Министерство Внутренних Дел РОССИйской федерациИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник кафедры конституционного и административного права
подполковник милиции
А.Ю. Звягольский
«____»__________ 2009 г.
Дисциплина: Государственная служба в органах внутренних дел
Специальность 030505.65 – Правоохранительная деятельность
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия по теме № 1 «Понятие государственной службы, ее виды, задачи, принципы, правовая основа»
Обсуждена и одобрена Подготовил:
на заседании кафедры преподаватель кафедры
Протокол № ____ майор милиции
от «_____» ________ 2009 г. Иванова Е.С.
Объем времени: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория
Методика проведения: опрос слушателей (курсантов) Основное содержание темы: Государственная служба в Российской Федерации - это государственно-правовой и социально-организационный институт, представляющий сложный организм со множеством взаимосвязанных элементов, который напрямую определяет судьбу государственности в России. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в виде общественно полезной деятельности сотрудников. Эта деятельность рассматривается, в первую очередь, как интеллектуальная и с позиции практики направлена на объективную реализацию всех составляющих потребностей как человека, так и общества и государства. В этом проявляется цель, смысл и направленность такой деятельности.
Основные термины и понятия: понятие государственной службы; государственная служба в органах внутренних дел; предмет, задачи, система учебного курса «Государственная служба в ОВД»; принципы государственной службы; виды государственной службы; федеральная государственная служба; государственная служба субъектов Российской Федерации; правоохранительная служба; военная служба. Цель семинарского занятия: научить курсантов творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истину, опираясь на законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты, литературу, и, в конечном счете, обеспечить получение курсантами необходимых знаний по теме. План семинарского занятия
№ п/п
| Разделы плана и учебные вопросы
| Действия преподавателя
| Время
| 1.
| Введение
|
| Решение организационных вопросов
| принять рапорт командира о готовности учебной группы к занятию, количестве присутствующих курсантов;
самостоятельно выявить отсутствующих, установить причины их отсутствия;
проверить выполнение курсантами задания для самоподготовки, выявить неподготовленных к занятию;
во вступительном слове указать место рассматриваемой темы в системе курса, подчеркнуть связь данной темы с предшествующей (кратко опросить курсантов по материалу предыдущего семинарского занятия), поставить цели перед занятием;
обратить внимание на отдельные моменты обсуждаемых вопросов, на которых следует особо остановиться
| 5 мин.
| 2.
| Основная часть
| 2.1.
| Организация выступлений курсантов по вопросам семинара, с учетом установленного регламента и реализацией запланированной методики обсуждения вопросов семинара с выработкой учений и навыков по данной теме
| Преподаватель следит за ходом обсуждения вопроса, делает необходимые пояснения и уточнения. В случае затруднений преподаватель может задать наводящие вопросы, помочь вспомнить необходимый материал, направить отвечающих в нужном направлении.
Семинарское занятие нельзя сводить исключительно к опросу, либо только к монологу преподавателя. Одной из целей обучения должно стать развитие мышления, памяти и других психических познавательных процессов обучаемых, что требует уменьшения меры управления со стороны преподавателя, большей самостоятельности студентов. Для этого важно обеспечить организацию обратной связи.
Преподаватель делает выводы по рассматриваемому вопросу и осуществляет логический переход к рассмотрению следующего учебного вопроса.
По завершении рассмотрения вопросов преподаватель должен выяснить, все ли понятно, необходимы ли дополнительные пояснения. При необходимости целесообразно подсказать обучаемым направление для поисков.
|
| 2.2.
| Становление и развитие в России государственной службы в органах внутренних дел
| При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, государственная служба в органах внутренних дел выступает в качестве простого правового института, входящего в сложный, комплексный социально-правовой институт государственной службы Российской Федерации. Эту службу нельзя рассматривать как нечто оторванную, абсолютно самостоятельную категорию от общего развития государственной службы Российской Федерации. Если государственную службу Российской Федерации рассматривать в качестве родового объекта, то государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации будет выступать как разновидность родового - видовым объектом. Поэтому ей присущи как общие характеристики государственной службы Российской Федерации, так и специфические характеристики, исходящие из задач и функций органов внутренних дел Российской Федерации.
Органы внутренних дел Российской Федерации являются исполнительной властью. Основное назначение органов исполнительной власти - это проведение законов и иных правовых актов в жизнь. В пределах предоставленных прав органы исполнительной власти занимаются подзаконной деятельностью, которая носит распорядительных характер.
В целях совершенствования государственной службы, повышения ее эффективности Указом Президента РФ от19 ноября 2002 г. № 1336 утверждена федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ», в которой констатируются серьезные недостатки нынешнего состояния и негативные тенденции в развитии государственной службы: увеличение численного состава государственных служащих и вместе с тем снижение эффективности их деятельности, серьезные недостатки в подборе, расстановке, подготовке и повышение квалификации: усиление дефицита молодых кадров, обладающих опытом работы в современных социально-экономических условиях, низкая оплата труда государственных служащих в сравнении со служащими негосударственного сектора.
|
| 2.3.
| Место государственной службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
| Государственная служба занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых условий для развития личности, укрепления основ гражданского обществ Основная цель государственной службы в органах внутренних дел обеспечение организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД России, обществом и государством.
Правовую основу государственной службы составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» иные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации; уставы, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной службы.
В частности, вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируются законом РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних Российской Федерации», законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», а также другими нормативными актами, включая индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
По своему правовому положению сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими. Применительно к сотрудникам органов внутренних дел это означает, что они являются гражданами Российской федерации, состоят в должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации и им в установленном законодательством порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел.
Отношения по организации государственной службы в органах внутренних дел охватывает большой блок вопросов, например, выработку общих правил поступления на государственную службу, профессиональную подготовку кадров, установление должностных наименований и определение объема полномочий по каждой должности, определение механизма продвижения и прекращение служебных отношений и другие.
Отношения по осуществлению служебных полномочий сотрудниками строятся по следующей схеме: каждый сотрудник занимает должность; должность определяет область полномочий; полномочия подлежат практической реализации.
Сотрудники органов внутренних дел имеет форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных Министерством внутренних дед Российской Федерации образцов.
Сотрудники органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовка имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управлений (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Территориальные органы управления, учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельностью, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
|
| 2.4.
| Задачи, функции, принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации
| Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов. Задачи государственного органа представляют собой цели, достижения которых он должен добиваться всей своей деятельностью. Каждый орган государства имеет предназначение только для него специфические задачи и функции. Все органы вместе взятые призваны обеспечить решение задач, стоящих перед государством. В целом эти задачи отображают различные области (проявления) государства: политическую, гуманитарную, экономическую, социальную, межнациональных отношений, оборонную, национальной безопасности и т.д.
Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения, функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и деятельности государственных служащих.
Выделяют следующие общеправовые функции - регулятивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).
К общим функциям государственной службы в органах внутренних дел можно отнести те, которые, на наш взгляд, характерны для системы управленческих взаимоотношений: планирование, предвидение, организация, регулирование, руководство, контроль, координация, учет, информационная.
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с признаками государственной службы, закрепленными в Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации», а также в «Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Государственная гражданская службы, военная служба и правоохранительная служба основываются на принципах, закрепленных в законе о системе государственной службы. Данные принципы имеют отношения ко всем видам государственной службы. Общие принципы государственной службы способствуют развитию законодательства о государственной службе, делают стабильным все государственно-служебные отношения в органах внутренних дел, а также способствуют совершенствованию взаимоотношений, которые складываются между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами.
Специальные принципы определяют особенности государственно-служебных отношений в соответствующей сфере. Особенности и признаки отдельных видов государственной службы регулируются соответствующими законами.
|
| 2.5.
| Специфика службы в милиции как важнейшей составной части МВД России
| Органы внутренних дел созданы для решения задач по защите прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений и других задач. Эти государственные функции выполняют непосредственно должностные лица органов внутренних дел, в целом составляющие кадры органов внутренних дел.
С целью эффективного выполнения указанных задач кадры органов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работников: моральным, уровню общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, физическим данным.
Министерство внутренних дел РФ (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 19 июля 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент. МВД России координирует и контролирует деятельность подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). При Министерстве имеется Следственный комитет, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ.
Выполнение правоохранительных функций относится к числу основных задач МВД России, которыми являются:
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
обеспечение охраны общественного порядка;
обеспечение безопасности дорожного движения;
организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций.
Свою деятельность МВД России осуществляет непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения.
Важнейшей составной частью МВД России является милиция, которая выполняет правоохранительные функции в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральным законом от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом», Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г., Положениями о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 7 декабря 2000 г.
|
| 3.
| Заключение
|
| Проверка индивидуальных и групповых заданий. Итог занятий в целом.
| В заключительной части семинарского занятия преподаватель должен подвести его итог и определить, в какой степени достигнуты цели занятия. Важнейшим моментом этой части является анализ выступлений, в котором указываются положительные моменты семинара, недостатки, допущенные при его проведении, а также дается оценка каждому выступавшему и всей группе в целом.
По окончании семинарского занятия необходимо озвучить тему и вопросы, выносимые на рассмотрение следующего занятия, предложить написание рефератов по проблемным вопросам этой темы, раскрытие которых может помочь в усвоении основных вопросов, выносимых на семинар, напомнить о том, что студенты могут прийти на консультацию.
|
|
Задания для самостоятельной работы:
Источники законодательства о государственной службе.
Законодательство о государственной службе в Российской Империи.
Законодательство о государственной службе Советского государства.
Современное состояние законодательства о государственной службе и перспективы его совершенствования.
Федеральные органы управления государственной службой.
Нормативный материал и литература:
Об использовании изображения эмблемы на головных уборах лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 21 июня 2000 г. № 669
О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 445 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции": Приказ МВД России от 2 августа 1994 г. № 372
Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 17 мая 1994 г. № 160
Об утверждении Правил приема в высшие и специальные средние учебные заведения: Приказ МВД России от 24 марта 1992 г. № 86
Бобенко Н.И. История органов внутренних дел: Учеб.-метод. пособие для слушателей фак. заочного обучения /Сургут: Тюмен. Юр. инст., 2003.
Гайдов В.Б. Служба в ОВД как разновидность федеральной государственной службы: Автореф… канд. дис. юр. наук. Омск, 2001.
Добробаба М.Б. Административно-правовой статус государственных служащих субъектов Российской Федерации: Автореф… канд. дис. юр. наук. Ростов–на–Дону, 2006.
Дякина И.А. Федеральный государственный служащий: правовое обеспечение нормативного статуса: Автореф… канд. дис. юр. наук. Ставрополь, 2001.
Зубрилова И.С., Скрыпников А.И., Мягких Н.И. Проведение специальных психофизиологических исследований кандидатов на службу в оперативные подразделения ОВД: Метод. пособие. М., 2004.
Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: Автореф… канд. дис. юр. наук. М., 2006.
Охотский Е.В. Правовой статус государственной служащего Российской Федерации //Государство и право, 2003. № 9. С. 17-27.
Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. – М., 2005.
Сурманидзе И.Н. Проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в РФ: Автореф… канд. дис. юр. наук. Омск, 2006.
Филиппова Э.М. Правовые и организационные основы государственной службы в ОВД Российской Федерации (милиции): Автореф… канд. дис. юр. наук. Челябинск, 2005.
Государственная служба: сб. норм. док., 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001.
|