Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации





НазваниеМинистерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации
страница1/6
Дата публикации19.06.2013
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ СПО « НИЖНЕКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е.Н. КОРОЛЕВА»

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации

Нижнекамск

2010

Составитель к.э.нО.Г. Якимова

Разработка учебно-методического комплекса дисциплины: метод.рекомендации/ [сост. О.Г. Якимова ] ; Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королева.- Нижнекамск, 2010. -73с

Рецензент

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание учебно-методического комплекса 3

  2. Рекомендации по составлению и оформлению рабочей

учебной программы 6

  1. Рекомендации по составлению и оформлению

календарно-тематического плана 15

  1. Рекомендации по составлению и оформлению плана

учебного занятия 20

  1. Рекомендации по составлениюучебно-методических

изданий 48

Приложения 55


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Учебно-методические комплексы являются наиболее важной, объемной и информативной составляющей учебно-методического обеспечения специальности. Основная часть документов дисциплины, таких как рабочая программа, календарно-тематический план, экзаменационные билеты и т. п., выполняются преподавателем в двух экземплярах. Один экземпляр остается у преподавателя для использования в учебном процессе, другой сдается администрации учебного заведения (например, заместителю директора по учебной работе или председателю цикловой комиссии) и используется для подготовки нормативной документации либо администрирования учебного процесса.

Важность учебно-методического комплекса дисциплины очевидна, и каждый преподаватель-предметник должен четко понимать, что от того, как он подготовил документацию, зависят результат обучения студентов, удобство работы во время занятий. Поэтому необходимо ответственно относиться к разработке документации, учитывая требования Государственного образовательного стандарта специальности, требования национально-регионального компонента, возможности учебного заведения, достижения научно-технического прогресса и психолого-педагогических исследований. К тому же следует учитывать собственный опыт, самоанализ проведенных уроков, их результативность, а также анализ уроков, посещенных коллегами.

Перечень документов учебно-методического комплекса приведен в табл.1

Таблица 1

1

Рабочие программы дисциплин

На период действия рабочего учебного плана

Разрабатываются преподавателями-предметниками

2

Календарно-тематический план (КТП)

Не реже 1 раза в 2 года с учетом изменений рабочей программы

То же

3

Планы учебных занятий (технологические карты)

На период действия КТП

»

4*

Тексты лекций (конспекты занятий)

На период действия учебной программы

»

5*

Задания и методические указания по проведению лабораторных, практических занятий (практикум)

На период действия учебного плана

»

6*

Тематика, основные вопросы и методические рекомендации по проведению семинарских занятий

То же

»

7*

Сборник задач, упражнений, текстов для занятий и самостоятельной работы студента

»

»

8*

Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера) для занятий и самостоятельной работы студента

1 раз в 3-4 года

Разрабатываются преподавателями-предметниками

9*

Сборник тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические указания по их выполнению

На период действия учебной программы

То же

10*

Вопросы и другие задания для самоконтроля при подготовке студентов к занятиям, а также при самостоятельном изучении курса

То же

»

11*

Сборник заданий и методические рекомендации по выполнению домашней и контрольной работы студентами-заочниками

»

»

12*

Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению

»

»

13*

Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению и оформлению

»

»

14

Вопросы и задания для различных форм текущего контроля знаний, умений, навыков (в том числе банк текстовых заданий)

»

»

15*

Варианты обязательных контрольных

»

»

16*

Сборники экзаменационных билетов

»

»

17

Критерии оценки знаний, умений при текущем контроле, на курсовых, экзаменах

»

»

18**

Деловые игры (задания и методические указания по их проведению)

»

»

19**

Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т.п. и методические указания по их проведению

»

»

20**

Авторские учебные пособия, учебники и хрестоматии и их электронные аналоги

»

»

21

Методические рекомендации по изучению дисциплины

»

»

Примечание:

Пункты, обозначенные «*» не являются обаятельными для каждой учебной дисциплины; наличие указанной документации зависит от требований рабочего учебного плана, рабочей программы и формы обучения.

Пункты, обозначенные «**», не является обязательными, их наличие определяется творческими возможностями преподавателя и его опытом.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Учебная программа - самый важный учебно-методический документ, в котором в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы изложения его студентам. Учебная программа, в каком бы виде она ни рассматривалась, является единой для всех форм обучения: очной, заочной, очно-заочной (вечерней), экстерната.

Различают следующие видыучебныхпрограмм:

- примерная учебная программа - упрощенный, рекомендательный документ, освещает необходимый минимум содержания учебной дисциплины и примерную последовательность разделов, тем и дидактических единиц;

- рабочая учебная программа - обязательный документ УМК, основанный на примерной учебной программе, учитывающий все требования региона, отрасли и учебного заведения в преподавании конкретной дисциплины.

Задача каждого преподавателя-предметника состоит в том, чтобы превратить примерную учебную программу в четко сформулированную рабочую программу освоения дисциплины. Он имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин, изменять перечень лабораторных работ и практических занятий.

Рабочая программа рассматривается на заседании цикловой (предметной) комиссии либо кафедры, на котором определяется соответствие государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности. Данное соответствие подтверждается подписями председателя предметной комиссии, а также подписью заместителя директора по научно-методической работе.

Учебные программы дисциплин должны пройти внутреннюю и внешнюю экспертизы (рецензирование). Внутренняя проводится преподавателем либо сотрудником учебного заведения, в котором разработана рабочая программа, внешнюю осуществляет рецензент из другого образовательного учреждения или организации, специфика деятельности которой связана с предметной областью дисциплины.

Рассмотрим процесс разработки учебных программ на примере рабочей программы.

Исходными документами для составления учебных программ являются:

- Государственный образовательный стандарт по данной специальности или направлению подготовки, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

- рабочий учебный план для данной специальности или направления подготовки, в котором указаны последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов;

- примерная (типовая) учебная программа дисциплины, разработанная учебно-методическим объединением (УМО) специальности или научно-методическим советом (НМС) по дисциплине, и т. п.

Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:

1.Титульный лист

2. Внешняя рецензия

3. Внутренняя рецензия

4. Пояснительная записка

5. Соответствие программы Государственному образовательному стандарту

6. Тематический план

7. Содержание учебной дисциплины

8. Перечень лабораторных работ и практических занятий

9. Примерная тематика курсовых проектов (при наличии)

10.Перечень литературы

На титульном листе (образцы представлены в Приложении 1) указываются:

- наименование образовательного учреждения;

- наименование учебной дисциплины;

-указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности либо группе специальностей;

- год разработки.

Оборотная сторона титульного листа содержит подтверждение тому, что рабочая программа одобрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по научно-методической работе, а также сведения об авторе и рецензентах.

Оформляя титульный лист, необходимо учесть, что ширина боковых полей основного текста документа различна. Поэтому титульный лист форматируется не как весь документ: в целях сохранения симметрии на ширину правого и левого полей отводятся одинаковые параметры (2,0-2,5 см).

Оборотную сторону листа целесообразно форматировать при помощи таблицы без очертания границ во избежание в дальнейшем, при редактировании, необходимости выравнивать колонки.

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

- обоснование структуры дисциплины;

- краткое описание назначения дисциплины, ее роль в подготовке специалиста;

- программа, послужившая основой для разработки программы данной дисциплины;

- соответствия предмета циклу дисциплин, его взаимосвязь с другими дисциплинами;

- знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в соответствии с ГОС СПО;

- распределение учебных часов по дисциплине согласно учебному плану (максимальная нагрузка, количество аудиторных, в том числе практических (лабораторных) часов и часов для самостоятельной работы студентов);

- организация текущего контроля по дисциплине (обязательные контрольные работы), итогового контроля в соответствии с рабочим учебным планом (курсовое проектирование, зачет, экзамен).

В пояснительной записке могут содержаться пояснения к каждому из разделов программы, а также краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, пояснения, обусловленные требованиями национально-регионального компонента, спецификой образовательного учреждения или заказчика.

Соответствие программыГосударственному образовательному стандарту – указываются разделы и темы, в которыхреализуются понятия определенные Государственным образовательным стандартом.

Соответствие программы Государственному образовательному стандарту РФ должно быть представлено в таблице следующей формы:

Основные понятия Государственного стандарта

Номер тем программы по предмету

Организация труда и заработной платы

Раздел 3, Темы 3.1, 3.2
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconСреднего профессионального образования нижнекамский технологический колледж
Министерство образования и науки республики татарстан государственное автономное образовательное учреждение
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМетодические рекомендации по дисциплине : «педагогика»
Печатается по решению научно-методического совета гаоу спо «Набережночелнинский педагогический колледж»
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconОтчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский...
Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства...
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМетодические рекомендации и пособия для воспитателей
Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект...
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМетодические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных...
Министерство науки и образования Красноярского края кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМинистерство образования и науки российской федерации
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМинистерство образования Республики Коми Государственное автономное...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМетодические рекомендации по использованию оценочных шкал как способа...
Министерство науки и образования Красноярского края кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconГаоу спо «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж» Учебно-методическое обеспечение специальности
Виды самостоятельной работы различают также с точки зрения используемых средств общения и способа выявления формируемых компетенций:...
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМинистерство образования и науки астраханской области гбоу ао спо...
Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного...
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconГаоу мо спо «апатитский политехнический колледж» утверждаю
Программа учебной дисциплины оп. 15. История прически и костюма предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального...
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМетодические рекомендации по разработке контрольно измерительных...
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМетодические рекомендации Красноярск 2008
Разработка электронного учебно-методического комплекса: метод рекомендации / Н. Д. Амбросенко, О. Г. Малышева, С. О. Потапова, В....
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Рубцовск 2011При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Министерство образования и науки республики татарстан гаоу спо «нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королева» разработка учебно-методического комплекса дисциплины методические рекомендации iconМониторинг 08. 10. 2012
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск