Скачать 29.4 Kb.
|
Санкт-петербургский Государственный университет Восточный факультет Филиппов Е. А. Аннотация В настоящее время Япония является одной из наиболее развитых стран мира. Развиваются новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях; производство средств связи и информатики, новых материалов, биотехнологии, нанотехнологии. Соответственно вопрос о становлении японской науки, проблемы формирования научных школ представляется весьма интересным и актуальным, поскольку именно «наука оказывает влияние на историю...: во-первых, путём изменения методов производства, обусловленного наукой и затем путём более прямого... воздействия научных открытий и идей на идеологию...»1. В связи с этим необходимо отметить, что, по-видимому, своеобразие исторического развития Японского государства не могло не оказать влияния и на развитие науки. Речь идёт о длительном периоде «оторванности» страны от мирового сообщества, в силу как географического фактора (маленькое островное государство на самом «краю мира»), так и политического – знаменитый период самоизоляции эпохи Токугава. Тогда в условиях самоизоляции страны, развивался процесс формирования научных знаний о Европе («ё:гаку»). Сам термин происходит от сокращения японского слова «Ёроппа». С начала периода Эдо существовал жёсткий запрет практически на всякие контакты с европейской культурой. Европейское влияние проникало лишь через голландскую факторию на острове Дэдзима, созданную по специальному разрешению властей в 1641 году. Со временем, изучение западных наук стало называться «рангаку» («ран» — от слова «Оранда», голландия). Образованные японцы, интересующиеся европейскими новшествами, изучающими голландский, а позднее и другие европейские языки, получили наименование голландофилов («рангакуся»). Именно рангаку дало возможность Японии в кратчайшие сроки наверстать упущенное время и очень быстро выйти на один уровень с Европой в области научных знаний. Практически все исследователи, изучающие голландоведение, упоминают труд «Рангаку котохадзимэ»(начала голландоведения). Именно с его выходом принято говорить о начале распространения и популяризации рангаку по всей стране. Написанная Сугита Гэмпаку, отредактированная его учеником Оцуки Гэнтаку эта книга стала символом европейской науки в Японии. О том, что представляла собой эта работа и в чем именно её заслуги в распространении голландоведения в Японии представляется интересной темой для изучения. Соответственно тему работы стоит сформулировать как «Рангаку Котохадзимэ и его роль в распространении голландоведения в Японии». Целью исследования является оценка вклада этой работы в распространение голландоведения в Японии. В соответствии с поставленной целью потребуется решить следующие задачи:
В качестве основного источника был выбран репринт «Рангаку Котохадзимэ», снабженный комментариями Сугимото Цутому2. Для освещения данной эпохи и распространения голландоведения, необходимо обратится к работам Мариуса Дж.3, Гудмана Гр.4, Кина Д.5, Хиракава С.6 как к центральным работам по данной тематике. 1 Дж. Бернал. Цит. по: Воробьёв М.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М.: ГРВЛ «Наука» 1976. С. 5. 2 Дзуроку Рангаку Дзидзи (репринт «Начала рангаку») / Сост. Сугимото Цутому. Токио: Университет Васэда. 1985. – 4+245+9 с. 図録蘭学事始 編者杉本つとむ 早稲田大学出版部 1985年, 頁iv, 245, 9. 3 Jansen Marius B. («Japan: The Dutch Experience» by Grant K. Goodman. «Nichi-Ran Koshoshi no Kenkyu» by Kanai Madoka) // Journal of Japanese Studies. 1987. Vol.13, No.2, Special Issue: A Forum on the Trade Crisis (Summer 1987). The Society for Japanese Studies, 1987. P.464-469. // Jstor.org // URL: http://www.jstor.org/stable/132479 (дата обращения 05.02.2010). 4 Goodman Grant K. Japan: The Dutch Experience. Cambridge, -- 1986. 5 Кин Д. Японцы открывают Европу 1720-1830 / Пер. с англ. Льво¬вой И. М.: Наука, 1972. – 208 с. 6 Hirakawa Sukehiro. Japan’s Turn to the West // The Cambridge History of Japan Vol.V. The Nineteenth Century / Edited by Marius B. JANSEN. New York: Cambridge University Press, 2008. |
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет... Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,... | «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | ||
Психическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет | Правительство Российской Федерации Санкт Петербургский государственный... Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» | ||
Санкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,... Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном | «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет, Факультет Иностранных Языков | Российской Федерации Санкт Петербургский государственный университет Физический факультет Цель изучения дисциплины: Обучение магистрантов аналитическим методам анализа структуры и эволюции нелинейных полей | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки... | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки... | ||
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет... «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Рецензент: Коновалова Е. Ю., председатель пцмк социально-правовых дисциплин гбоу спо «пгк» | ||
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский... Изучение парадигм и типов рациональности, формирование методов анализа основных структур рациональности | Санкт- петербургский государственный университет Экономический факультет Учебно-методический комплекс «Бюджетная система рф» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... |