ФИЗИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
В нашей школе физику начинают изучать с 7 класса. На первом уроке, рассказывая об учебниках и пособия, ....
В обычной тетради в клеточку 18 листов каждый ученик 7 класса создает свой физический справочник, цель которого в концентрированной, системной форме представить текущий программный материал по предмету. Может быть использован как для эффективного повторения пройденного материала, так и для подготовки к самостоятельным и контрольным работам, к выпускным экзаменам в школе и ЕГЭ. Структура и содержание справочника позволяет учащимся самостоятельно или с помощью преподавателя устранить пробелы в подготовке, систематизировать знания ……
Задачи:
В начале ученик разбивает тетрадь на разделы:
Условные обозначения.
Физические величины и их условные обозначения.
Табличные величины.
Основные формулы и пояснения к ним.
Перевод единиц.
Физический словарь.
Ученые-физики.
Наполняется справочник по ходу изучения программы по физике на первых порах вместе с учителем, затем самостоятельно:
- раздел «Условные обозначения» содержит некоторые математические обозначения, которые являются общеизвестными и которыми ученики могут пользоваться для записи конспектов уроков и решении задач;
- раздел «Физические величины и их условные обозначения» дает возможность развести понятия «физическая величина», «единица измерения физической величины» и «размерность физической величины», закрепить знания единиц измерения в международной Системе Измерений;
- раздел «Табличные величины» позволяет собрать в одном месте величины, не требующие запоминания наизусть;
- раздел «Основные формулы и пояснения к ним» необходим для заучивания и самопроверки основных и производных формул …;
- раздел «Перевод единиц»… ;
- раздел «Физический словарь» заполняется с использованием словаря иностранных слов, помогает понять смысл переводимого термина, его этимологию;
- раздел «Ученые-физики» учащиеся заполняют, слушая сообщения о биографиях ученых, упомянутых в учебнике или п….
В качестве приложения к справочному материалу учитель раздает каждому ученику планы ответов и требования к оформлению лабораторных работ, сообщений, докладов и рефератов………..
Далее приведены примеры заполнения физического справочника в электронном виде.
ФИЗИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
Условные обозначения………………………………………………..стр.1
Физические величины и их условные обозначения…..стр.
Табличные величины…………………………………………………..стр.
Основные формулы и пояснения к ним……………………..стр.
Перевод единиц ………………………………………………………….стр.
Физический словарь ……………………………………………………стр.
Ученые-физики …………………………………………………………….стр.
Приложения:
Математический аппарат………………………………………………..стр.
Планы изучения………………………………………………………………..стр.
Последовательность решения задач …………
Указания к выполнению лабораторной работы…
Как подготовить и оформить сообщение, доклад, реферат..
Список справочной литературы:
Краткий справочник «Альфа и омега»
Словарь иностранных слов
Опорные конспекты для изучения физики Ш.А.Горбушин «Азбука физики»
Учебник физики
Некоторые математические условные обозначения
=
| равно
| ≡
| тождественно равно
| ≈
| приближённо равно
| ≠
| не равно
| <
| меньше
| >
| больше
| ≤
| меньше или равно
| ≥
| больше или равно
| +
| плюс (знак сложения)
| -
| минус (знак вычитания)
| * или x
| знаки умножения (часто опускаются: а*b = axb = ab)
| :
| знак деления
| аn
