МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Специальность: 030503.51 Правоведение
Форма обучения: заочная
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС СПО специальности 030503.51Правоведение, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г., № 04-0201-Б.
2) Учебный план по специальности 030503.51 Правоведение, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Основы социологии и политологии» предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, проведение контрольных работ, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных тестирований.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по данному направлению, который является обязательным для всех средних специальных учебных заведений РФ.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных и политических группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социально – политических процессов, их регулирования и управления.
Цели дисциплины:
1.Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологического и политологического знания, выделяя их специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического и политического познания;
2.Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических и политологических направлений, школ и концепций;
3.Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социально – политических проблем общества, способных к овладению методикой проведения социологических и политических исследований.
Социология и политология помогают студентам понять окружающие их социальные и политические явления и процессы, происходящие в данный момент в России, данные науки исследуют острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных и политических движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную, гражданскую и политическую позицию учащихся, их ценностные и политические ориентации, в том числе и профессиональные.
Задачи курса «Основы социологии и политологии» предполагают изучение:
основных этапов развития социологической и политической мысли и современных направлений социологической и политологической теории;
определения общества как социальной и политической реальности и целостной саморегулирующейся системы;
социальных и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных и политических отношений;
основных этапов культурно – исторического и политического развития обществ, механизмов и форм социально - политических изменений;
социологического и политологического понимания личности, понятия социализации и политической социализации, социального контроля, понятия личности как субъекта социально - политического действия и субъекта социально - политических взаимодействий;
межличностных отношений в социальных и политических группах, природы лидерства и функциональной ответственности в группах;
механизма возникновения и разрешения различных видов социальных и политических конфликтов;
культурно – исторических типов социального и политического неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности и маргинальности;
основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности, взаимоотношений социальных и политических групп, общностей, этносов;
представлений о методологии и методах социологического и политического исследований.
По итогам изучения курса «Основы социологии и политологии» учащийся должен знать:
основные этапы развития зарубежной и отечественной социологии, основные этапы развития политической теории;
основные понятия и категории курса;
особенности социальной и политической структуры российского общества;
основные социальные институты, социальные группы, общности, социальные движения;
основные функции социальных наук в обществе;
методы изучения социальной реальности.
иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования развития и общества, и личности;
иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
В процессе изучения курса должны сформироваться следующие умения:
понимание современной социальной и политической ситуации;
многогранное восприятие социального мира
толерантное восприятие других культур и их представителей;
социальное планирование жизненных перспектив;
аналитическое принятие социально – политической действительности.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Заочная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максим.учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа
| Всего
| Лекции
| Семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ I
| 1. Социология как научное знание. Краткая история становления и развития зарубежной и отечественной социологии. Общество как социокультурная система.
| 11
| 4
| 2
| 2
| 7
| 2. Социальная структура общества, социальная стратификация и мобильность. Социальные общности и группы, социальные институты и социальные организации.
| 10
| -
| -
| -
| 10
| Промежуточный контроль Контрольная работа
| ДЕ II
| 3. Личность и культура, социализация личности, социальный статус и социальная роль личности.
| 8
| 2
| 2
| -
| 6
| 4. Социальное поведение и социальный контроль.
| 4
| -
| -
| -
| 4
| 5. Социальное действие и взаимодействие, социальные отношения. Социальные конфликты в современном обществе.
| 6
| -
| -
| -
| 6
| Семестровый контроль - Зачет
| ДЕ III
| 6. Политология и ее роль в обществе. Вехи развития политологии. Политическая система жизни общества.
| 8
| 2
| 2
| -
| 6
| 7. Государство как основной политический институт. Формы государственного правления. Формы государственно – территориального устройства. Аппарат государства.
| 6
| -
| -
| -
| 6
| Промежуточный контроль Контрольная работа
| ДЕ IV
| 8. Власть как общественное явление. Политическое лидерство. Субъекты политической жизни.
| 6
| 2
| 2
| -
| 4
| 9. Политические партии и общественно – политические движения. Партийные системы.
| 10
| 2
| -
| 2
| 8
| 10. Современные международные отношения: тенденции развития. РФ в системе международных отношений.
| 8
| -
| -
| -
| 8
| Промежуточный контроль Контрольная работа
| Итоговый контроль экзамен
| Итого часов
| 77
| 12
| 8
| 4
| 65
| 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Содержание ГОС по дисциплине «Основы социологии и политологии» Cоциология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения. Предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России.
3.2. Содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Cоциология как наука. Краткая история становления и развития зарубежной и отечественной социологии. Общество как социокультурная система:
Аудиторное изучение: Социология как отрасль знания и учебная дисциплина; определение места социологии в системе наук; категория «социального» в предметной области социологии; объект и предмет социологии; понятие научного метода социологии; структура социологического знания; основные методологические направления и школы в социологии; функции социологии: функция социального контроля, теоретико – познавательная функция; прикладная функция, мировоззренческо - идеологическая функция, управленческая, инструментальная функция, критическая, гуманистическая; уровни социологического знания; категориальный аппарат социологии; законы социологии; отрасли социологии.
Основные социологические школы и направления. Позитивизм, антипозитивизм, структурализм, функционализм, марксизм.
Объективные предпосылки возникновения западной социологии; становление научной социологии в 40 – е годы 19 столетия; О.Конт – основатель социологии; позитивизм в социологии; социология как наука о «порядке и прогрессе»; специфика сравнительно – исторического метода у О.Конта; развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера; натуралистические школы в социологии; теория социальной эволюции; характеристика общественных организаций и социальных институтов; социология марксизма; теория общественно – экономических формаций; социология Э.Дюркгейма; теория общественного разделения труда; социологическое определение «механической» и «органической» солидарности; понятие аномии; социология М.Вебера; концепция «социального действия»; теория «рационализации»; феномен бюрократии; социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето; теория социальной дифференциации; концепция «общины» и «общества»; теория циркуляции элит.
Социология в России: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития; основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года); социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского; юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский); социологические теории анархизма (Л.и.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд); психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий);русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев); генетическая социология (М.М.Ковалевский); эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин); марксистское направление в русской социологии.
Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов); Чикагская школа; доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо; Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа; Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии; теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина; структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона; теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер); символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун);феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель); теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау). Самостоятельное изучение: Понятие об обществе как системном образовании; различные подходы к рассмотрению общества (системный, детерминационный, функциональный, индивидуалистический); основные понятия «система» и «общество» и их соотношение; основные признаки общества; теория органической и механической солидарности Э.Дюркгейма; понятие общества согласно теории М.Вебера, Ф.Тенниса, Э.Шилза; основные сферы жизни общества; типологизация обществ; общество как социолкультурный организм; культура как социальное явление и система ценностей и норм; понятие культурного развития и культурной деградации; культура как проявление сущностных сил человека и общества; основные функции культуры в обществе; социокультурные тенденции Запада, востока, России; основные причины кризиса культуры в современном обществе.
Требования к знаниям: студент должен знать основные этапы развития социальной мысли от Античности до новейших теорий, должен знать имена выдающихся деятелей социальной мысли разных времен.
Требования к умениям: студент должен уметь формулировать основные положения классических концепций к изучению общества.
|