Скачать 2.2 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра административного, финансового и коммерческого права Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Москва 2008 Автор-составитель: Лапина М.А., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права Учебно-методический комплекс Административное право составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 030501 «Юриспруденция». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Российский государственный торгово-экономический университет, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Цель, задачи и предмет дисциплины 5
7.1. Контрольные вопросы по административному праву 29 7.2. Виды и содержание самостоятельной работы 30 8. Тематика рефератов, контрольных работ 37 8.1. Тематика рефератов, контрольных работ для студентов очной формы обучения 37 8.2. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения (по специальности 030501 – юриспруденция) 39 9. Вопросы для подготовки к экзамену 85 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 87 10.1. Список источников и литературы по административному праву 87 10.1.1. Нормативные правовые акты 87 10.1.2. Учебная литература 105 10.1.2.1. Основная литература 105 10.1.2.2. Дополнительная литература 105 10.1.3. Рекомендуемая литература 105 10.2. Методическое обеспечение дисциплины 106 10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 107 11. Глоссарий по административному праву 108 Приложение 114 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс дисциплины «Административное право» разработан на основе действующего федерального законодательства в сфере государственного управления и ведомственных нормативных правовых актов. Комплекс включает основные вопросы, связанные с организацией, порядком и условиями осуществления государственного управления, деятельности исполнительной власти в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах. Его использование будет способствовать системному освоению знаний по курсу административного права, их закреплению, а также вырабатыванию навыков анализа, оценки и разрешения административно-правовых проблем в сфере государственного управления. Учебно-методический комплекс курса «Административное право» разработан с учётом квалификационных требований к выпускникам юридических вузов. При этом следует учесть, что учебным планом РГТЭУ в самостоятельный курс выделена дисциплина «Административная ответственность». Соответственно, при изучении учебной дисциплины «Административное право» темы, включающие институт административной ответственности, исключены из тематического плана. Курс «Административное право» изучается в РГТЭУ в течение одного семестра и завершается сдачей экзамена. Аудиторное обучение осуществляется, главным образом, лекционно-семинарским методом. Лекции являются ведущим видом учебных занятий. На лекциях студенты знакомятся с основными институтами административного права. Семинары предназначены для улучшения и закрепления знаний студентов по конкретному разделу курса, формирования у них правовой культуры, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по освоению учебной программы. Важной составной частью учебно-воспитательного процесса является самостоятельная работа, на которую учебным планом предусмотрено 95 часов. Самостоятельная работа является основным методом глубокого и творческого изучения административного права. По оптимальной методике её организации студенты получают квалифицированную помощь преподавателей в ходе индивидуальных и групповых консультаций. Список основной учебной и дополнительной литературы для самостоятельной работы содержится в данном учебно-методическом комплексе. Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. Учебным планом предусмотрено написание контрольной работы. Вопросы к экзамену, а также примерная тематика контрольной работы включены в данный учебно-методический комплекс. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования в компьютерном классе. 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ Административное право РФ является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений. Административное право является важнейшей отраслью права, поскольку исполнительная власть непосредственно реализует функции государства. От административно-правовых норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления, возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Систему административного права принято рассматривать как отрасль российского права, как область юридической науки и как учебную дисциплину. Как отрасль оно создает основу для правового регулирования государственного и некоторых областей социального управления, главной задачей которого является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех элементов, составляющих нашу общественную систему. Наука административного права имеет целью исследование совокупности административно-правовых норм, административно-правовых категорий и практики применения административно-правовых норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о правовом регулировании государственного управления, о системе исполнительной власти и механизме ее реализации. Как наука и дисциплина, административное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний – теории государства и права, конституционного (государственного) права, муниципального, трудового, гражданского права, финансового права, уголовного права и процесса, что предопределяет их тесную взаимосвязь. В то же время учебная дисциплина «Административное право» столь тесно связанная с другими юридическими дисциплинами имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти. Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административного права при решении конкретных практических задач. Задачи дисциплины:
Предмет изучения – общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации исполнительной власти в сфере государственного управления. Курс включает общую и особенную части. Общая – содержит характеристики основных институтов административного права, соответствующих сущности его систематизации в современном виде. Особенная – отражает административно-правовую организацию государственного управления в трех основных сферах: экономической, социально-культурной и административно-политической. 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных управленческих ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой студентов в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения юриспруденции, познания норм поведения в процессе принятия управленческого решения, освоения процедуры принятия решения (деловая игра предусмотрена практическим занятием по теме 3 «Механизм административно-правового регулирования»). Тематическая дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (тематическая дискуссия предусмотрена практическим занятием по теме 5 «Органы исполнительной власти»; по теме 11 «Понятие и основные принципы административного процесса. Административные производства»). Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из заданий и вариантов ответов для выбора. Прохождение тестирования является частью самостоятельной работы студентов, которую следует осуществлять в компьютерном классе (самостоятельная работа предусмотрена разделом 7 данного Учебно-методического комплекса). 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе усвоения учебной программы в РГТЭУ студент должен: а) иметь представление: о месте и роли административного права в системе права Российской Федерации; об организации государственного управления в Российской Федерации; о системе, структуре и компетенции органов исполнительной власти; б) знать: субъекты административного права; механизм административно-правового регулирования; основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации; основные формы и методы деятельности органов исполнительной власти; основы государственной службы и правовой статус государственных служащих; основные стадии административного процесса; виды административных производств; содержание и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти; административно-правовое регулирование в различных сферах управления; в) уметь использовать: полученные познания в области деятельности органов исполнительной власти при решении конкретных дел, анализе отдельных административных норм; г) владеть: навыками выполнения административно-процессуальных действий, связанных с осуществлением деятельности органов исполнительной власти. Успешное изучение дисциплины возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над источниками административного права, учебной, научной и учебно-методической литературой, а также над анализом имеющейся судебной практики, связанной с разрешением административных споров. Учебный процесс включает лекционные, семинарские, тематические дискуссии и деловые игры, индивидуально-контрольные собеседования, консультации с преподавателем и проведение тестирования студентов. В ходе усвоения содержания настоящей дисциплины студентам необходимо использовать знания, полученные ими при изучении следующих дисциплин: теории права и государства, конституционного права и других отраслей системы российского права. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ |
Учебно-методический комплекс по Юриспруденции ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине гражданское процессуальное... ... | ||
Учебно-методический комплекс немецкий язык в сфере юриспруденции... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» исоставлен согласно требованиям... | Учебно-методический комплекс москва 2011 федеральное государственное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции» подготовлен на основе требований... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык в сфере юриспруденции Охватывает лексико-грамматический минимум по юриспруденции в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами в процессе профессиональной... | Учебно-методический комплекс ен. Р. 03 «Информационные технологии в юриспруденции» (индекс) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 14. 03. 2000г | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» Учебное пособие предназначено для преподавателей юриспруденции и студентов, обучающихся на юридическом факультете | Учебно-методический комплекс по факультативу «правовое регулирование... А. А. Одинцов. Правовое регулирование рынка недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030500. 62... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Иностранный язык в юриспруденции» Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 030900 «Юриспруденция» (от 4 мая... | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовое право для направления... Методика формирования результирующей оценки и извлечение из Положения о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс 1 1 1 14. Методические указания и индивидуальные... Е. Л. Хильчук. Трудовые споры: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и... | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... |