Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования





Скачать 415.33 Kb.
НазваниеОсобенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования
страница1/3
Дата публикации01.12.2014
Размер415.33 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


.

На правах рукописи

БАЛАШОВА Елена Федоровна
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТЕКСТОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.


Научный руководитель:



доктор филологических наук, профессор

Добросклонская Татьяна Георгиевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Титова Светлана Владимировна

профессор кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова





кандидат филологических наук, доцент

Дианова Елена Михайловна

профессор кафедры лексики английского языка факультета иностранных языков

Московского педагогического государственного университета


Ведущая организация:



Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Защита диссертации состоится «___» _________ 2012 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, г.Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. _________ .
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан «___» ___________ 2012 года.

Ученый секретарь Е.В.Маринина

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В двадцать первом веке вопросы образования взрослых рассматриваются в контексте непрерывного образования как основы профессиональной и социальной мобильности. Эффективным механизмом удовлетворения запросов инновационного развития экономики и потребностей взрослых в непрерывном образовании является дополнительное профессиональное образование. Цель профпереподготовки состоит в развитии имеющихся компетенций и овладении дополнительными компетенциями, необходимыми для выполнения нового вида профессиональной деятельности. К числу приоритетных направлений модернизации ДПО относится языковое образование, своеобразие которого заключается в том, что в качестве доминанты выступает иноязычный деловой аспект.

В этой связи представляется своевременным рассмотрение и решение вопросов, связанных с функционированием учебных центров, обеспечивающих языковую подготовку специалистов для компетентного осуществления своих профессиональных обязанностей в международном сотрудничестве. Совершенствование языковой подготовки работников внешнеэкономических и внешнеторговых связей диктуется интенсивной интеграцией российской экономики в мировое экономическое пространство, активным участием России в международных организациях, необходимостью установления успешных деловых контактов с зарубежными партнерами и др.

Обновление системы языкового образования заключается в расширении содержания обучения за счет включения аутентичных текстов, в том числе текстов массовой информации. Преимущества использования аутентичных текстов при обучении иностранному языку получили широкое освещение в научной и методической литературе (И.Л. Бим, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, Н.В.Чичерина и др.). В данном исследовании новый подход к интеграции материалов СМИ и языкового образования в системе ДПО реализуется на текстах британских качественных газет. Вопросы методики обучения деловому общению на английском языке специалистов экономического профиля и внешней торговли и методики работы с текстами англоязычных СМИ подробно рассматриваются в работах исследователей:

  • формирование культуры делового общения в системе высшего профессионального экономического образования (С.В. Самарская, А.А.Слемзин, О.Н. Хаустов); обучение деловому общению в сфере бизнеса и внешней торговли (А.В. Литвинов) и деловому межкультурному общению (И.Н. Столярова) в языковом вузе; обучение иноязычному деловому общению специалистов-международников внешнеэкономического профиля (Н.М.Громова), развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в процессе получения дополнительной квалификации МВА (Н.Б. Янковская) и др.;

  • обучение устному аргументативному общению на основе текста газетно-публицистического стиля в языковом вузе (И.В. Слесаренко), формирование медиаграмотности у студентов языковых факультетов (Н.В. Чичерина), развитие критического мышления на примере общественно-политической тематики в специализированных вузах (Е.И. Федотовская), обучение самостоятельной работе с материалами СМИ при использовании интернет-технологий в неязыковых вузах (О.В. Чувилина) и др.

Анализ теоретических работ свидетельствует о том, что внимание большинства исследователей обращено на систему профессионального языкового образования и языковую подготовку в неязыковых вузах. Характеризуя степень разработанности проблемы, следует отметить, что до настоящего времени методика работы с англоязычной прессой при обучении деловому английскому языку не получила должного теоретического освещения. Наименее исследованными остаются вопросы интеграции медиатекстов в процесс языковой подготовки в системе ДПО. Результаты исследований представлены на уровне отдельных публикаций. Между тем, медиатекст отражает сферу современного речеупотребления, а умение работать с зарубежной прессой в ее новом формате качественно дополняет профессиональную компетенцию специалистов экономического профиля.

Анализ имеющихся на рынке образовательных услуг учебных пособий по данной проблематике показал, что они в основном направлены на решение задач вузовского обучения1 и поэтому не могут в полной мере удовлетворять потребностям слушателей ДПО для выполнения текущих профессиональных задач. Корректировка методики работы с англоязычной прессой определяется значимостью этого аспекта в профессиональной деятельности работников внешнеэкономической сферы. Решение этих вопросов необходимо увязать с обучением взрослых как целевой профессиональной аудитории, с одной стороны, и пониманием медиатекста как новой культуро-информационной реалии, которая требует обновленного подхода с точки зрения лингводидактики, с другой.

Анализ научных исследований и практики преподавания позволил выделить ряд противоречий между:

  • современными разработками по теории языка СМИ и недостаточным вниманием к ним со стороны практики преподавания английского языка для специальных целей;

  • потребностью образовательного процесса в расширении содержания обучения за счет включения аутентичных текстов и недостаточной проработанностью методики обучения деловому английскому языку на текстах массовой информации;

  • растущим интересом слушателей ДПО к информации англоязычных СМИ и несформированностью умений ориентироваться в современном иноязычном медиапространстве;

  • необходимостью включения медиатекстов в процесс языковой подготовки и фрагментарностью теоретического освещения их особенностей в методике обучения деловому английскому в ДПО;

  • значимым для практики преподавания в условиях ДПО лингводидактическим потенциалом медиатекстов и отсутствием методических рекомендаций по интеграции данного материала в программу профпереподготовки по деловому английскому языку.

Следовательно, актуальность данного исследования определяется потребностями практики в совершенствовании системы языковой подготовки в условиях ДПО, конкретными запросами целевой аудитории слушателей на более высокий уровень профессиональной компетентности и необходимостью учета новейших разработок в области лингвистики. Существующие противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в определении научных основ создания эффективной методики обучения на медиатекстах, интегрированных в дополнительную профессиональную образовательную программу по деловому английскому языку. Научно-исследовательская и практическая работа по разрешению противоречий позволит обеспечить более интенсивную интеграцию иноязычных медиатекстов в языковую подготовку в сфере ДПО.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку для специальных целей на текстах массовой информации в профессионально ориентированной взрослой аудитории.

Предметом исследования является методика работы с печатными и сетевыми англоязычными медиатекстами в рамках программы профессиональной переподготовки по деловому английскому языку в системе дополнительного профессионального образования.

Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом обосновании разработанной системы упражнений на материале британской качественной прессы, используемой в процессе обучения деловому английскому языку специалистов, занятых в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что обучение на текстах массовой информации, интегрированных в программу профпереподготовки по деловому английскому языку в системе ДПО, может осуществляться успешно, если:

  • методика разработана с учетом целей и задач программы профпереподготовки;

  • процесс обучения организован в тесной взаимосвязи с решением текущих профессиональных задач целевой аудитории слушателей;

  • выявлена лингводидактическая составляющая медиатекстов с учетом специфики профессионально ориентированного обучения;

  • методика обучения построена с учетом языковых и форматных свойств медиатекстов;

  • разработанная методика опирается на принципы андрагогики и личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку;

  • учебный материал структурирован как система упражнений, направленных на развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции в деловом общении.

Общий замысел, предмет, цель и гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимодополняющих задач:

  1. Проанализировать нормативные правовые документы ДПО, изучить и обобщить основные теоретико-методологические положения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, связанной со спецификой объекта и предмета исследования.

  2. Описать и систематизировать современные подходы к исследованию британской качественной прессы, при этом выделив лингводидактическую составляющую в соответствии с профессионально ориентированной направленностью обучения.

  3. Провести сравнительный анализ учебных программ по английскому языку для неязыковых специальностей и учебников на материале англоязычной прессы.

  4. Провести анкетирование слушателей ДПО с целью определения их мотивов к изучению материалов англоязычных газет.

  5. Дополнить требования к отбору медиатекстов, а далее на основе тематического медиамониторинга произвести отбор текстов британских качественных газет для реализации поставленной в данной работе цели.

  6. Систематизировать упражнения с учетом языковых и форматных свойств медиатекста, с опорой на андрагогическую модель обучения и личностно-ориентированный подход, а также составить методические рекомендации.

  7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и внедрить ее в процесс обучения деловому английскому в системе ДПО.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования: анализ и обобщение научной литературы и учебных пособий, изучение нормативных правовых документов, изучение Интернет-ресурсов, сравнительный анализ, статистический метод (количественная и качественная обработка экспериментальных данных), социологический метод (беседа, опрос и анкетирование обучающихся), обобщение преподавательского опыта, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, тестирование обучающихся.

Теоретико-методологическую базу составили нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений ДПО, и труды отечественных и зарубежных авторов по:

  • психологии и дидактике (Л.С. Выготский, Л.П. Доблаев, Н.И. Жинкин, В.И.Загвязинский, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.А. Смирнов, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская);

  • психологии понимания текста (Н.Н. Богомолова, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, А.А. Леонтьев, А.А. Залевская, Е.В. Покровская, Н.Н.Сметанникова и др.);

  • андрагогике (А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И.Змеев, В.А. Исаев, Ю.Н. Кулюткин, М.Д. Матюшкина, Г.С. Сухобская и др.);

  • теории и методике обучения иностранным языкам и культурам (И.Л. Бим, Е.М. Верещагин, Н.Д. Гальскова, Г.В. Елизарова, И.А. Зимняя, Ю.Н.Караулов, М.В. Кларин, В.Г. Костомаров, Р.П. Мильруд, Г.Г.Молчанова, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н.Соловова, П.В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, Д. Браун, К.Крамш, Д. Нанан, К. Натталл, Р. Оксфорд, В. Риверс и др.);

  • методике обучения взрослых иностранному языку (Ж.Л. Витлин, Г.А. Китайгородская, Б.А. Лапидус, К.С. Махмурян и др.);

  • методике обучения английскому языку для специальных целей (А.Л. Богомолова, А.В. Литвинов, А.Л. Назаренко, О.Г. Поляков, Т.Ю.Полякова, Д. Силвие и др.);

  • медиаобразованию (А.В. Федоров, А.А. Новикова, Н.В. Чичерина, Дж.Баддок, Д. Баккингем, П. Гранди, П. Сандерсон и др.);

  • филологии, психологии, социологии, культурологии в сфере массовой коммуникации (М.М. Бахтин, Н.Н. Богомолова, Т.Г. Добросклонская, Л.М.Землянова, В.Г. Костомаров, Ю.М. Лотман, Г.С. Мельник, Б.Я.Мисонжников, В.Л. Наер, Г.А. Орлов, Е.В. Покровская, Е.Е. Пронина, Ю.В. Рождественский, С.И. Сметанина, Г.Я. Солганик, И.С. Стам, Л.Н.Федотова, В.В. Хорольский, А.Д. Швейцер, Т.А. ван Дейк, А. Белл, Дж.Доминик, Д. Ри, Р. Фаула, В. Хикс, Ф. Ходгсон, Дж. Шранк и др.).

В проектировании методики учтены учебные материалы педагогов-практиков по деловому английскому языку (Т.В. Дворникова, Л.Р. Жолтая, С.Н.Любимцева, Л.Г. Памухина, Л.В. Сальникова и др.) и материалы учебников по англоязычной прессе (Б.А. Жебелев, Д.С. Мухортов, Э.Ф. Телень, С.З.Шукунда, Е.И. Энгель и др.).

Процесс написания диссертационного исследования включал 3 этапа. На первом этапе (2004-2006 гг.) были изучены нормативные правовые акты ДПО, установлена степень теоретической разработанности проблемы, систематизированы современные подходы к исследованию языка СМИ. Обобщен опыт преподавания делового английского языка на текстах массовой информации. Проведен анализ учебных программ по английскому языку в неязыковых вузах и учебников на материале англоязычной прессы.

На втором этапе (2007 г.) проведено анкетирование слушателей ДПО с целью определения их мотивов обращения к англоязычной прессе и потребностей работы с полученной информацией в учебной и профессиональной деятельности. Уточнены требования к отбору медиатекстов, осуществлен их первоначальный отбор, и выделены упражнения с учетом специфики контингента слушателей ДПО.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) систематизированы методические приемы работы с медиатекстами. Проведен формирующий эксперимент, обобщены результаты промежуточного контроля в экспериментальных и контрольных группах, изложены методические рекомендации, и осуществлено внедрение разработанной методики в практику. Сформулированы выводы и оформлен текст диссертационного исследования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconРеферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного...
Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего...
Языковой портфель как средство повышения мотивации при обучении английскому языку
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconПроектная методика обучения английскому языку в начальной школе
Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования icon1. Историческая справка Идея использования схем и рисунков для лучшего...
Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяют при обучении испокон веков. Но только сравнительно...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconПоложение об обучении учащихся профессионального цикла
Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Абитуриент должен иметь высшее образование (профильное или непрофильное), успешно пройти вступительное испытание в форме тесте и...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятие гмо учителей физики по теме «Презентация авторской программы дополнительного профессионального образования педагогических...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа, рассчитанная на 3 учебных часа в неделю, предлагается для использования в системе дополнительного образования учащихся...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconКлинико-иммунологические особенности хронического вирусного гепатита...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Казанская медицинская...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования icon«Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов...
Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconI. Теоретические аспекты проблемы использования регионального компонента...
Анализ литературы по проблеме использования регионального компонента в обучении иностранному языку
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconОбразовательная программа «волшебной музыки страна»
Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование...
Особенности использования медиатекстов при обучении деловому английскому в системе дополнительного профессионального образования iconМежпредметные связи при обучении химии учащихся 10-х и 11-х классов
I. Теоретические подходы к пониманию актуальности изучения и использования в практической деятельности межпредметных связей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск