Скачать 243.79 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л. М./ __________ _____________ 2011 г. ЛИДЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерских программ «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __ Симонова Л. М. «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры магистерской подготовки «___» ____________ 2011 г., протокол № 6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем - с.15 Зав. кафедрой ___ Мильчакова Л. М. «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПЭУ «______»___________2011 г., протокол № Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Лазутина Д. В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С. А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управления Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Симонова Л.М. ЛИДЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200 «Менеджмент» программ «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Симонова Л.М. Лидерство и профессиональные навыки менеджера. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения (направления 080200 «Менеджмент»программ «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами»). Тюмень, 2011, 15 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Лидерство и профессиональные навыки менеджера [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой магистерской подготовки. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:Руководитель программы «Международный бизнес»,д.э.н., профессор Симонова Л. М.© Тюменский государственный университет, 2011. © Симонова Л.М., 2011. 1.Пояснительная записка 1.1.Цели и задачи дисциплины Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лидерство и профессиональные навыки менеджера» составлен в соответствии с учебными планами программ специализированной подготовки магистров «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами» направления 080200 «Менеджмент» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по профессиональному циклу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Цель рабочей программы дисциплины – сформировать у студентов базовые, профессиональные знания теории, принципов и основ лидерства, а также навыки формирования, развития и совершенствования лидерских качеств в менеджменте. Данный курс разработан в связи с необходимостью решения актуальной задачи подготовки эффективных государственных менеджеров. Как сказал президент Д.Медведев, - «необходимо создание резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе. Для этого нужно, во-первых, найти лучших специалистов, во-вторых, подготовить общедоступную базу данных о них, причем на всех трех уровнях: на муниципальном, региональном и федеральном». В связи с этим задачи изучения дисциплины таковы:
Предлагаемое учебно-методическое издание имеет явно выраженную практическую направленность и выступает как инструмент освоения конкретных управленческих технологий и навыков. В нем раскрывается актуальная ныне для российских руководителей проблема лидерства в непосредственном процессе управления, выработки и развития ими профессиональных навыков, подробно рассматриваются деловые коммуникации, различные их виды, а также современные модели ведения переговоров и выработки навыков эффективного осуществления переговорного процесса. Современный руководитель должен владеть как навыками лидерства, так и умениями, позволяющими осуществлять регулярный менеджмент. Владение профессиональными навыками менеджмента, наряду с общетеоретической и специальной подготовкой в различных областях бизнеса, характеризует как общую управленческую культуру менеджера, так и реальную способность к руководству людьми и организациями. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Лидерство и профессиональные навыки менеджера» относится к дисциплинам по выбору блока «Общенаучный цикл» и является логическим продолжением основных положений теории менеджмента, тесно связана с другими дисциплинами. Для освоения данной синтетической дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне бакалавриата следующих предметов: мировая экономика, общий менеджмент, маркетинг; а на уровне магистерских программ – курсов управленческая экономика, теория организации и организационное поведение, деловые коммуникации, различные отрасли права, психология. Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы при освоении таких курсов как международный маркетинг, стратегии международного бизнеса, организационная культура и управление изменениями, и др., а также при выполнении магистерских исследований. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций магистра: В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать: следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1); - способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); - способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения; - свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения; - обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6); следующими профессиональными компетенциями (ПК): организационно-управленческая деятельность: - способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1); - способностью разрабатывать корпоративную стратегию; - способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию; аналитическая деятельность: - владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде; научно-исследовательская деятельность: - способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; - способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; - способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада; педагогическая деятельность: - способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать основные теории лидерства, их достоинства и ограничения, особенности различных стилей лидерства, национальную специфику практики лидерства, взаимосвязь между личными и организационными целями и задачами, иметь представление о системе ценностей личности менеджера, деловых коммуникациях как процессе с обратной связью, о позитивных и негативных проявлениях конфликта и его источниках, о преимуществах и ограничениях групповых и индивидуальных методов принятия решений и командных форм деятельности, о происхождении стрессовых ситуаций и их последствиях; - уметь выявлять, систематизировать и интерпретировать сходные черты и различия в практике лидерства и управленческих процессах стран мира; вычленять особенности различных стилей лидерства и его национальную специфику; вырабатывать конкретные рекомендации по совершенствованию практики управления и профессиональных навыков менеджеров; анализировать коммуникационные процессы, процессы принятия решений, командообразования, управления конфликтами и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; выбирать эффективные формы, методы и технологии реализации функций управления и стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации; - владеть навыками эффективной вербальной и невербальной коммуникации, принятия решений, командообразования, управления конфликтами и стрессами, формирования, развития и совершенствования лидерских качеств.
Семестр - 4. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа. 3.Тематический план Очная форма обучения Таблица 3.1.
Тематический план заочная форма обучения Таблица 3.2.
Таблица 3.3. Планирование самостоятельной работы студентов Очная форма обучения
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Тема 1. Введение в теорию и практику лидерства Смена парадигмы менеджмента и проблема лидерства. Значимость проблемы лидерства. Разработанность проблемы в управленческой литературе. Глобализация и лидерство. Выбор нового лидера. Лидерство и поведение работников в международной компании. Тема 2. Проблема лидерства в современном менеджменте: сущность, стили, тенденции Теории лидерства: лидерских качеств, ситуационного лидерства, функционального лидерства. Составляющие лидерства. Стили лидерства. Характеристика ситуационного лидерства. Команда и разделенное лидерство. Заменители и двигатель лидерства. Характеристики национальных стилей лидерства. Западный и восточный варианты организации власти. Различия в представлениях о статусе и лидерстве. Факторы повышения эффективности лидерства в различных культурах (ценности, происхождение и образование менеджеров, коммуникационные навыки и система принятия решений). Характеристика менеджмента и стилей лидерства в различных культурах. Влияние стилей лидерства на корпоративную (организационную) культуру. Практика принятия решений: межстрановые сопоставления. Тема 3. Развитие лидерских качеств и профессиональных навыков менеджера Система ценностей личности. Отношение к изменениям. Стиль мышления. Обучение лидерству. Развитие навыков межличностных коммуникаций и навыков ведения переговоров в менеджменте. Техника принятия управленческих решений в контексте лидерства. Преимущества и ограничения командной деятельности и современные приемы формирования команд. Национальные особенности построения команд. Структура, уровни конфликта и формы поведения в конфликтной ситуации. Управление стрессами. Тема 4. Практические области применения теории лидерства Лидерство руководителя и лидерство компаний. Источники и критерии лидерства компаний. Роль лидерства и культуры в формулировании стратегии. Роль лидерства и культуры в процессе слияния и приобретения организаций. Роль лидерства и культуры в совместных предприятиях и стратегических альянсах. Выводы по подбору и развитию лидеров. 6.Планы семинарских занятий Тема 1. Введение в теорию и практику лидерства
Тема 2. Проблема лидерства в современном менеджменте: сущность, стили, тенденции
Тема 3. Развитие лидерских качеств и профессиональных навыков менеджера
Тема 4. Практические области применения теории лидерства
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины. Рекомендуется самостоятельное изучение доступной учебной и научной литературы. Самостоятельно изученные теоретические материалы представляются в виде рефератов, докладов, контрольных и научных работ, эссе, которые обсуждаются на практических занятиях. С целью текущего контроля знаний проводится контрольная работа. Теоретические материалы, самостоятельно изученные студентами, оформляются в виде контрольных работ. Темы контрольных работ студенты выбирают самостоятельно с учётом того, чтобы у каждого студента были разные темы. В качестве источников литературы для написания контрольной работы рекомендуется использовать информацию из периодических, научно-практических, аналитических и экспертных изданий. При написании контрольной работы обязательны сноски на источники используемой литературы. Оформление контрольной работы проводится согласно общепринятым требованиям. С целью итогового контроля знаний проводится зачёт. Семестровый зачёт является итоговой формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. К сдаче зачёта допускаются студенты, успешно выполнившие контрольную работу и практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом. Тематика контрольных работ Лидерство и поведение работников в международной компании.
Тематика рефератов
Тематика докладов (эссе)
Контрольные вопросы к зачету
9.2. Дополнительная литература
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Наличие проектора и компьютера |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Л. И. Попова Предпринимательство в сфере услуг: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.... | Программа «Финансовый менеджмент» очная и заочная формы обучения... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» | ||
Программа «Финансовый менеджмент» очная и заочная формы обучения... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» | Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62«Менеджмент» очной... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Шумилова Ю. А. Реклама и pr. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиль... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» О. И. Девяткова Бизнес- планирование пректа: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности. Тюмень:... | Программа «Финансовый менеджмент» Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Управление проектом», «Управление малым бизнесом» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики (протокол №2 от 09. 09. 2011) | Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, статистики и информационных технологий в экономике | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры математических методов, статистики и информационных технологий в экономике | ||
Пояснительная записка учебно-методический комплекс «Менеджмент» Т. В. Комбарова. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |