ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
по курсу «История и философия науки» для адъюнктов и соискателей
Академии ФСИН России
История политических и правовых учений
Предмет и методы изучения истории политико-правовых учений.
Политико-правовая мысль Древнего Китая (Конфуций, Мо-цзы, легисты).
Политико-правовая мысль Древней Индии («Законы Ману», «Артхашастра»).
Правовые и политические взгляды древнегреческих софистов.
Учение Платона о праве и государстве.
Учение Аристотеля о праве и государстве.
Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование юриспруденции как самостоятельной науки.
Учение Цицерона о праве и государстве.
Основные направления развития средневековой политико-правовой мысли (Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, средневековые юристы).
Политико-правовые учения Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ф. Бэкон).
Правовые и политические учения XVII в. в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза).
Правовые и политические учения XVII в. в Англии (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Правовые и политические учения эпохи европейского Просвещения (С. Пуфендорф,
Г.В. Лейбниц, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ч. Беккариа).
Политические и правовые учения в США во второй половине XVIII – начале XIX в. (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон).
Учение И. Канта о праве и государстве. Соотношение метафизики права и юриспруденции в трактовке Канта.
Учение Г.В.Ф. Гегеля о праве и государстве. Соотношение философии права и юридической науки в трактовке Гегеля.
Учение о праве представителей исторической школы права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г. Пухта).
Основные направления юридического позитивизма в Западной Европе в XIX в. (И. Бентам, Дж. Остин, Р. Иеринг).
Политико-правовые концепции неокантианцев (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке).
Политико-правовые концепции неогегельянцев (Ю. Биндер, К. Ларенц, Д. Джентиле,
Б. Телдерс).
Основные концепции возрожденного естественного права в XX в.
Концепции юридического неопозитивизма (Г. Кельзен, Г. Харт, О. Вайнбергер).
Экзистенциалистские учения о праве и государстве (В. Майховер, Э. Фехнер, К. Коссио).
Онтологическое учение о праве (Р. Марчич).
Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве.
Учение К.А. Неволина о праве и государстве.
Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве.
Учение В.С. Соловьева о праве и государстве.
Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве.
Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого.
Учение о праве и государстве И.А. Ильина.
Основные черты западной традиции права.
Юридический позитивизм и неопозитивизм в России (Г.Ф. Шершеневич, В.Д. Катков).
Советская юриспруденция: эволюция основных концепций права и государства.
Юриспруденция в постсоветской России: основные направления развития учений о праве и государстве.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
по курсу «История и философия науки» для адъюнктов и соискателей
Академии ФСИН России История экономических учений
Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.
Основная проблематика экономической мысли Античности.
Основные итоги и направления экономической мысли средневековья.
Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.
Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии.
Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.
Д. Риккардо как лидер английской классической школы.
Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI–XVIII вв.).
Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в XIX в.
Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.
Предшественники маржинализма в мировой экономической литературе XVIII – первой половине XIX в.
Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории.
Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.
Австрийская и неоавстралийская школа (конец XIX – XX в.): развитие традиции.
«Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.
Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.
Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.
Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.
Кризис экономической теории в XX в.
Новейшие дискуссии об экономическом наследии В.И. Ленина.
Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.
Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950 – 1980 гг.).
Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли (после 1991 г.).
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
по курсу «История и философия науки» для адъюнктов и соискателей
Академии ФСИН России История психологии
Предмет и задачи истории психологии.
Возникновение первых психологических идей о функциях души и ее развитии в Древней Греции.
Понимание внутреннего мира человека в учении Августина.
Развитие психологических воззрений в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
Психологические взгляды Б. Спинозы.
Идеи Просвещения и их влияние на развитие психологической науки.
Становление экспериментальной психологии (В. Вундт, Г. Эббингауз).
Американский функционализм (У. Джемс, Д. Дьюи и др.).
Предмет и методы психологического исследования в глубинной психологии.
Психоанализ З. Фрейда.
Аналитическая психология К. Юнга.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Развитие психоаналитического направления в трудах К. Хорни и Э. Фромма.
Предмет психологии и методы психологического исследования в гештальт психологии.
Модификация глубинной психологии в трудах Э. Эриксона.
Возникновение и общая характеристика гуманистической психологии.
Генетическая и когнитивная психология.
Становление отечественной психологии. Программа построения психологии И.М. Сеченовым.
Философские взгляды А.А. Ухтомского.
Психологические идеи Н.А. Бернштейна.
Психологические взгляды В.М. Бехтерева.
Теория установки Д.Н. Узнадзе.
Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева.
Психологические идеи Л.С. Выготского.
Психологические идеи и школа Г.Г. Шпета.
Разработка методологических проблем психологии С.Н. Рубинштейном.
Психология запоминания в трудах А.А. Смирнова.
Теория поэтапного формирования умственных действий в трудах П.Я. Гальперина.
Ленинградская школа психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев).
Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
по курсу «История и философия науки» для адъюнктов и соискателей
Академии ФСИН России История педагогики
История педагогики как наука и ее место в истории мировой цивилизации.
Зарождение педагогической мысли в древнейших цивилизациях Востока.
Воспитание и школа в античном мире.
Христианские воззрения на человека и его воспитание.
Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.).
Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси.
Педагогическая мысль и образование в Московской Руси и русском централизованном государстве (XVII в.).
Концепция воспитания Ж.Ж. Руссо.
Педагогическая концепция Я. Коменского.
Школа и педагогическая мысль России XVIII в.
Педагогическое творчество Песталоцци.
А. Дистервег о развивающем и воспитывающем обучении.
Создание И.Ф. Гербиртом основ научной педагогики.
Проблемы воспитания в социальных учениях второй половины XIX в. (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
Проблемы воспитания и образования в учении марксизма.
Педагогическая мысль в России первой половины XIX в.
Общественно-педагогическая мысль в России второй половины XIX в. (Н.И. Пирогов. Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев).
Педагогическое учение К.Д. Ушинского.
Л.Н. Толстой о воспитании.
Развитие педагогической мысли и школьного образования после 1917 г.
Педагогическая деятельности А.С. Макаренко.
Педагогическая мысль и развитие общеобразовательной школы в Советском Союзе во второй половине XX в.
|