МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ СПО « НИЖНЕКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е.Н. КОРОЛЕВА»
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации
Нижнекамск
2010
Составитель к.э.нО.Г. Якимова
Разработка учебно-методического комплекса дисциплины: метод.рекомендации/ [сост. О.Г. Якимова ] ; Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королева.- Нижнекамск, 2010. -73с
Рецензент
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание учебно-методического комплекса 3
Рекомендации по составлению и оформлению рабочей
учебной программы 6
Рекомендации по составлению и оформлению
календарно-тематического плана 15
Рекомендации по составлению и оформлению плана
учебного занятия 20
Рекомендации по составлениюучебно-методических
изданий 48
Приложения 55
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Учебно-методические комплексы являются наиболее важной, объемной и информативной составляющей учебно-методического обеспечения специальности. Основная часть документов дисциплины, таких как рабочая программа, календарно-тематический план, экзаменационные билеты и т. п., выполняются преподавателем в двух экземплярах. Один экземпляр остается у преподавателя для использования в учебном процессе, другой сдается администрации учебного заведения (например, заместителю директора по учебной работе или председателю цикловой комиссии) и используется для подготовки нормативной документации либо администрирования учебного процесса.
Важность учебно-методического комплекса дисциплины очевидна, и каждый преподаватель-предметник должен четко понимать, что от того, как он подготовил документацию, зависят результат обучения студентов, удобство работы во время занятий. Поэтому необходимо ответственно относиться к разработке документации, учитывая требования Государственного образовательного стандарта специальности, требования национально-регионального компонента, возможности учебного заведения, достижения научно-технического прогресса и психолого-педагогических исследований. К тому же следует учитывать собственный опыт, самоанализ проведенных уроков, их результативность, а также анализ уроков, посещенных коллегами.
Перечень документов учебно-методического комплекса приведен в табл.1
Таблица 1
1
| Рабочие программы дисциплин
| На период действия рабочего учебного плана
| Разрабатываются преподавателями-предметниками
| 2
| Календарно-тематический план (КТП)
| Не реже 1 раза в 2 года с учетом изменений рабочей программы
| То же
| 3
| Планы учебных занятий (технологические карты)
| На период действия КТП
| »
| 4*
| Тексты лекций (конспекты занятий)
| На период действия учебной программы
| »
| 5*
| Задания и методические указания по проведению лабораторных, практических занятий (практикум)
| На период действия учебного плана
| »
| 6*
| Тематика, основные вопросы и методические рекомендации по проведению семинарских занятий
| То же
| »
| 7*
| Сборник задач, упражнений, текстов для занятий и самостоятельной работы студента
| »
| »
| 8*
| Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера) для занятий и самостоятельной работы студента
| 1 раз в 3-4 года
| Разрабатываются преподавателями-предметниками
| 9*
| Сборник тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические указания по их выполнению
| На период действия учебной программы
| То же
| 10*
| Вопросы и другие задания для самоконтроля при подготовке студентов к занятиям, а также при самостоятельном изучении курса
| То же
| »
| 11*
| Сборник заданий и методические рекомендации по выполнению домашней и контрольной работы студентами-заочниками
| »
| »
| 12*
| Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению
| »
| »
| 13*
| Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению и оформлению
| »
| »
| 14
| Вопросы и задания для различных форм текущего контроля знаний, умений, навыков (в том числе банк текстовых заданий)
| »
| »
| 15*
| Варианты обязательных контрольных
| »
| »
| 16*
| Сборники экзаменационных билетов
| »
| »
| 17
| Критерии оценки знаний, умений при текущем контроле, на курсовых, экзаменах
| »
| »
| 18**
| Деловые игры (задания и методические указания по их проведению)
| »
| »
| 19**
| Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т.п. и методические указания по их проведению
| »
| »
| 20**
| Авторские учебные пособия, учебники и хрестоматии и их электронные аналоги
| »
| »
| 21
| Методические рекомендации по изучению дисциплины
| »
| »
| Примечание:
Пункты, обозначенные «*» не являются обаятельными для каждой учебной дисциплины; наличие указанной документации зависит от требований рабочего учебного плана, рабочей программы и формы обучения.
Пункты, обозначенные «**», не является обязательными, их наличие определяется творческими возможностями преподавателя и его опытом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная программа - самый важный учебно-методический документ, в котором в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы изложения его студентам. Учебная программа, в каком бы виде она ни рассматривалась, является единой для всех форм обучения: очной, заочной, очно-заочной (вечерней), экстерната.
Различают следующие видыучебныхпрограмм:
- примерная учебная программа - упрощенный, рекомендательный документ, освещает необходимый минимум содержания учебной дисциплины и примерную последовательность разделов, тем и дидактических единиц;
- рабочая учебная программа - обязательный документ УМК, основанный на примерной учебной программе, учитывающий все требования региона, отрасли и учебного заведения в преподавании конкретной дисциплины.
Задача каждого преподавателя-предметника состоит в том, чтобы превратить примерную учебную программу в четко сформулированную рабочую программу освоения дисциплины. Он имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин, изменять перечень лабораторных работ и практических занятий.
Рабочая программа рассматривается на заседании цикловой (предметной) комиссии либо кафедры, на котором определяется соответствие государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности. Данное соответствие подтверждается подписями председателя предметной комиссии, а также подписью заместителя директора по научно-методической работе.
Учебные программы дисциплин должны пройти внутреннюю и внешнюю экспертизы (рецензирование). Внутренняя проводится преподавателем либо сотрудником учебного заведения, в котором разработана рабочая программа, внешнюю осуществляет рецензент из другого образовательного учреждения или организации, специфика деятельности которой связана с предметной областью дисциплины.
Рассмотрим процесс разработки учебных программ на примере рабочей программы.
Исходными документами для составления учебных программ являются:
- Государственный образовательный стандарт по данной специальности или направлению подготовки, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
- рабочий учебный план для данной специальности или направления подготовки, в котором указаны последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов;
- примерная (типовая) учебная программа дисциплины, разработанная учебно-методическим объединением (УМО) специальности или научно-методическим советом (НМС) по дисциплине, и т. п.
Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:
1.Титульный лист
2. Внешняя рецензия
3. Внутренняя рецензия
4. Пояснительная записка
5. Соответствие программы Государственному образовательному стандарту
6. Тематический план
7. Содержание учебной дисциплины
8. Перечень лабораторных работ и практических занятий
9. Примерная тематика курсовых проектов (при наличии)
10.Перечень литературы
На титульном листе (образцы представлены в Приложении 1) указываются:
- наименование образовательного учреждения;
- наименование учебной дисциплины;
-указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности либо группе специальностей;
- год разработки.
Оборотная сторона титульного листа содержит подтверждение тому, что рабочая программа одобрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по научно-методической работе, а также сведения об авторе и рецензентах.
Оформляя титульный лист, необходимо учесть, что ширина боковых полей основного текста документа различна. Поэтому титульный лист форматируется не как весь документ: в целях сохранения симметрии на ширину правого и левого полей отводятся одинаковые параметры (2,0-2,5 см).
Оборотную сторону листа целесообразно форматировать при помощи таблицы без очертания границ во избежание в дальнейшем, при редактировании, необходимости выравнивать колонки.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
- обоснование структуры дисциплины;
- краткое описание назначения дисциплины, ее роль в подготовке специалиста;
- программа, послужившая основой для разработки программы данной дисциплины;
- соответствия предмета циклу дисциплин, его взаимосвязь с другими дисциплинами;
- знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в соответствии с ГОС СПО;
- распределение учебных часов по дисциплине согласно учебному плану (максимальная нагрузка, количество аудиторных, в том числе практических (лабораторных) часов и часов для самостоятельной работы студентов);
- организация текущего контроля по дисциплине (обязательные контрольные работы), итогового контроля в соответствии с рабочим учебным планом (курсовое проектирование, зачет, экзамен).
В пояснительной записке могут содержаться пояснения к каждому из разделов программы, а также краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, пояснения, обусловленные требованиями национально-регионального компонента, спецификой образовательного учреждения или заказчика.
Соответствие программыГосударственному образовательному стандарту – указываются разделы и темы, в которыхреализуются понятия определенные Государственным образовательным стандартом.
Соответствие программы Государственному образовательному стандарту РФ должно быть представлено в таблице следующей формы:
Основные понятия Государственного стандарта
| Номер тем программы по предмету
| Организация труда и заработной платы
| Раздел 3, Темы 3.1, 3.2
| |