МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Экологический Кафедра Экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Дека факультета
___________Ю.И. Сухоруких
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине СД.19 Расследование пожаров по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Квалификация (степень)
выпускника Специалист
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 280705.65Пожарная безопасность Составитель рабочей программы:
Подполковник вн. сл., доцент
|
|
| И.А. Булдаков
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Экологии и защиты окружающей среды протокол №_______от______________________
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Ю.И. Сухоруких
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
|
Г.А. Гук
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Расследование пожаров» – изучение общих положений, теоретических знаний и практических навыков правового и научно-технического характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности должностных лиц органов Государственного пожарного надзора при проверочных действиях, уголовно-процессуальном и административном расследовании дел о пожарах и нарушениях противопожарных требований.
Преподавание этого курса имеет следующие цели:
• дать слушателям знания об общих положениях расследования дел связанных с пожарами, об организации деятельности судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России, о порядке процессуального назначения пожарно-технических и других экспертиз необходимых в рамках расследуемых дел по пожарам, порядка производства административных расследований правонарушений, связанных с пожарами;
• выработать у слушателей практические навыки по составлению процессуальных документов в рамках расследования дел по пожарам и применения технических средств при осмотре места происшествия.
Основная задача курса - приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по расследованию дел о пожарах, общих положениях деятельности судебно-экспертных учреждений и назначении экспертиз в области пожарной безопасности, а также порядка производства административных расследований правонарушений, связанных с пожарами.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина «Расследование пожаров» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана.
При освоении курса «Расследование пожаров» используются знания, полученные при изучении таких дисциплин как «Теплофизика», «Теория горения и взрыва», «Пожарная безопасность электроустановок» и другие.
Дисциплина «Расследование пожаров» является предшествующей для таких дисциплин, как «Пожарная безопасность в строительстве», «Пожарная тактика», «Прогнозирование опасных факторов пожара», «Пожарная безопасность технологических процессов».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Расследование пожаров» направлен на формирование следующих компетенций.
Общекультурные компетенции
ОК-7 – владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
ОК-8 – способностью работать самостоятельно;
ОК-14 – готовностью к саморазвитию, самообразованию;
ОК-13 – способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
ОК-16 – способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.
Профессиональные компетенции
Организационно-управленческая:
ПК-9 – способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах
в области обеспечения безопасности.
Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:
ПК-17 – способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны
приемлемого риска.
Научно-исследовательская:
ПК-19 – способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности;
ПК-21 – способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
• действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения, возникающие в процессе правоприменительной деятельности органов
Государственной противопожарной службы;
• правовую квалификацию преступлений и других правонарушений по делам, связанным с пожарами и требованиями пожарной безопасности;
• особенности квалификации преступлений и административных правонарушений, связанных с пожарами и нарушениями противопожарных требований;
• порядок приема, регистрации и проверки сообщений о пожарах;
• условия и порядок проведения проверочных действий по факту пожара в соответствии с нормами уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации и
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
• правовые аспекты и процессуальный порядок возбуждения и расследования
в форме дознания уголовных дел о пожарах, порядок направления материалов уголовного дела по подследственности или подсудности;
• уголовно-процессуальные формы расследования преступлений, связанных с пожарами;
• тактику и технологию проведения осмотра места пожара и отдельных предметов, порядок изъятия вещественных доказательств;
• общий порядок выдвижения и проверки версий о причине возникновения пожара и обстоятельствах, влияющих на развитие и распространение горения;
• основы полевых методов исследования конструкций, предметов, веществ и
материалов на месте происшествия (пожара);
• систему следов и признаков, образующихся при возникновении развитии
пожара и служащих источниками информации об обстоятельствах пожара;
• вопросы организации взаимодействия органов Государственного пожарного
надзора с правоохранительными органами при расследовании преступлений, связанных с пожарами;
• порядок производства административного расследования по делам о нарушениях противопожарных требований;
• основные положения по организацию судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации организации деятельности СЭУ ФПС МЧС, порядок назначения экспертиз;
• права, обязанности, ответственность и пределы компетенции эксперта и специалиста.
уметь:
• использовать в практической деятельности знание норм действующего законодательства;
• правильно квалифицировать правонарушения в области пожарной безопасности и определять юридическую ответственность за них.
• устанавливать причины пожаров и выяснять иные обстоятельства, имеющие
значение для правильного разрешения дела по пожару;
• принимать, регистрировать и проверять сообщения о пожарах;
• возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела, передавать дела по подследственности;
• проводить дознание по уголовным делам, связанным с пожарами;
• производить неотложные следственные действия и выполнять отдельные поручения по уголовным делам, связанным с пожарами;
• проводить административное расследование по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, связанным с пожарами;
• выявлять и принимать меры по устранению причин и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара;
• обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию, получаемую при расследовании правонарушений, связанных с пожарами;
• взаимодействовать в установленном порядке с другими с правоохранительными органами при расследовании преступлений;
• назначать пожарно-техническую и другие виды экспертиз.
• принимать решение по результатам проверки по факту пожара о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела;
•проводить осмотр и описание места пожара, изъятие вещественных доказательств, проводить иные следственные действия;
• готовить процессуальные документы по расследуемому факту пожара;
• направлять материалы уголовного дела по подследственности или подсудности;
• проводить анализ следственных и экспертных версий при расследовании пожара;
• описывать вещественные доказательства при установлении их информативности об обстоятельствах возникновения и развития пожара;
• участвовать в расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел и дел об административных правонарушениях в качестве специалиста, эксперта, лица, поддерживающего обвинение, либо осуществляющего производство по делу;
• составлять обвинительный акт.
иметь представления:
• об общих вопросах методики расследования преступлений;
• о видах судебных экспертиз, назначаемых по делам о пожарах;
• о порядке судебного разбирательства уголовных, административных и гражданских дел по пожарам.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 51/1,42
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 34/0,94
| 34/0,94
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 17/0,47
| 17/0,47
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 57/1,58
| 57/1,58
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| -
| -
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Написание реферата
|
44/0,28
13/0,36
|
44/1,22
13/0,36
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 11
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,16
| 6/0,16
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| -
| -
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Написание реферата
|
50/1,38
48/1,33
|
50/1,38
48/1,33
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Полномочия органов государственного пожарного надзора при выявлении и расследовании правонарушений,
связанных с пожарами.
| 1-2
| 3
|
2
|
| 6
| Обсуждение
докладов
| 2.
| Деятельность органов ГПН в стадии
возбуждения уголовного дела по факту пожара
| 3-4
| 3
|
2
|
| 6
| Блиц-опрос
| 3.
| Уголовно-процессуальные
Формы расследования пожара
| 5-6
| 3
|
2
|
| 6
| Тестирование
| 4.
| Порядок административного расследования правонарушений, связанных с пожарами
| 7-8
| 3
|
2
|
| 6
| Блиц-опрос
| 5.
| Следственные действия по делам о пожарах. Порядок и тактика проведения отдельных следственных действий
| 9-10
| 4
|
2
|
| 6
| Тестирование
| 6.
| Криминалистика и ее применение
при расследовании пожаров. Основы
криминалистической техники и судебной фотографии
| 11
| 3
|
2
|
| 6
| Обсуждение докладов
| 7.
| Выдвижение и проверка следственных версий при установлении причин пожара
| 12
| 3
| 1
|
| 4
| Тестирование
| 8.
| Тактика подготовки и проведения
осмотра места пожара.
| 13
| 4
|
1
|
| 4
| Блиц-опрос
| 9.
| Порядок назначения судебных экспертиз. Оценка заключения эксперта
| 14
| 4
|
1
|
| 6
| Обсуждение докладов
| 10.
| Квалификация правонарушений в области обеспечения пожарной безопасности
| 15
| 2
|
1
|
| 4
| Обсуждение докладов
| 11.
| Завершение
уголовно-
процессуального и административного расследования дел, связанных с пожарами
| 16
| 2
|
1
|
| 3
| Обсуждение докладов
|
| ИТОГО:
|
| 34
| 17
|
| 57
| 108
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Полномочия органов государственного пожарного надзора при выявлении и расследовании правонарушений,
связанных с пожарами.
| 1-2
| 1
|
1
|
| 8
| Обсуждение
докладов
| 2.
| Деятельность органов ГПН в стадии
возбуждения уголовного дела по факту пожара
| 3-4
| 1
|
1
|
| 8
| Блиц-опрос
| 3.
| Уголовно-процессуальные
Формы расследования пожара
| 5-6
|
|
|
| 8
| Тестирование
| 4.
| Порядок административного расследования правонарушений, связанных с пожарами
| 7-8
| 1
|
|
| 8
| Блиц-опрос
| 5.
| Следственные действия по делам о пожарах. Порядок и тактика проведения отдельных следственных действий
| 9-10
|
|
|
| 8
| Тестирование
| 6.
| Криминалистика и ее применение
при расследовании пожаров. Основы
криминалистической техники и судебной фотографии
| 11
| 1
|
1
|
| 8
| Обсуждение докладов
| 7.
| Выдвижение и проверка следственных версий при установлении причин пожара
| 12
| 1
|
1
|
| 10
| Тестирование
| 8.
| Тактика подготовки и проведения
осмотра места пожара.
| 13
|
|
|
| 10
| Блиц-опрос
| 9.
| Порядок назначения судебных экспертиз. Оценка заключения эксперта
| 14
|
|
|
| 10
| Обсуждение докладов
| 10.
| Квалификация правонарушений в области обеспечения пожарной безопасности
| 15
|
|
|
| 10
| Обсуждение докладов
| 11.
| Завершение
уголовно-
процессуального и административного расследования дел, связанных с пожарами
| 16
| 1
|
|
| 10
| Обсуждение докладов
|
| ИТОГО:
|
| 6
| 4
|
| 98
| 108
|
|