Учебно-методический комплекс по дисциплине «История»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
страница1/6
Дата публикации23.12.2014
Размер0.84 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

О.И. Быльченко



Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«История»

для студентов очной формы обучения





Ростов-на-Дону


2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения всех специальностей.

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой гуманитарных дисциплин (протокол № 1 от 26.08.13) к публикации.


Составитель: к.и.н., доц. Быльченко О.И.


Рецензент: д.и.н., проф.Паламарчук Е.А

Содержание


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  2. Лекционные занятия

  3. Практические занятия

  4. Контроль овладения компетенциями

  5. Методические указания по выполнению практических работ

  6. Самостоятельная работа студентов

    1. Планы содержания самостоятельной работы

    2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

  7. Аттестация

    1. 7.1Примерные вопросы к промежуточному тестированию

    2. 7.2Практические задания

    3. 7.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации

8.Учебно-методическоеобеспечение дисциплины

9. Информационно-методическое обеспечение дисциплины

Контактная информация преподавателя


  1. Содержание программы


Тема 1. Россия и мир в период средневековья (IXXV вв.).

Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Славянское общество в эпоху расселения. Основные черты и особенности формирования российской государственности (Киевская Русь). Принятие христианства – важная веха в истории Руси.

Переход к феодальной раздробленности в середине XII – I пол. XIII вв. Распад киевского государства.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Судьбы русских земель. Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси. Особенности централизации (в сравнении со странами Западной Европы). Проблема воздействия монголо-татарского ига на древнерусское общество.
Тема 2. Россия в XVI-XVII вв.

XVI в. в истории Европы. Завершение формирования Российского государства. Иван Грозный и опричная политика. Последствия опричнины. Российский тип феодализма.

Общая характеристика столетия. Расхождение путей исторического развития России и Запада. Смутное время. Россия после Смуты. Укрепление в России общества традиционного типа. Российская мысль и культура в преддверии Нового времени.
Тема 3. Российская империя в XVIII в.

ХVIII век в Европе. Вступление России в эпоху раннего капитализма к концу ХVII – нач. ХVIII в. Потребность модернизации всех сфер Российского общества. Петр I и первая попытка модернизации страны. Проблемы «Петровского наследства». Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II – попытка либеральных преобразований в жизни России последней четверти XVIII в.
Тема 4. Россия в первой половине ХIХ в.:

упущенные возможности

Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ веке (построение индустриальных обществ в Западной Европе, модернизация стран «второго» и «третьего» эшелонов экономического развития, формирование колониальной системы). Попытки либеральных реформ Александра I и их крах. Аракчеевщина. Самодержавие при Николае I – военно-бюрократическая монархия. Назревание кризиса крепостнической системы.
Тема 5. Россия во второй половине XIX в.:

От реформ Александра II – к контрреформам Александра III

Усиление либеральных тенденций в период правления Александра II (1855 – 1881 гг.). Великие реформы 60–70-х гг. и их историческое значение для России.

Контрреформы Александра III – политика укрепления помещичьего хозяйства власти поместного дворянства над крестьянами.

Идейные течения и общественно-политические движения XIX в.
Тема 6. Реформы и революции начала XX века

Становление индустриального общества в России (середина XIX – нач. XX в.): основные черты экономического, социального, политического строя, особенности духовного и культурного развития. Назревание кризиса существующего строя. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина – попытка либеральных реформ. Их историческая оценка. Первая российская революция 1905-1907 гг. – реализация революционной альтернативы. Особенности революции, основные итоги. Возникновение российской многопартийности, российского парламента нач. XX в.

Февральская революция 1917 г. и ее значение. Октябрь 1917 г. Приход к власти большевиков.
Тема 7. Большевики у власти:

надежды и реалии (1917 – конец 30-х гг.)

Гражданская война: причины и последствия (1917-1922 гг.). От политики военного коммунизма – к НЭПу. Мир и СССР в 20-30-е гг. Альтернативы развития советского общества в конце 20-х гг. Свертывание НЭПа в конце 20-х гг. Анатомия сталинской модернизации конца 20-30-х гг. Формирование тоталитарного режима.
тема 8. Место ссср в мире накануне и в годы

Второй мировой и Великой Отечественной войны

СССР и мир к концу 30-х гг. Особенности внешней политики СССР в этот период. Причины, основные события и этапы Великой Отечественной войны. Цена победы. СССР и мир в послевоенный период.
Тема 9. От апогея сталинизма (1945-1953) к ослаблению

тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80 гг.

Апогей сталинизма во внутренней и внешней

политике СССР в 1945-1953 гг.

Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х – I пол. 60-х гг. Реформы Н.С. Хрущева. Смена политического курса. Установление «мягкой модели» сталинизма. Нарастание кризиса советской модели социализма в период правления Л.И. Брежнева и варианты выхода из него.
ТЕМА 10. От консервативной модернизации СССР 1985-1991 гг.

к радикальным реформам 90-х гг. и строительству новой России

Цели и основные этапы «перестройки» (1985-1991). Августовский путч 1991 г. и его последствия. Радикальные реформы 90-х гг. строительство новой России. Россия в период правления В.В. Путина и Д.А. Медведева. Россия и мир в настоящий период.
2. Лекционные занятия
Лекция № 1. «Россия и мир в период средневековья»
План

  1. основные центры мировой цивилизации к началу IX века. Образование государства у восточных славян, вхождение Руси в мировую цивилизацию.

  2. распад Киевского государства и его последствия.

  3. Формирование единого русского государства в XIV–XV вв. Россия и мир в этот период.




  1. основные центры мировой цивилизации к началу IX вв.:

- арабо-мусульманская цивилизация (Азия)

- европейская христианская, имеет 2 разновидности (Восточную – Византия и Западную – территория бывшей Западной Римской империи), сформировалась как синтез античной цивилизации и варварского уклада жизни. Ее культурная основа – античность, духовная – христианство.

В эпоху средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс Киевской Руси (государство восточных славян).

К началу IX в. восточные славяне достигли высокого уровня развития, возникла потребность в государстве. Каким быть этому государству?

Опыт Византии – сильная власть императора и огромные полномочия, большой аппарат чиновников, судебная и налоговая система. Наличие государственной собственности на землю, слабое развитие института частной собственности. Римское право было важным элементом государства.

Опыт Западной Европы – государственность строится на сотрудничестве власти и общества, достаточно развит институт частной собственности, система права.
Государственность Киевской Руси:

черты как западного, так и восточного государства.

Споры ученых по этому вопросу:

«Европеисты» (В.Г. Белинский, Г.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.): Россия – составная часть Европы, должна развиваться в русле европейской цивилизации.

«Славянофилы» (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Кириевский и др.) – у России свой путь развития.

«Евразийцы» (П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др.) – Россия развивается под влиянием как Востока, так и Запада.

Киевская Русь как политическое объединение складывалась постепенно. К 30-м годам IX в. сложилось 2 очага государственности:

южный – Поднепровье с центром в г. Киеве

северный – Новгородская земля (в 862 г. здесь появился варяжский правитель – Рюрик).

Версия о призвании варягов была использована в норманской теории происхождения государства (XVIII в.: Миллер, Байер, Шлёцер) и антинорманской (М. Ломоносов).

Этапы формирования государства восточных славян:

882 – объединение Олегом Новгородской и Киевской земель, начальный этап государства;

882–912 – правление Олега: расширил территорию, обложил данью племена, живущие на этой территории;

912–945 – Игорь продолжил эту политику;

945–964 – Ольга укрепила государственность, создала единую налоговую систему.

964–972 – правление Святослава, который значительно расширил территорию русских земель

980–1015 – завершение формирования Киевской Руси, правление Владимира I: расширение территории, укрепление системы наместничества, принятие христианства

1019–1054 – период правления Ярослава Мудрого. Киевская Русь достигла расцвета и развивалась в русле европейской цивилизации.
Принятие христианства (988 г.) – было важной вехой в формировании Киевской Руси, расширении культурных, политических связей с Византией. Это привело к появлению нового типа государственности (в значительной мере византийского по форме): тесная взаимосвязь светской и церковной власти, главенство власти светской. Православие способствовало обособлению Руси от западно-европейской цивилизации. с падением Византии русское государство и русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира (XV в.).


  1. феодальная раздробленность – это закономерный исторический процесс. X–XII вв. – это период политической раздробленности в Европе. Главная причина этого явления – монопольная собственность феодалов на землю, значительная политическая власть. Часть этой земли и политические права они передавали своим вассалам. Складывается особая иерархия феодального общества: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Власть короля простиралась только в пределах его земельного домена.

На землях феодалов в странах Европы находились крупные города, которые в X–XIII веках вели борьбу с сеньорами за свои права и многие из них добились самостоятельности, имели самоуправление, городской совет мэра, суд. Особенно быстро эти процессы происходили в Англии, Франции, Италии.

Феодальная раздробленность Киевской Руси началась после смерти князя Мстислава в 1132 г. (сына Владимира Мономаха). Причины этого явления: оседание дружинников на землю (в первые века государства они находились на службе у князя). Уже с I пол. XII века преобладающей формой собственности стала вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему рассмотрению, собирать здесь налоги и пошлины, формировать аппарат управления, вершить суд. Начинают формироваться местные княжеские династии. Возникает институт наследственности на землю.

Эти процессы привели к дроблению государства, междоусобным войнам.

Наиболее влиятельными княжествами стали: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля, между ними постоянно шли войны, которые ослабляли Киевскую Русь.

Этим обстоятельством воспользовались иностранные завоеватели: в 1240 г. монголо-татары установили свое иго, которое продолжалось до 1480 г., а на северо-западе это были шведы (1240 г.), а затем немецкие крестоносцы (1240–1242 гг.).

Но благодаря усилиям Александра Невского и его потомков они были разбиты, а Новгородская земля сохранила традиции западной ориентации и республиканскую систему управления (вече, Боярский совет).

Но Северо-Восточная и Южная Русь оказались под сильным влиянием Золотой Орды и утратили связи с Западом.

Татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства.

Русская государственность приобретает черты восточной деспотии и отличается жестокостью по отношению к народу и отдельной личности (с XV в. возникает система крепостной зависимости основной массы населения – крестьян).


  1. как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV–XV вв. – время формирования единого российского государства.

В странах Западной Европы политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. под влиянием экономических факторов политические границы были преодолены, произошло формирование единых национальных рынков и создание единых национальных государств (к XV в).

На Руси процесс объединения шел по-другому. Конечно, экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий экономический рынок возник только в XVII в. на первое место выдвигались не экономические, а политические причины.

В XIV– XV вв. очень остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа, его культуры и веры. Внешний вызов шел как с Востока – Золотая Орда, так и Запада – со стороны молодого и агрессивного Ливонского княжества.

Возможные центры централизации:

- Московское;

- Тверское;

- Новгородское

княжества. Победу одержало Московское княжество. Особый вклад в усиление Московского княжества внесли: Даниил Александрович (1276– 1303) – сын Александра Невского, Иван Данилович Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389) и Иван III (1462–1505).

При князе Данииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву.

При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505).

В этот период к московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г.

Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первый кодекс законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву.

Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находились в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не переставали быть его подчиненными.

Т.к. объединительные процессы в Московском государстве проходили в экстремальных условиях, это оказало влияние и на характер властных отношений. Процесс объединения в Московском государстве в основном шел насильственно, феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя.

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, схожая с восточными деспотиями. «государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом гораздо большим, чем у европейских монархов. Все население страны – от высшего боярства до последнего смерда были подданными царя.

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю.

Однако российскую государственность нельзя в полной мере отнести к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы (XV–XVIII вв.). боярская дума являлась как законодательным органом государства, так и высшим исполнительным органом.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск