Скачать 0.53 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ М.В. Плотникова Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» Издательство Тюменского государственного университета 2008 Плотникова М.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300.62 «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 36 с. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, тестовые задания итогового контроля по теоретической части курса, варианты индивидуальных заданий, примерные темы реферативных работ, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [электронный вариант] \ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юрижической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. 1. Пояснительная записка Цель дисциплины «Физиология ВНД и сенсорных систем» – сформировать у студентов-психологов представления о физиологических механизмах психической деятельности. В процессе изучения дисциплины студенты должны изучить основные принципы высшей нервной деятельности, механизмы условно-рефлекторной деятельности, типологические особенности ВНД, физиологию анализаторов, механизмы кодирования информации, системогенез, особенности психической деятельности человека. Место дисциплины в учебном процессе. «Физиология ВНД и сенсорных систем» относится к числу общих естественнонаучных дисциплин – ЕН.Ф.07. Для успешного освоения курса студентам необходимы знания по физиологии ЦНС, общей психологии. Требования ГОС: В процессе освоения дисциплины студент должен изучить основные понятия физиологии высшей нервной деятельности, механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах. Количество учебных часов по дисциплине. Дисциплина читается в 3 семестре студентам, обучающимся по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом специальности «Психология» на дисциплину отводится 140 часов, из них:
2. Тематический план изучения дисциплины
Форма контроля – экзамен. Распределение тем по модулям
Распределение рейтинговых баллов по видам работ и нормам контроля
3. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Введение Предмет Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. История развития. Место в системе нейронаук и психологии. Методы исследования. Тема 2. Физиология сенсорных систем. Функциональная организация мозга Системность в коре больших полушарий. Учение А.Р. Лурии о функциональном блоке. Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Специфичность как основное свойство рецептора. Классификации рецепторов по модальности, по происхождению, по виду раздражителя. Восходящие пути анализаторов. Корковый конец анализатора. Слои коры. Колончатая организация коры. Проекционные области коры. Принцип топической организации. Кодирование информации в нервной системе. Принципы «меченой линии» и «структуры ответа». Нисходящие влияния в анализаторах. Двигательные компоненты анализаторов. Зрительная система. Оптическая система глаза. Нормальная и аномальная рефракция. Острота зрения. Аккомодация. Глазодвигательный аппарат глаза. Фоторецепторы палочки и колбочки. Строение сетчатки. Фотопическое и скотопическое зрение. Организация зрительного тракта, частичный перекрест зрительных путей. Представленность различных отделов сетчатки в коре больших полушарий. Скотомы. Рецептивные поля наружного коленчатого тела. Ретинотопическая проекция. Слоистое строение зрительной коры. Колонки и гиперколонки. Слуховая система. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Кортиев орган. Механизм возбуждения волосковых клеток. Кодирование частоты и интенсивности слуховых сигналов. Тонотопическая проекция. Восходящие и нисходящие пути. Нейроны кохлеарных ядер. Нейроны внутреннего коленчатого тела нейроны слуховой коры. Бинауральный слух. Эхолокация. Вестибулярный анализатор. Строение и функция вестибулярного анализатора. Отолитовый аппарат. Кодирование вектора силы тяжести. Полукружные каналы. Кодирование ускорений. Вкусовой анализатор. Вкусовые рецепторы. Вкусовые луковицы. Вкусовые волокна барабанной струны лицевого нерва и языкоглоточного нерва. Одиночный пучок. Функция нейронов таламуса в детекции вкуса. Функция коры. Обонятельный анализатор. Обонятельной эпителий. Обонятельные луковицы. Обонятельный тракт. Первичная обонятельная кора. Кодирование запаха. Участие нейронов обонятельной системы в рефлекторном поведении. Кожный и двигательный анализатор. Рецепторные образования кожи. Тельца Паччини, Мейснера, диски Меркеля, рецептор волосяной луковицы, свободные нервные окончания. Мышечное веретено. Тактильная, температурная, проприоцептивная, вибрационная. Структура соматосенсорного анализатора. Соматотопическая проекция. Нейроны таламуса и соматосенсорной коры. Болевая или ноцицептивная система. Виды боли. Тема 3. Закономерности рефлекторной деятельности Учение Р. Декарта о рефлексе. Учение М. Сеченова о рефлексах головного мозга. Рефлекторная теория И.П. Павлова. Принципы детерминизма, структурности и непрерывности анализа и синтеза как основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова. Врожденная деятельность организма. Классификации безусловных рефлексов И.П. Павлова, П.В. Симонова, Ю. Конорского и др. Ориентировочный рефлекс, угашение ориентировочного рефлекса. Локализация безусловных рефлексов в центральной нервной системе Условный рефлекс как универсальный приспособительный механизм. Пищевые условные рефлексы. Двигательные условные рефлексы. Вегетативные условные рефлексы. Оборонительные условные рефлексы. Классические и инструментальные условные рефлексы. Натуральные и искусственные условные рефлексы. Экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные условные рефлексы. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Рефлекс на время. Цепные условные рефлексы. Условные рефлексы второго и высшего порядков. Правила и условия выработки условного рефлекса. Динамика выработки условного рефлекса. Функции подкрепления. Проблема локализации временных связей. Физиологические основы механизмов образования временных связей. Доминантный очаг. Роль доминанты, эффекта проторения в механизмах замыкания временной связи. Гипотезы о механизмах замыкания временных связей. Торможение условных рефлексов. Внешнее торможение. Постоянный и гаснущий тормоз. Запредельное торможение. Охранительное торможение. Условное (внутреннее) торможение. Угасательное торможение. Дифференцировочное торможение. Условный тормоз. Запаздывающее торможение. Движение и взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов. Положительная и отрицательная индукция. Одновременная и последовательная индукция. Тема 4. Нейрофизиологические основы памяти и обучения Память, ее значение. Нарушения памяти. Классификации видов памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Механизмы памяти. Сенсорная память и биохимические процессы в анализаторах. Реверберация как механизм кратковременной памяти. Теории долговременной памяти: условнорефлекторная и биохимическая. Структуры мозга, участвующие в процессах памяти. Нейрохимия памяти. Общая характеристика процесса научения. Определение Торпа. Классификация форм обучения. Облигатное, неассоциативное, стимул-зависимое обучение. Суммация, привыкание, импринтинг, подражание. Факультативное, ассоциативное, эффект-зависимое обучение. Классические и инструментальные условные рефлексы. Когнитивное обучение. Психонервная деятельность, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование. Тема 5. Индивидуальные особенности ВНД Темперамент как комплекс психодинамических особенностей поведения. Характеристика основных типов – холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика. Гуморальная теория темперамента Гиппократа. Конституциональные теории темперамента Кречмера, Шелдона. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности как комбинация силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения. Методы определения свойств нервных процессов. Павловский «большой стандарт». Свойство активированности. Современное состояние учения о типах ВНД. Работы Теплова, Небылицина, Мерлина, Русалова и др. Тема 6. Особенности высшей нервной деятельности человека Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Художественный и мыслительный тип. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Концепция Л.А. Фирсова о первичных и вторичных языках. Функции речи. Экспрессивные, импрессивные, устные, письменные формы речи. Теория А.Р. Лурия о синтагматической и парадигматической системах языка. Артикулемы, фонемы, лексемы как единицы парадигматической системы. Мозговые центры речи. Тема 7. Функциональные состояния. Сон. Понятие о функциональном состоянии. Виды функциональных состояний. Функциональный и эргономический подходы к определению функционального состояния. Понятие об активирующих системах мозга. Строение и функции ретикулярной формации. Строение и функции лимбической системы. Бодрствование. Сон, его значение. Эксперименты по лишению сна. Электрофизиологические, мышечные и вегетативные корреляты сна. Сновидения, их происхождение, значение. Индивидуальные особенности сна. Нейрофизиология и нейрохимия сна. Нарушения сна. Тема 8. Эмоции и мотивации. Произвольность. Факторы организации поведения. Физиологические механизмы потребностей. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Роль эмоций в регуляции поведения. Произвольность, физиологические механизмы воли. Функциональная система поведенческого акта. 4. Планы семинарских занятий Тема 1. Введение Вопросы для подготовки:
Тема 2. Физиология сенсорных систем. Функциональная организация мозга Вопросы для подготовки:
Лабораторные работы.
Тема 3. Закономерности рефлекторной деятельности Вопросы для подготовки:
Лабораторные работы.
Тема 4. Нейрофизиологические основы памяти и обучения Вопросы для подготовки:
Лабораторные работы.
Тема 5. Индивидуальные особенности ВНД Вопросы для подготовки:
Лабораторные работы.
Тема 6. Особенности высшей нервной деятельности человека Вопросы для подготовки:
Лабораторные работы.
Тема 7. Функциональные состояния. Сон. Вопросы для подготовки:
Тема 8. Эмоции и мотивации. Произвольность. Вопросы для подготовки:
5. Самостоятельная работа студентов. А) Темы рефератов Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источников, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последние 5 лет. Темы рефератов к теме 1. Методы исследования
Б) В течение семестра студент самостоятельно прорабатывает тестовые задания по темам. Список литературы для подготовки приведен в пункте 8. данного УМК. |
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Учебный курс «Социальная психология» Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология... | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | ||
Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика»... Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300... | Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология» | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология» | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое... «Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,... |