Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык







Скачать 353.9 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык
страница1/3
Дата публикации12.12.2014
Размер353.9 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка



Байдуж Л.М.


СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Байдуж Л.М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 19 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: семантический синтаксис [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Оригинал хранится в отделе аспирантуры и докторантуры ТюмГУ.

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка О.В. Трофимова



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Байдуж Л.М., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у аспирантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность.

Цель преподавания дисциплины – углубление знаний, сформированных у филологов-специалистов, о семантике предложения и текста, знакомство с современным состоянием научного знания в этой области.

Задачи дисциплины:


  • формирование представления о смене лингвистических парадигм в современной русистике;

  • ознакомление аспирантов с современным представлением о системе языковых средств, выражающих субъективную (модусную) информацию предложения и текста: достоверность сообщаемого, его авторизацию (информацию о субъекте высказывания), категорию адресации, категорию оценки (него-позитивной, адмиративной и др.), метатекстовую информацию;

  • выработка навыков обнаружения и анализа различных модусных смыслов в предложении и тексте;

  • формирование целостного представления о современных принципах описания семантики основного модусного ресурса предложения – дискурсивных слов;

  • выработка навыков анализа семантической структуры дискурсивных слов, выражающих категории достоверности (персуазивности), авторизации высказывания и других модусных смыслов;

  • совершенствование навыков расстановки знаков препинания в предложениях с дискурсивными словами разных типов.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Преподавание дисциплины цикла ФД.2 (Факультативные дисциплины) предусматривается на втором курсе, когда аспирант прослушает базовые курсы Функциональный аспект исследования русской речи, Дериватология, Актуальные проблемы русской грамматики и получит достаточные для восприятия курса фоновые знания, касающиеся функционирования в тексте и дискурсе разных языковых средств, выражающих субъективную (модусную) информацию предложения и текста.

Курс является продолжением базового курса программы обучения филологов «Современный русский язык. Синтаксис» и посвящен системному изучению субъективного аспекта семантической структуры предложения.

В последние три десятилетия в отечественном языкознании наблюдается настоящий модусный взрыв. Изучаются самые разные модусные категории – категория достоверности, категория оценки, категория авторизации, метакатегории. Привлечено внимание к изучению диалогичности модуса. «Развитие учения о модальном смысле предложения вылилось в особую теорию речевых актов» (Е.Н. Ширяев). В основной курс синтаксиса, за недостатком времени, введено мало информации о модусе. Между тем углубление знаний в этой области является необходимым элементом подготовки филолога. Помимо расширения базы теоретических знаний, знаний об устройстве языка и речевого общения, изучение данного материала актуально в плане корректировки представлений магистрантов о нормативности устной и письменной речи, повышения их пунктуационной грамотности.

В центре изучения в курсе находятся дискурсивные слова, которые традиционно считаются главным средством выражения модусной (субъективной) семантики предложения, включающей информацию об участниках и других коммуникативных аспектах речевой ситуации, в которой было произведено высказывание. Известно, что индивидуальная семантика дискурсивной лексики трудноуловима и плохо поддается описанию. Однако в последние годы и в отечественной, и в мировой лексикографической практике появляются многочисленные попытки создания «портретов» как отдельных дискурсивных единиц, так и их групп; идет интенсивная работа над словарями данной незнаменательной и полузнаменательной лексики. Большое внимание уделяется этим словам в «Новом объяснительном словаре синонимов» под ред. Ю.Д.Апресяна. Тематика курса находится, таким образом, на пересечении проблем синтаксиса и лексикографии.

Курс разработан с учетом программы МГУ «Синтаксис. Основной курс» /В.А. Белошапкова; И.В. Галактионова, Е.Б. Степанова (изменения и дополнения); программы М.В. Всеволодовой «Теория функционально-коммуникативного синтаксиса» // Русский язык и его история: Программы кафедры русского языка для филологических факультетов государственных университетов. Специальность 2001 – русский язык и литература». 2-е изд., испр. и доп. /Под общей редакцией М.Л. Ремневой. М.: МАКС Пресс, 2007. При разработке конкретных тем курса учитывались сведения из новейших публикаций по теории синтаксиса, а также проблемам изучения и преподавания синтаксиса современного русского языка.

  1. 3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «аспирант» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста) и магистра:

а) общекультурными (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

б) профессиональными (ПК):

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

  • владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7).


В результате освоения дисциплины аспирант должен:

  • Знать: основные положения и концепции в области грамматики русского языка и лингвистического анализа текста; современные принципы описания семантики основного модусного ресурса предложения – дискурсивных слов

  • Уметь: применять полученные знания в области теории грамматики русского языка, семантики текста и лингвистического анализа текста, проводить под научным руководством локальные исследования устной и письменной речи разной стилевой природы с формулировкой аргументированных выводов

  • Владеть: свободно русским языком в его литературной форме, методами коммуникативно-прагматического анализа речевых произведений, методами классификации и моделирования



  1. Трудоемкость дисциплины

    Курс второй, семестр четвертый. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

    3. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план



    Тема

    Всего часов

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    самостояте-льная работа

    1

Субъективные смыслы предложения как объект исследования

6

2

4




реферат

    2

Категория персуазивности. Системные отношения в группе вводных слов, относимых к разряду «неполная достоверность сообщаемого»

6

2

4

1

тест

    3

Полная и «категорическая» достоверность. Высказывания «субъективным» и «объективным» статусом

6

2

4




тест

    4

Семантическая структура вводных слов кажется и казалось и язык ее описания

6

2

4




тест

    5

Дискурсивные слова подгруппы «источник сообщения»

6

2

4

1

контр. работа

    6

Метатекст как модусная категория

6

2

4

1

контр. работа



Итого

36

12

24

3






из них часов в интерактивной форме




3




3





Таблица 2

    4. Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Субъективные смыслы предложения как объект исследования

конспект научной литературы по теме, реферат




    4

2

Категория персуазивности. Системные отношения в группе вводных слов, относимых к разряду «неполная достоверность сообщаемого»

конспект научной литературы по теме, работа со словарями

презентация

    4

3

Полная и «категорическая» достоверность. Высказывания «субъективным» и «объективным» статусом

-//-

составление картотеки

    4

4

Семантическая структура вводных слов кажется и казалось и язык ее описания

-//-

составление картотеки

    4

5

Дискурсивные слова подгруппы «источник сообщения»

подготовка к контрольной работе

составление картотеки, презентация

    4

6

Метатекст как модусная категория

конспект научной литературы по теме, работа со словарями

презентация

    4




ИТОГО:







    24




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Современный русский язык и его история

+

+

+

+

+

+

2.

Лингвистика текста

+

+

+

+

+

+

3.

Историческая стилистика

+

+

+

+

+

+



6. Содержание дисциплины

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
">