| возведение числа а в степень n (n - показатель степени)
|
| знак квадратного корня (квадратный корень из числа а)
|
| корень n-ой степени из числа а
| ( ), [ ],{}
| скобки (круглые, квадратные и фигурные - для обозначения последовательности действий)
| ┴
| перпендикулярно
| ║
| параллельно
| ~
| подобно
| ∆
| Измение (конечное – начальное)
| ‹
| угол
| (
| дуга
| 0
| градус
| '
| минута
| "
| секунда
| Const
var
| константа (постоянная величина)
вариация (переменная величина)
| π
| отношение длины любой окружности к её диаметру
| ∞
| бесконечность
| f(x)
| функция независимого переменного (аргумента) х
| sin
| синус
| cos
| косинус
| tg
| тангенс
| ctg
| котангенс
| lim
| предел
|
| сумма
| |a|
| обозначение модуля вектора а
|
| модуль (длина) вектора
| ax, ay, az
| единичные векторы (орты) в трёхмерной декартовой системе координат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физические величины и их единицы измерения
Физическая величина
| Усл. обзначение (гр, лат)
| Единицы измерения в СИ
| Усл.обозначения (рус)
| Размерность
| Основные физические величины
| Длина
| а,в,с,d,r,x,y,z,h
| метр
| м
| L
| Масса
| M, m
| килограмм
| кг
| M
| Время
| T, t, τ
| секунда
| с
| T
| температура
| T, t
| Кельвин (градус Цельсия)
| К (оС)
| Θ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Производные
| площадь
| S
|
| м2
| L2
| объем
| V
|
| м3
| L3
| скорость
| V, U, v, u
|
| м/с
| LT-1
| ускорение
| a, g
|
| м/с2
| LT-2
| плотность
| ρ
|
| кг/м3
| ML-3
| сила, вес
| F, P
|
| Н=кг *м/с2
| MLT-2
| давление
| p
|
| Па=Н/м2=кг/(м*с2)
| ML-1T-2
| работа
| А
|
|
|
| мощность
|
|
|
|
|
Основные формулы и пояснения к ним
Определение цены деления измерительного прибора
.
Скорость при равномерном движении
; ; v – скорость (м/с), s – перемещение (м), t – время (с).
Скорость при неравномерном движении
=; ;
v – средняя скорость (м/с), s – перемещение (м), t – время (с).
Отношение масс взаимодействующих тел
Плотность тела
Сила
Равнодействующая сил
Сила тяготения
Сила тяжести
Вес
Сила упругости
Сила трения
Давление твердого тела
Сила Архимеда
Перевод единиц
Единицы длины:
1м =0,001км 1 км=1 000м
1м=10дм 1 дм=0,1м
1м=100см 1см=0,01м
1м=1 000мм 1мм=0,001м.
Единицы площади:
1м2=0,000 001км2 1 км2= 1 000 000м2
1м2=0,000 01га 1 га= 10 000м2
1м2=0,01ар 1 ар=100м2
1м2=100дм2 1дм2=0.01м2.
Единицы объема
Единицы скорости
Единицы массы
Единицы плотности
Единицы силы
Единицы давления
Единицы работы
Единицы мощности
Единицы энергии
Физический словарь
Физика – гр – природа Атом – гр – неделимый
Гипотеза –
Диффузия –
Молекула –
Масса –
Кинематика –
Динамика –
Статика –
Деформация –
Динамометр -
Ученые-физики
-
ИМЯ
| Даты жизни
| Биография
| Достижения
| Ломоносов
|
|
|
| Аристотель
|
|
|
| Коперник
|
|
|
| Кеплер
|
|
|
| Галилей
|
|
|
| Ньютон
|
|
|
| Паскаль
|
|
|
| Архимед
|
|
|
| Попов
|
|
|
| Жуковский
|
|
|
| Вавилов
|
|
|
| Циолковский
|
|
|
| Королев
|
|
|
| Гагарин
|
|
|
| Курчатов
|
|
|
| Броун
|
|
|
| Декарт
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложения:
1.Математический аппарат
1.1Стандартная, она же научная форма записи числа. Порядок величины. Разница на порядок.
|
| умножить на
|
| Эта часть записи называется Мантиссой числа в стандартной (научной) форме.
| А эта часть называется Порядком числа в стандартной (научной) форме.
| Пример 1: Число 7984 в стандартной форме записывается как 7,984*103 , где 7,984 - мантисса а 103 - порядок.
Пример 2 : Величины 890 и 45932, записанные в стандартной форме выглядят как: 8,9*102 и 4,5932*104 и отличаются на 2 порядка = имеют разницу в 2 порядка. Числа 7,5 и 75 различаются на порядок ( на 1 порядок) = имеют разницу в 1 порядок, что бы там в телевизоре не думали. И так далее...
Очевидно, что при сложении и вычитании чисел записанных в стандартной форме и имеющих один порядок, достаточно сложить или вычесть мантиссы.
Пример 3: 7,2*1034 + 1,2*1034= (7,2+ 1,2)*1034=8,4*1034
Единственный способ корректно сложить или вычесть числа разных порядков - это выразить одно из них в нестандартной форме:
Пример 4: 9,9*1013 + 9,9*1012=9,9*1013 + 0,99*1013= (9,9+ 0,99)*1013=10,89*1013=1,089*1014
Очень удобно проводить операции умножения и деления с числами, записанными в стандартной форме, пользуясь правилами действий со степенями:
Пример 5: 4,0*103x 2,25*102=(4,0x2,25)x(103+2)= 9,0*105
Пример 6: 5,0*106 /2,5*103=(5,0/2,5)x(106-3)= 2,0*103
И теперь, если уж Вы дочитали до этого места, самое главное - зачем это придумано: попробуйте сравнить на глаз числа 970984567234109879 и 1211121111211121112125? Впечатляет? А попробуйте их же в стандартном виде: 9,70984567234109879*1017 и 1,211121111211121112125*1021. Понятно, что первое на 4 порядка меньше? Понятно, что величина первого по отношению ко второму ниже, чем точность большинства расчетных моделей? Понятно, что в большинстве практических случаев первую величину вообще не следует брать в расчет, если вклад величин в процесс пропорционален? Понятно, что изменение второй величины на 10% значительно превосходит изменение первой в 3 раза? и т.д.
1.2.Формулы вычисления площади геометрических фигур
Формулы вычисления объема и площади поверхности
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ:
Признаки явления или его определение;
Условия, при которых наблюдается и протекает явление;
Сущность явления (объяснение его на основе известных научных теорий);
Связь данного явления с другими явлениями;
Примеры использования явления на практике;
Примеры вредного действия явления на технические установки, созданные человеком, и на окружающую среду т способы предупреждения его.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ:
Какое свойство (качество) тел (явлений) характеризует данная величина;
Определение величины;
Графическое представление;
Формула, выражающая связь данной величины с другими;
Классифицирующий признак (скалярная или векторная, размерная или безразмерная, постоянная, табличная);
Единицы величины;
Способы измерения величины;
Примечания (границы применимости, …).
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗАКОНА:
Когда и кем был открыт и сформулирован закон;
Связь между какими явлениями (или величинами) выражает закон;
формулировка закона;
математическое выражение закона (формула);
опыты подтверждающие справедливость закона;
объяснение закона на основе современных научных теорий;
примеры использования закона на практике;
примечания (границы применимости закона, …).
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИБОРОВ:
Название и назначение прибора;
Внешний вид и отличительные признаки прибора;
Принцип действия прибора;
Схема устройства прибора (его основные части, их назначение);
Правила пользования прибором;
Область применения прибора.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТОВ:
Цель (основная идея) постановки опыта;
Когда и кем был впервые поставлен опыт;
Схема опыта;
Оборудование, используемое в опыте;
Воспроизведение опыта в лабораторных условиях;
Выводы из опыта.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
Прочитать задачу;
Записать условие (что дано, что найти, перевод в одну систему единиц или в СИ, табличные величины);
Выполнить чертеж, схему, рисунок, поясняющие описанный в задаче процесс;
Записать уравнение или систему уравнений, отображающих происходящий процесс;
Если уравнения векторные, то записать в проекциях на выбранные оси (сопоставить скалярные равенства);
Используя условие и чертежи, преобразовать исходные уравнения так, чтобы в итоговое равенство входили лишь упомянутые в условии задачи величины и табличные – получить итоговое равенство или систему равенств;
Произвести вычисления;
Сделать проверку с помощью вычислений с наименованиями;
Проверить результат на «идиотизм».
УКАЗАНИЯ К ВЫПОНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:
Внимательно прочитать описание работы, чтобы четко представлять себе содержание и метод выполнения.
По учебнику физики подробно ознакомиться с изучаемым явлением, чтобы вспомнить теорию.
Перед выполнением работы следует убедиться в наличия необходимых приборов и принадлежностей, подробно разобраться в их устройстве и назначении.
При выполнении работы следует осторожно обращаться с измерительными приборами и соблюдать правила техники безопасности.
Все измерения следует производить внимательно и не спеша, так как поспешно сделанные, измерения обычно содержат грубые ошибки.
Результаты всех измерения необходимо сразу же записывать в тетрадь, в предварительно подготовленную таблицу.
В некоторых работах результаты измерений, представляют в виде графика. График вычерчивают в прямоугольной системе координат на клетчатой или миллиметровой бумаге с помощью чертежных инструментов. При этом значение аргумента (независимой переменной.), т.е. величины, которую, изменяют при выполнении работы, откладывают по горизонтальной оси, а полученные значения функции - по вертикальной. На осях координат указывают условные обозначения отложенных величин и их наименование.
После выполнения работы приводят в порядок приборы и пишут отчет.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О ПРОДЕЛАННОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ:
Записать «Лабораторная работа №…»;
Название работы;
Цель работы;
Приборы и материалы;
Схематическое изображение опыта или установки с указанием измеряемых и вычисляемых величин;
Порядок выполнения работы пишется от первого лица в настоящем времени;
Результаты наблюдений, измерений и вычислений;
Обработка результатов измерений, вычисление погрешностей измерений и вычислений;
Вывод;
Ответы на контрольные вопросы.
КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД):
Необходимо не только подобрать подходящую литературу и правильно изложить материал, но и уметь передать его аудитории.
Старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации.
Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой литературе и не сделать элементарных ошибок.
Изучите подобранный материал, выделяя самое главное.
Составьте план сообщения.
Напишите текст доклада.
Выбирайте только интересную и понятную информацию.
Не используйте неясных для Вас терминов и специальных выражений.
В конце сообщения перечислите литературу, которой Вы пользовались при подготовке.
При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме, рисунки и схемы.
Прочитайте написанный текст и перескажите его, выбирая самое основное.
Засеките время пересказа. (Чтение 1 страницы текста с интервалом 1,5 в среднем занимает 2 минуты)
Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию на доску (термины, даты, основные положения).
Никогда не читайте доклад! Чтобы не сбиться, пользуетесь планом и выписанной на доске информацией. Говорите громко, отчетливо и не торопитесь.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА:
Дня написания реферата используйте листы бумаги стандартного формата. Следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см - с левой стороны, 1 см - с другой стороны. Объем экзаменационного реферата 20-25 листов, реферата для урока - не более 10 листов. Все листы должны быть пронумерованы; это делается, когда работа уже полностью готова. На титульном листе крупно пишется название реферата, фамилия автора, школа, класс, год, преподаватель.
В начале реферата должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
Примерный план написания реферата:
Введение. Во введении необходимо обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора.
1 глава. Вступительная часть.
Эта короткая глава должна содержать несколько вступительных предложений, непосредственно вводящих в тему рефератов.
2 глава. Основная научная часть реферата.
Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
3 глава. Заключение. Выводы.
В этой главе автор подводит итог работы, делает краткий ее анализ и формулирует выводы.
В конце работы прилагается список литературы в следующем порядке:
энциклопедии, справочники;
книги по теме реферата (автор, полное название, издательство, год издания);
газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, год издания, номер).
Фотографии, рисунки, карты-схемы (если они не вошли в текст реферата и значительны по объему) можно оформит в виде приложения к работе. |