Кафедры





Скачать 135.72 Kb.
НазваниеКафедры
Дата публикации10.11.2014
Размер135.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ В ПОРИСТЫХ СРЕДАХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 01.02.05

Механика жидкости газа и плазмы

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Шевелёв А.П./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры (Кафедра моделирования физических процессов и систем, ____________, протокол № ______) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Федоров К.М./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК (ИМЕНИТ, _______, протокол №____)

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Паничева Л.П./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт

Название кафедры



ШЕВЕЛЁВ А.П.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ В ПОРИСТЫХ СРЕДАХ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 01.02.05

Механика жидкости газа и плазмы

Тюменский государственный университет

2011

Шевелёв А.П.. Химические реакции и фазовые переходы в пористых средах. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 01.02.05 Механика жидкости газа и плазмы Тюмень, 2011, ___ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Химические реакции и фазовые переходы в пористых средах. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Моделирования физических процессов и систем. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Моделирования физических процессов и систем, д.ф.-м.н., профессор Федоров Константин Михайлович.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© А.П. Шевелёв, 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка, которая содержит:

    1. Цели и задачи дисциплины:

Анализ термодинамических проблем добычи нефти и газа из недр. Формулировка задач термодинамики многокомпонентных систем по описанию и моделированию этих процессов. Изучение физико-математических методов, применяемых для решения задач фазового поведения природных углеводородных систем.


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Химические реакции и фазовые переходы в пористых средах» – это дисциплина по выбору аспиранта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: основные понятия и законы, описывающие фазовое поведение индивидуальных веществ и многокомпонентных природных углеводородных систем; классические методы расчета фазового состояния многокомпонентных углеводородных систем нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений с использованием уравнений состояния; уметь использовать методы разбиения компонентов углеводородных систем на фракции.

    Уметь: применять основы механики многофазных и пористых сред для решения актуальных задач.

    Владеть: методами термодинамики для описания индивидуальных веществ и многокомпонентных систем; конечно-разностными методами решения нелинейных систем уравнений и основными положениями вычислительной физики.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    2 семестр. Форма промежуточной аттестации - зачет, Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 2

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Фор-мы конт-роля

    лекции*

    семинарские (практические) занятия*

    лабораторные занятия*

    самостоятельная работа*

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    6

    7

    8

    1

    Механика многофазных сред

    45

    9

    4

    -

    31

    10

    Конт.

    2

    Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем

    45

    9

    6

    -

    33

    10

    Тест

    3

    Фазовое диаграммы пар жидкость

    45

    9

    4

    -

    31

    10

    Рефер

    4

    Моделирование пластовых углеводородных смесей

    45

    9

    4

    -

    31

    10

    Конт.



    Итого:

    180

    36

    18

    -

    126

    40

    Зач.



    из них часов в интерактивной форме

    -

    30

    10

    -

    -






Таблица3.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

    Механика многофазных сред

Работа с учебной литературой.

Работа с электронными ресурсами.

Доклад-презентация.

31

2

    Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем

Работа с учебной литературой.

Работа с электронными ресурсами.

Доклад-презентация.

33

3

    Фазовое диаграммы пар жидкость

Работа с учебной литературой.

Работа с электронными ресурсами.

Доклад-презентация.

31

4

    Моделирование пластовых углеводородных смесей

Работа с учебной литературой.

Работа с электронными ресурсами.

Доклад-презентация.

31




ИТОГО:







126




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Механика многофазных и пористых сред

+

+

-

-

2.

Статистические методы в решении задач разработки нефтегазовых месторождений

+

+

+

+




  1. Содержание дисциплины.

Тема №1. Механика многофазных сред.

Тема №2. Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем.

Тема №3. Фазовое диаграммы пар жидкость.

Тема №4. Моделирование пластовых углеводородных смесей.


  1. Планы семинарских занятий.

Занятие №1. Механика многофазных сред.

Занятие №2. Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем.

Занятие №3. Фазовое диаграммы пар жидкость.

Занятие №4. Моделирование пластовых углеводородных смесей.


  1. Примерная тематика контрольных и рефератов.


1. Уравнение сохранения массы жидкости и газа в пористой среде. Закон Дарси. Абсолютная проницаемость.

2. Микромеханика пористых сред. Фазовые проницаемости. Капиллярное давление. Функция Леверетта.

3. Приток несжимаемой жидкости в скважину. Формула Дюпюи. Приложение ТФКП к решению плоских задач фильтрации. Простейшие типы плоских фильтрационных течений.

4. Уравнения состояния упругой жидкости, газа и пористой среды. Функция Лейбензона. Уравнение пьезопроводности.

5. Двухфазная фильтрация. Безразмерные уравнения. Второе капиллярное число. Задача Баклея-Леверетта.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Контрольные вопросы к зачету:

1. Основные понятия и определения термодинамики многокомпонентных (углеводородных) систем: определения термодинамической системы, независимых термодинамических параметров, функции состояния, характеристических функций, экстенсивных, интенсивных, внешних и внутренних параметров.

2. Основные понятия и определения термодинамики многокомпонентных (углеводородных) систем: определения механических, тепловых и массообменных взаимодействий, открытой и закрытой систем, гомогенной и гетерогенной термодинамической системы, фазы и компонента термодинамической системы.

3. Уравнения состояния систем природных углеводородов: Многокоэффициентные уравнения состояния.

4. Уравнения состояния систем природных углеводородов: вириальная форма уравнения состояния.

5. Уравнения состояния систем природных углеводородов: уравнение Бенедикта-Вебба-Рубина.

6. Уравнения состояния систем природных углеводородов: уравнение Старлинга-Ханна.

7. Кубические уравнения состояния: уравнение Ван-дер-Ваальса.

8. Кубические уравнения состояния: уравнение Редлиха-Квонга и модификации Алани-Кеннеди-Багиа и Вильсона.

9. Кубические уравнения состояния: уравнение Редлиха-Квонга и и модификации Чу-Праусница и Иоффе-Зудкевича.

10. Кубические уравнения состояния: уравнение Редлиха-Квонга и и модификации Симоне-Бихара и Барсука-Беньяминовича.

11. Кубические уравнения состояния: обощенный вид кубического уравнения состояния.

12. Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем: коэффициенты распределения компонентов двухфазной системы.

13. Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем: уравнения фазовых концентраций двухфазных систем.

14. Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем: стабильность фазового состояния.

15. Методы и алгоритмы расчета парожидкостного равновесия многокомпонентных систем: понятие и критерий стабильности фазы.

16. Фазовые диаграммы пар жидкость: фазовая диаграмма “давление – температура” чистого вещества.

17. Фазовые диаграммы пар жидкость: фазовая диаграмма “давление – удельный объем” чистого вещества.

18. Фазовые диаграммы пар жидкость: диаграмма давление удельный объем бинарных систем.

19. Фазовые диаграммы пар жидкость: диаграмма “давление состав” двойных систем.

20. Классификация залежей по фазовому состоянию и свойствам пластовых флюидов.

21. Моделирование пластовых углеводородных смесей: моделирование газоконденсатных систем.

22. Моделирование пластовых углеводородных смесей: моделирование нефтяных систем на основе данных исследования глубинной пробы.

23. Метод разбиения на фракции группы : метод Куртиса-Витсона.

24. Метод разбиения на фракции группы : метод линеаризации молярной доли.


  1. Образовательные технологии.

    В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

11.1. Основная литература:

1.Седов Л.И. Механика сплошной среды. Т 1,2. М.: Наука, 1984.

2. Нигматулин Р.И. Механика сплошной среды. Ч. 1,2. Тюмень, 1990.

3. Гигматуллин Р.И. Механика гетерогенных сред. Ч. 1,2. Тюмень, 1990.

4. Лыков А.В. теория теплопроводности. М.: высшая школа, 1967.

5. Басниев К.С. Подземная гидравлика. М.: Недра, 1986.

6. Барнеблатт Г.И., Ентов В.М., Рыжик В.М. Движение жидкости и газов в природных пластах. М.: Недра, 1984.
11.2. Дополнительная литература:

1. Годунов С.К. Элементы механики сплошной среды. М.: Наука, 1987.

2. Исаченко В.П., Осипов В.А., Сукомел А.С. Теплопередача. М.:Энергоиздат, 1981.

3. Чарный Г.Г. Газовая динамика. М.: Наука, 1988.


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Чтение лекций сопровождается презентационными материалами в PowerPoint и видеороликами.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедры icon«Электронно-лучевые осциллографы»
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...
Кафедры iconУрок (математика + биология, 10 класс) по теме
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...
Кафедры iconСписок промышленных и научных организаций Солнечногорского муниципального района
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...
Кафедры iconСтрутктура тп "Фотоника" Рабочие группы технологической платформы...
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...
Кафедры iconМетодические указания для проведения практических занятий по курсу
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...
Кафедры iconОтчет кафедры теории и методики обучения
Вкр, их предзащита, методологическое обоснование тем диссертационных исследований, обсуждение подготовленных диссертаций, итоги учебной,...
Кафедры iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...
Кафедры iconОбеспечение учебных дисциплин кафедры по уровням подготовки по всем...
Учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин кафедры по уровням подготовки по всем
Кафедры iconОтчет кафедры русского языка и литературы по итогам 2012 2013 учебного...
За 2012\2013 учебный год учителя кафедры были отмечены следующими знаками отличия
Кафедры iconТекстовый отчет о работе кафедры электроники и вычислительной техники...
Проведенная организационная работа (выполнение графиков проведения открытых уроков, открытых классных часов, недели кафедры, среза...
Кафедры iconАнализ работы кафедры физической культуры и спорта за 2010-2011 учебный год
В этом учебном году прошли курсы повышения квалификации три преподавателя кафедры: Зикрань Ф. З., Смирнов М. О. и Осокин В. А. На...
Кафедры iconДисциплины, ведущие преподаватели
Учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин кафедры по уровням подготовки по всем дисциплинам (в 2012 г продолжение таблицы...
Кафедры iconПлан работы кафедры
Организация деятельности кафедры в соответствии с задачами школы на 2012-2013 учебный год
Кафедры iconОбраз мира и психологическое изучение мышления
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной...
Кафедры iconОтчет по нир кафедры физики за 2011 год
Темы исследований, проводимых преподавателями и аспирантами кафедры за отчетный период
Кафедры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск