Скачать 415.33 Kb.
|
. На правах рукописи БАЛАШОВА Елена Федоровна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва – 2012 Работа выполнена на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Защита диссертации состоится «___» _________ 2012 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, г.Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. _________ . С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова. Автореферат разослан «___» ___________ 2012 года. Ученый секретарь Е.В.Маринина диссертационного совета ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В двадцать первом веке вопросы образования взрослых рассматриваются в контексте непрерывного образования как основы профессиональной и социальной мобильности. Эффективным механизмом удовлетворения запросов инновационного развития экономики и потребностей взрослых в непрерывном образовании является дополнительное профессиональное образование. Цель профпереподготовки состоит в развитии имеющихся компетенций и овладении дополнительными компетенциями, необходимыми для выполнения нового вида профессиональной деятельности. К числу приоритетных направлений модернизации ДПО относится языковое образование, своеобразие которого заключается в том, что в качестве доминанты выступает иноязычный деловой аспект. В этой связи представляется своевременным рассмотрение и решение вопросов, связанных с функционированием учебных центров, обеспечивающих языковую подготовку специалистов для компетентного осуществления своих профессиональных обязанностей в международном сотрудничестве. Совершенствование языковой подготовки работников внешнеэкономических и внешнеторговых связей диктуется интенсивной интеграцией российской экономики в мировое экономическое пространство, активным участием России в международных организациях, необходимостью установления успешных деловых контактов с зарубежными партнерами и др. Обновление системы языкового образования заключается в расширении содержания обучения за счет включения аутентичных текстов, в том числе текстов массовой информации. Преимущества использования аутентичных текстов при обучении иностранному языку получили широкое освещение в научной и методической литературе (И.Л. Бим, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, Н.В.Чичерина и др.). В данном исследовании новый подход к интеграции материалов СМИ и языкового образования в системе ДПО реализуется на текстах британских качественных газет. Вопросы методики обучения деловому общению на английском языке специалистов экономического профиля и внешней торговли и методики работы с текстами англоязычных СМИ подробно рассматриваются в работах исследователей:
Анализ теоретических работ свидетельствует о том, что внимание большинства исследователей обращено на систему профессионального языкового образования и языковую подготовку в неязыковых вузах. Характеризуя степень разработанности проблемы, следует отметить, что до настоящего времени методика работы с англоязычной прессой при обучении деловому английскому языку не получила должного теоретического освещения. Наименее исследованными остаются вопросы интеграции медиатекстов в процесс языковой подготовки в системе ДПО. Результаты исследований представлены на уровне отдельных публикаций. Между тем, медиатекст отражает сферу современного речеупотребления, а умение работать с зарубежной прессой в ее новом формате качественно дополняет профессиональную компетенцию специалистов экономического профиля. Анализ имеющихся на рынке образовательных услуг учебных пособий по данной проблематике показал, что они в основном направлены на решение задач вузовского обучения1 и поэтому не могут в полной мере удовлетворять потребностям слушателей ДПО для выполнения текущих профессиональных задач. Корректировка методики работы с англоязычной прессой определяется значимостью этого аспекта в профессиональной деятельности работников внешнеэкономической сферы. Решение этих вопросов необходимо увязать с обучением взрослых как целевой профессиональной аудитории, с одной стороны, и пониманием медиатекста как новой культуро-информационной реалии, которая требует обновленного подхода с точки зрения лингводидактики, с другой. Анализ научных исследований и практики преподавания позволил выделить ряд противоречий между:
Следовательно, актуальность данного исследования определяется потребностями практики в совершенствовании системы языковой подготовки в условиях ДПО, конкретными запросами целевой аудитории слушателей на более высокий уровень профессиональной компетентности и необходимостью учета новейших разработок в области лингвистики. Существующие противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в определении научных основ создания эффективной методики обучения на медиатекстах, интегрированных в дополнительную профессиональную образовательную программу по деловому английскому языку. Научно-исследовательская и практическая работа по разрешению противоречий позволит обеспечить более интенсивную интеграцию иноязычных медиатекстов в языковую подготовку в сфере ДПО. Объектом исследования является процесс обучения английскому языку для специальных целей на текстах массовой информации в профессионально ориентированной взрослой аудитории. Предметом исследования является методика работы с печатными и сетевыми англоязычными медиатекстами в рамках программы профессиональной переподготовки по деловому английскому языку в системе дополнительного профессионального образования. Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом обосновании разработанной системы упражнений на материале британской качественной прессы, используемой в процессе обучения деловому английскому языку специалистов, занятых в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Гипотеза исследования состоит в том, что обучение на текстах массовой информации, интегрированных в программу профпереподготовки по деловому английскому языку в системе ДПО, может осуществляться успешно, если:
Общий замысел, предмет, цель и гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих взаимодополняющих задач:
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования: анализ и обобщение научной литературы и учебных пособий, изучение нормативных правовых документов, изучение Интернет-ресурсов, сравнительный анализ, статистический метод (количественная и качественная обработка экспериментальных данных), социологический метод (беседа, опрос и анкетирование обучающихся), обобщение преподавательского опыта, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, тестирование обучающихся. Теоретико-методологическую базу составили нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений ДПО, и труды отечественных и зарубежных авторов по:
В проектировании методики учтены учебные материалы педагогов-практиков по деловому английскому языку (Т.В. Дворникова, Л.Р. Жолтая, С.Н.Любимцева, Л.Г. Памухина, Л.В. Сальникова и др.) и материалы учебников по англоязычной прессе (Б.А. Жебелев, Д.С. Мухортов, Э.Ф. Телень, С.З.Шукунда, Е.И. Энгель и др.). Процесс написания диссертационного исследования включал 3 этапа. На первом этапе (2004-2006 гг.) были изучены нормативные правовые акты ДПО, установлена степень теоретической разработанности проблемы, систематизированы современные подходы к исследованию языка СМИ. Обобщен опыт преподавания делового английского языка на текстах массовой информации. Проведен анализ учебных программ по английскому языку в неязыковых вузах и учебников на материале англоязычной прессы. На втором этапе (2007 г.) проведено анкетирование слушателей ДПО с целью определения их мотивов обращения к англоязычной прессе и потребностей работы с полученной информацией в учебной и профессиональной деятельности. Уточнены требования к отбору медиатекстов, осуществлен их первоначальный отбор, и выделены упражнения с учетом специфики контингента слушателей ДПО. На третьем этапе (2008-2010 гг.) систематизированы методические приемы работы с медиатекстами. Проведен формирующий эксперимент, обобщены результаты промежуточного контроля в экспериментальных и контрольных группах, изложены методические рекомендации, и осуществлено внедрение разработанной методики в практику. Сформулированы выводы и оформлен текст диссертационного исследования. |
Реферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного... Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного... | Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего... Языковой портфель как средство повышения мотивации при обучении английскому языку | ||
Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования | 1. Историческая справка Идея использования схем и рисунков для лучшего... Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяют при обучении испокон веков. Но только сравнительно... | ||
Положение об обучении учащихся профессионального цикла Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Абитуриент должен иметь высшее образование (профильное или непрофильное), успешно пройти вступительное испытание в форме тесте и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Занятие гмо учителей физики по теме «Презентация авторской программы дополнительного профессионального образования педагогических... | Анализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа, рассчитанная на 3 учебных часа в неделю, предлагается для использования в системе дополнительного образования учащихся... | Клинико-иммунологические особенности хронического вирусного гепатита... Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Казанская медицинская... | ||
Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного... Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены... | Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | ||
«Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов... Исследование возможностей компьютерных программ и интернет-ресурсов в обучении английскому языку | I. Теоретические аспекты проблемы использования регионального компонента... Анализ литературы по проблеме использования регионального компонента в обучении иностранному языку | ||
Образовательная программа «волшебной музыки страна» Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование... | Межпредметные связи при обучении химии учащихся 10-х и 11-х классов I. Теоретические подходы к пониманию актуальности изучения и использования в практической деятельности межпредметных связей |