РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГБОУ ВПО ОРЁЛ ГАУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основной образовательной программы (ООП) Специальность 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»Дисциплина «Обществознание»Орел, 2010Одобрена Составлена в соответствии с ПЦК «ОГСЭД» Государственными требованиямиПротокол № «___» от «__________» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускниковпо специальности 250203 «Садово- парковое и ландшафтное строительство» Зав ПЦК «ОГСЭД» Заместитель директораПротокол № ____от «______» по учебной работеЕ.А.Алфимова _________ А.В.Кондыков«__» ___________ 2010 г. «___» ____________ 2010 г.Автор: преподаватель ПЦК « ОГСЭД» Н.В.Савина Рецензенты:внешний:доцент кафедры «Теория и история экономики»,к.ф.н. Орловского филиала Финуниверситета В.В. Вострикова внутренний:председатель ПЦК ОГСЭД,преподаватель Строительного колледжаФГОУ ВПО Орел ГАУ Е.А.АлфимоваПояснительная запискаОбщие моменты.Рабочая программа устанавливает базовые знания в области «Обществознания».Рабочая программа состоит из 6 разделов, в которых рассматриваются следующие вопросы: - Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе- Основы знаний о духовной культуре человека и общества- Экономика- Социальные отношения- Политика как общественное явление - ПравоРабочая программа рассчитана на 78 часов. Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности. Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций, понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. Рабочая программа учебной дисциплины создана в соответствии с образовательным стандартом по курсу "Обществознание", и процессе обучения предусматривается использование основных форм обучения. Освоение нового материала предполагает следующие формы проведения занятий: лекции, ролевые и деловые игры, уроки-презентации и т.д. Предусматривается самостоятельная работа с литературой, справочными и методическими пособиями. Проверка знаний студентов осуществляется в форме тестового контроля, устного и письменного контроля знаний. Учебный материал в программе излагается в логической последовательности, позволяющей формировать у студентов ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания современных проблем. В результате изучения дисциплины студент должен:иметь представление: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; - совершенствования собственной познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; знать:- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;- особенности социально-гуманитарного познания; уметь:- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНучебной дисциплины «Обществознание»по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка на студента
| Количество
аудиторных часов
| Самостоятельная работа студента, часов
| Всего
| Лабораторные работы
| Практические
работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
|
|
|
|
|
| Тема 1. 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
| 4
| 2
|
|
| 2
| Тема 1.2. Общество как сложная система
| 6
| 4
|
|
| 2
| Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
|
|
|
|
|
| Тема 2.1 . Духовная культура личности и общества
| 4
| 4
|
|
|
| Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
| 4
| 4
|
|
|
| Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
| 2
| 2
|
|
|
| Раздел 3. Экономика
|
|
|
|
|
| Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
| 6
| 4
|
|
| 2
| Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
| 6
| 4
|
|
| 2
| Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
| 10
| 6
|
|
| 4
| Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
| 8
| 2
|
|
| 2
| Раздел 4.Социальные отношения
|
|
|
|
|
| Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
| 6
| 4
|
|
| 2
| Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
| 6
| 4
|
|
| 2
| Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
| 8
| 4
|
|
| 4
| Раздел 5. Политика как общественное явление
|
|
|
|
|
| Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
| 6
| 6
|
|
|
| Тема 5.2. Участники политического процесса
| 4
| 4
|
|
|
| Раздел 6. Право
|
|
|
|
|
| Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
| 8
| 6
|
|
| 2
| Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
| 10
| 8
|
|
| 2
| Тема 6.3. Отрасли российского права
| 10
| 8
|
|
| 2
| Тема 6.4. Международное право
| 3
| 2
|
|
| 1
| Всего:
| 111
| 78
|
|
| 33
| СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРаздел 1.Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качестваСтудент должен: иметь представление: о происхождении мира и жизни; о различных видах деятельности человека; о потребностях, способностях и интересах людей; об истине и мировоззрении; знать: основные понятия данной темы; классификацию потребностей человека; основные особенности научного мышления; проблемы межличностного общения в молодежной среде; особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.уметь: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;- вести устное выступление, готовить творческую работу по социальной проблематике; ориентироваться в проблемах молодёжной среды.Содержание учебного материала:Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - письменно ответить на вопрос: «Надо ли быть толерантным?»Тема 2.1. Общество как сложная система Студент должен: иметь представление: об обществе и специфике общественных отношений; о взаимосвязи общества и природы; о значении техногенных революций; ознать: основные институты общества, их функции; виды цивилизаций и формаций; эволюцию и революцию как формы социального изменения; понятие общественного прогресса; социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем; о процессах глобализации;уметь: рассуждать по предложенным темам; ориентироваться в современных социальных и политических процессах; сопоставлять понятия «эволюция» и «революция»; различать типологию обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).Содержание учебного материала: Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; -реферат на тему «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».______________________ Раздел 2.Тема 2.1. Духовная культура личности и обществаСтудент должен: иметь представление: о проблемах духовной культуры личности и общества, рассматриваемых в рамках учебной дисциплины; о культуре народной, массовой и элитарной; о культуре общения, труда, учебы, поведения в обществе; об этикете;знать: понятия «культура», «субкультура», особенности молодежной субкультуры; методы формирования ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров; взаимодействие и взаимосвязь различных культур.уметь: ориентироваться в формировании ценностных установок, идеалов; прогнозировать дальнейшее развитие народной, массовой, элитарной, экранной культуры; высказывать свои взгляды и отстаивать свою позицию в дискуссии.Содержание учебного материала: Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.Тема 2.2. . Наука и образование в современном миреСтудент должен: иметь представление: о естественных и социально-гуманитарных науках; об их значении и роли в современном обществе; о системе образования в Российской Федерации;знать: понятия «наука» и «образование», основные особенности труда ученого; пути развития научного поиска; государственные гарантии в получении образования; порядок предоставления дополнительных образовательных услуг;уметь: объяснять смысл происходящих перемен в образовании; выдвигать гипотезы о реформировании система образования в Российской Федерации; логично и свободно излагать свою точку зрения.Содержание учебного материала: Наука. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культурыСтудент должен: иметь представление: об основных принципах и нормах морали; о гуманизме; о добре и зле; о долге и совести; о моральном выборе; о моральном самоконтроле личности;знать: основные принципы и нормы морали; мировые религии; религиозные объединения Российской Федерации; виды искусств;уметь: различать мировые религии; определять основные принципы и нормы морали; характеризовать искусство и его роль в жизни людей.Содержание учебного материала: Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Раздел 3. Экономика3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьиСтудент должен: иметь представление: об экономических процессах, происходящих в мире и в России; о защите прав потребителей; об основных доходах и расходах семьи; о сбережениях. знать: определение «экономика»; типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика; выбор и альтернативную стоимость; ограниченность ресурсов; факторы производства;уметь: давать характеристику различным экономическим системам; определять виды и размеры ресурсов; подсчитывать основные доходы и расходы семьи; реальный и номинальный доход; сбережения. Содержание учебного материала: Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - составление кроссворда по теме «Экономика»Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономикеСтудент должен: иметь представление: о спросе и предложении; о роли фирм в экономике; об основах менеджмента и маркетинга; Функции государства в экономике; об основных источниках финансирования бизнеса; акциях и облигациях;знать: факторы спроса; факторы предложения; рыночное равновесие; основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция;издержки, выручка, прибыль;уметь: характеризовать основные источники финансирования бизнеса; определять производительность труда; анализировать фондовый рынок; сравнивать и определять виды налогов; государственные расходы; государственный бюджет.Содержание учебного материала: Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - доклад на тему: «Функции государства в экономике».Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляцияСтудент должен: иметь представление о безработице, ее причинах и экономических последствиях; о деньгах; об инфляции; антиинфляционных мерах; основах денежной политики государства;знать: понятие ВВП и его структура; экономический рост и развитие; экономические циклы; банковская система; роль центрального банка; основные операции коммерческих банков; другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании;уметь: составлять кривую экономического роста и развития; называть и определять особенности экономических циклов; давать характеристику профсоюзов и государства на рынках труда.Содержание учебного материала: Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государстваСамостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - заполнить таблицу по теме «Безработица»Безработица Характеристика
| Примеры
| 1.Виды
|
| 2.Причины
|
| 3.Последствия
|
| Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономикиСтудент должен: иметь представление: о современной рыночной экономике России; о курсе валют; о глобальных экономических проблемах;знать: основные особенности современной экономики России, ее экономические институты; проблемы экономики России и ее регионов; государственную политику в области международной торговли;уметь: ориентироваться в современных процессах, происходящих на международном рынке; выделять главные и индивидуальные черты экономическая политики Российской Федерации.Содержание учебного материала: Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - используя учебник и атлас, сделать сравнительный анализ хозяйства США и Канады.Раздел 4. Социальные отношенияТема 10. 4.1. Социальная роль и стратификация.Студент должен: иметь представление: о многообразии социальных ролей в юношеском возрасте; о социальной роли человека в семье и трудовом коллективе; о социальном статусе и престиже;знать: понятие о социальных общностях и группах; социальная стратификация; социальная мобильность; социальная роль; соотношение личностного «Я» и социальной роли; уметь: объяснять значение и важность социальных отношений; различать понятия «статус» и «престиж»; понимать престижность своей профессиональной деятельности.Содержание учебного материала: Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - написать сочинение - рассуждение по теме «Моя будущая профессия».Тема 4.2. Социальные нормы и конфликтыСтудент должен:иметь представление: о видах социальных норм и санкций; о самоконтроле; о социальной и личностной значимости здорового образа жизни; об опасности наркомании; о социальных конфликтах;знать: причины и истоки возникновения социальных конфликтов; позитивное и деструктивное в конфликте; пути разрешения социальных конфликтов; девиантное поведение, его формы, проявления; виды социальных норм и санкций;уметь: различать виды девиантного поведения; пропагандировать здоровый образ жизни; объяснять необходимость социальных норм и санкций; значение самоконтроля.Содержание учебного материала: Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; -письменно ответить на вопрос: «Как избежать конфликта?»Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группыСтудент должен:иметь представление: о молодежи как социальной группе; об особенностях молодежной политики в Российской Федерации; о межнациональных отношениях; о семье как малой социальной группе; знать: особенности социальной стратификации в современной России; демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы; особенности молодежной политики в Российской Федерации; Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации; уметь: различать этносоциальные конфликты и пути их разрешения; понимать смысл и функции семьи; характеризовать институт брака; называть проблемы неполных семей; объяснять современную демографическую ситуацию в Российской Федерации.Содержание учебного материала: Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - составить кроссворд по теме «Социальные общности людей»Раздел 5. Политика как общественное явлениеТема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системеСтудент должен:иметь представление: о власти; о политике как общественном явлении; о внутренних и внешних функциях государства; о правовом государстве; об особенностях демократии в современных обществах; знать: типы общественной власти; политическую систему, ее внутреннюю структуру; политические институты; государство как политический институт; признаки государства; государственный суверенитет; внутренние и внешние функции государства; уметь: определять особенности функционального назначения современных государств; межгосударственную интеграцию; объяснять формирование надгосударственных институтов Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство; политический режим; различать типологию политических режимов. Содержание учебного материала: Понятие. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.Правовое государство, понятие и признаки.Тема 5.2. Участники политического процессаСтудент должен:иметь представление: о политическом лидерстве; о лидерах и ведомых;о гражданском обществе и государстве; об избирательной кампании в Российской Федерации; о законодательном регулировании деятельности партий в Российской Федерации; знать: причины и особенности экстремистских форм политического участия; характеристику политической элиты, особенности ее формирования в современной России; гражданские инициативы; этапы становления институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации; уметь: различать политические партии и движения, их классификацию; современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм; определять отличительные черты выборов в демократическом обществе; характеризовать роль средств массовой информации в политической жизни общества. Содержание учебного материала: Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.Раздел 6 ПравоТема 6.1. Правовое регулирование общественных отношенийСтудент должен:иметь представление: о правовых и моральных нормах; о правомерном и противоправном поведении; о видах противоправных поступков; о юридической ответственности; знать: цели и задачи изучения права в современном обществе; право в системе социальных норм; систему права: основные институты, отрасли права; частное и публичное право; основные формы права; Нормативные правовые акты и их характеристику; уметь: характеризовать правовые отношения и их структуру; понимать значение правомерного и противоправного поведения; различать виды противоправных поступков; юридическую ответственность и ее задачи.Содержание учебного материала: Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.Самостоятельная работа студента:- изучение теоретического материала; - заполнить таблицу по теме «Система права»Система права Характеристика | Название ( примеры) | основные институты |
| отрасли права. |
| основные формы права |
| нормативные правовые акты |
|
|