. В мире древних животных. М., Наука, 1989. 162 с.

5. Янин Б.Т. Основы тафономии. М., Недра, 1983. 183 с.


    1. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:


http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезозой

http://ru.wikipedia.org/wiki/Палеозой

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайнозой

http://dino-bird.ru

http://mu-paleo-world.ucoz.com

    1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.


Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Палеозоология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconМинистерство образования и науки фгбоу «тюменский государственный...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (06 октября 2011 протокол №3) Соответствует требованиям...
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011, протокол №1
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры издательского дела и редактирования 15. 10. 2013 Протокол №2
И фгбоу «тюменский государственный университет» именит «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск