Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников





Скачать 360.44 Kb.
НазваниеЛогопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников
страница1/4
Дата публикации23.12.2014
Размер360.44 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

Разживина Наталья Вячеславовна



ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Специальность: 13.00.03 – коррекционная педагогика

(логопедия)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург 2008


Работа выполнена на кафедре логопедии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Лалаева Раиса Ивановна


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор


Мамайчук Ираида Ивановна

кандидат педагогических наук, профессор

Шаховская Светлана Николаевна

Ведущая организация Московский государственный

гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова

Защита состоится « 23 » декабря 2008 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 800.009.03 при Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» по адресу: 196605, г.Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д.10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.
Автореферат разослан «____» ноября 2008 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета

доктор педагогических наук, доцент О.А. Денисова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвисти­ческом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

Однако проблема коррекции нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.

Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова и др.).

Количество исследований познавательной деятельности детей с дисграфией сравнительно невелико. В них отмечается, что для данной категории учащихся характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточная сформированность ряда высших психических функций, диспропорция в их развитии (А. Гермаковска, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.Л. Сиротюк, А.А.Тараканова, А.В. Ястребова и др.).

Однако системный подход к изучению познавательной сферы, особенности соотношения уровня развития различных компонентов познавательной деятельности и письменной речи у учащихся с дисграфией все еще недостаточно изучены.

Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по коррекции дисграфии и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.

Проблема исследования – каковы оптимальные пути и условия коррекции дисграфии у младших школьников с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей.

Цель исследования – научное обоснование, разработка и апробация методики коррекции дисграфии у младших школьников с учетом особенностей развития у них познавательных процессов.

Объект исследования – процесс коррекции дисграфии у младших школьников.

Предмет исследования – система методических средств развития познавательной деятельности в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.

Гипотеза:

Успешное овладение процессом письма основывается на сформированности как специфических, так и общефункциональных механизмов речевой деятельности, предполагает высокий уровень развития мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания. В связи с этим можно предположить, что у детей с дисграфией имеются различные по проявлению особенности развития этих познавательных процессов.

Специально организованная система логопедической работы обеспечит успешную коррекцию дисграфии при условии, если будет носить комплексный, системный и дифференцированный характер, если будет направлена на формирование не только специфических механизмов письменной речи, но и на развитие общефункциональных механизмов (мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания), а также на интеграцию этих процессов в структуре письменной речевой деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа логопедической, психологической, нейропсихологической и психолингвистической литературы определить современные научно-теоретические подходы к изучению и коррекции дисграфии у младших школьников.

  2. Разработать и теоретически обосновать методику констатирующего эксперимента, направленную на исследование особенностей познавательной деятельности младших школьников с дисграфией.

  3. В процессе экспериментального исследования выявить особенности познавательной деятельности (мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания) у младших школьников с дисграфией.

  4. Определить соотношение уровней сформированности познавательных процессов и нарушений устной и письменной речи у детей с дисграфией.

  5. Разработать, теоретически обосновать и апробировать методическую систему логопедической работы по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения психологии, психолингвистики, специальной психологии, коррекционной педагогики: о соотношении речи и других психических функций в процессе онтогенеза и дизонтогенеза (И.Т. Власенко, Н.И. Жинкин, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Д. Слобин, О.Н. Усанова); о многоуровневой структуре речевой деятельности (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); о соотношении первичных и вторичных симптомов в структуре нарушений речи (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.И. Мамайчук, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), о значимости комплексного и системно-структурного подхода при коррекции нарушений речи (Е.Н. Винарская, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).

В процессе исследования были использованы следующие методы (по Б.Г.Ананьеву): организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, биографический метод, психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент); математико-статистические (t - критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона, угловое преобразование Фишера, кластерный анализ); интерпретационные методы..
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconПояснительная записка Актуальность проблемы предупреждения и коррекции...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №175
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения...
...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconРеферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших...
«Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.»
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconЛитература Темы: «Составление рассказов по сюжетным картинкам»
Виды деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников за 1 полугодие, 2010 2011 уч год
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconДипломная работа
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Со всеми учащимися проводится работа по коррекции и развитию психических процессов (как в процессе выполнения учебных заданий, так...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconГ. Шадринск Канунников Р. И
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В процессе своей педагогической работы, выполняя функции классного руководителя обучающихся младших классов, я стала уделять особое...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников iconФормирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников
Решение этой задачи предполагает желание, способность и умение проявлять инициативу, нестандартность мышления, творчество, готовность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск