Скачать 1.05 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» Юридический факультет Кафедра организация правоохранительной и правозащитной деятельности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Рекомендуется для направления подготовки 030900.62 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения заочная ПСКОВ 2013 Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900.62 Юриспруденция) для заочной формы обучения. – Псков: Псковский государственный университет, 2013. - с. Составитель: Борисенко И.В. – старший преподаватель кафедры организация правоохранительной и правозащитной деятельности Учебно-методическая документация обсуждена на заседании кафедры организация правоохранительной и правозащитной деятельности от «__» ____________ 2013 г., протокол №___. Заведующий кафедрой организация правоохранительной и правозащитной деятельности Б.Б. Казак «_____» ______________2013 г. Учебно-методический комплекс составлен на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030900 Юриспруденция и в соответствии с «Положением об учебно-методической документации учебных дисциплин (модулей), практик основных образовательных программ ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет». © Псковский государственный университет, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Правоохранительные органы» имеет характер вводного учебного курса, предваряющего изучение многих других юридических дисциплин. Эта учебная дисциплина посвящена системе правоохранительных органов, ее особенностей, взаимодействию с другими государственными органами и негосударственными учреждениями. Она позволяет глубже уяснить и определить существующие возможности по защите охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государств, обязанности, компетенцию правоохранительных органов. Дисциплина «Правоохранительные органы» имеет большое значение для становления профессионального юриста, служит основой изучения ряда правовых дисциплин. К ним относятся: Конституционное право, административное право, уголовно - процессуальное право, гражданско-процессуальное право, прокурорский надзор, организация судебной деятельности и др. Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» имеет своей целью формирование у студентов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, способности оценивать события и явления общественной жизни с позиций закона и действовать в соответствии с его нормами, а также воспитание высокой правовой и нравственной культуры, уважения к правам и свободам граждан, добросовестного отношения к своей работе. Задачами изучения курса являются достижение теоретического усвоения основных понятий и правовых институтов судоустройства в Российской Федерации, организации прокуратуры, адвокатуры, органов предварительного расследования, органов юстиции, нотариата, подготовка студентов к практической работе в этих органах и организациях. Вопросы организации правоохранительных органов включают в свой круг кадровые и структурные вопросы, основы компетенции данных органов. Структурные вопросы системы органов – описание системы органов в целом и устройства каждого звена системы в отдельности. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» одна из наиболее насыщенных по информационному материалу так как касается задач, структур, составов и компетенции большого числа, как государственных, так и некоторых негосударственных организаций. Необходимо подчеркнуть, что деятельность этих органов и организаций регламентируется более чем 50 правовыми актами различного уровня. Эти правовые акты находятся в постоянном процессе обновления, что еще более осложняет задачу освоения материала. Эта задача может быть решена только при использовании студентом лекционного материала, рекомендованных учебников, а также изучения соответствующих правовых актов. В процессе изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» обучаемые должны обладать следующими компетенциями: а) общекультурными: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). б) профессиональными: в правоприменительной деятельности: - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); в правоохранительной деятельности: - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); В результате изучения учебного курса «Правоохранительные органы» обучаемые должны: знать: - понятие системы правоохранительных органов и правоохранительной деятельности; - какие принципы лежат в основе правоохранительной деятельности; - основные цели, задачи правоохранительной деятельности; - роль и место правоохранительных органов в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации; - нормативные акты, регламентирующие правовые и организационные основы правоохранительной деятельности. - конституционные основы (принципы) правосудия; - принципы и основы устройства судебной системы в Российской Федерации, сравнительные аспекты с зарубежными государствами; - особенности устройства каждого звена судебной системы, его места в судебной системе, судебной компетенции, кадрового состава; - основы и отдельные положения статуса судей в Российской Федерации (порядок наделения полномочиями, прекращения полномочий, неприкосновенность, государственная защита, гарантии неприкосновенности); - принципы организации прокуратуры в Российской Федерации, компетенцию органов прокуратуры, их систему; - устройство и кадровый состав каждого звена в системе органов прокуратуры; требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокурорских работников, порядок их назначения, освобождения от должности; - системы и структуры органов, а также статус их сотрудников в отношении всех остальных изучаемых органов и организаций – органов предварительного расследования, юстиции, адвокатуры, нотариата; уметь: - давать определения основным понятиям по изучаемой дисциплине; - выделять основные направления деятельности изученных правоохранительных органов; - выделять различные виды процессуальных и иных документов, выносимых должностными лицами правоохранительных органов, основания их вынесения; - разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов; - определять направления и формы взаимодействия различных правоохранительных органов, выполняющих аналогичные виды правоохранительной деятельности; - работать с нормативными актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, работать с документами правового характера, нормативными актами, ориентироваться на исполнение законов в различных ситуациях профессиональной деятельности владеть: - юридической терминологией; - навыками работы с правовыми актами; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики. 1. Общие методические указания по изучению дисциплины Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое и семинарские занятия; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного обучения. Занятия проводятся в активных и интерактивных формах. Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер. Учебная дисциплина обеспечена лекциями по всем темам и фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным темам либо вопросам. Чтение лекций от занятия к занятию должно носить поступательно усложняющийся характер. От наглядно обзорной информации к систематизации учебного и нормативного материала, от четких понятийных формулировок к раскрытию их содержания и толкованию, от изученного и накопленного материала к анализу взаимосвязей между понятиями и положениями закона, между предписаниями различных нормативных актов, между статьями одного нормативного акта. Общая схема обучения от общего к частному и от общей информации к ее аналитической привязке к конкретным социальным условиям составляют основу методической работы преподавателя на первом курсе. При чтении лекций преподавателю необходимо усложнять систематизацию и глубину подаваемого материала как внутри тем, так и по темам, не смотря на то, что при начале изучения каждого правоохранительного органа кажется, что нужно начинать сначала. Увеличение систематизирующего и аналитического материала в лекции предполагает постановку преподавателем задачи перед студентами по подготовке к прослушиванию следующей лекции. По мере увеличения прочитанных лекций этот объем самостоятельной работы студентов должен быть увеличен. Связь предварительной подготовки студентов к лекциям и усложняющегося материала лекций способствует формированию у студентов умения сосредотачиваться на изучаемом материале, самостоятельно находить простой информационный материал о правоохранительном органе и воспитывает ответственность студента перед собой за свою учебу, получаемые знания и их уровень. Подача материала и его объем на лекции планируется преподавателем. На семинарских и практических занятиях рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы курса, по изучаемым темам. Цель семинарских и практических занятий заключается в том, чтобы на основе получаемых знаний добиться понимания студентом преподаваемого материала курса в прикладном аспекте для возможности его дальнейшего использования в практической деятельности юриста. Задачи семинарских и практических занятий: детальная проработка вопросов конкретных тем курса «Правоохранительные органы»; закрепление и углубление знаний по конкретным темам; получение навыков профессионального и социального общения между специалистами в области юриспруденции и обычными гражданами; привитие культуры ведения предметного диалога; предоставление студентам возможности самовыражения с необходимой по ситуации корректировкой их поведения; комплексный контроль уровня усвоения материала аудиторией. Для решения этих задач на занятиях используются: элементы ролевых игр; имитация возможного поведения субъектов складывающихся правовых отношений; анализ конкретных ситуаций и правовых коллизий; применение метода наблюдения студентами за ведущейся дискуссией с последующей правовой оценкой ее результатов с их стороны. Для освоения курса «Правоохранительные органы» обучающимся необходимо постоянно пользоваться имеющимися учебниками последних лет издания и дополнительной литературой: монографиями, учебными пособиями, лекциями, журнальными статьями. Более качественной подготовке к семинарским и практическим занятиям способствует предварительная тщательная самостоятельная подготовка обучающихся, а также ознакомление с материалами, публикуемыми в юридических журналах: «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Следователь» и др. Самостоятельная работа является основной формой изучение дисциплины «Правоохранительные органы» обучающимися по заочной форме обучения. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 52 часов. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирование, обобщение положительной практики оперативных подразделений, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью и подготовку письменных контрольных работ; подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и др.) и выполнение соответствующих заданий; выполнение исследовательских работ, письменных контрольных работ, рефератов, докладов, презентаций и т. п.; выступление с докладами и сообщениями на научных мероприятиях различного уровня, подготовку к экзамену Главная задача самостоятельной работы – приобретение учебных и научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме. Формы контроля самостоятельной работы: - контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п., выполненных заданий (на практических занятиях); - проверка выполненной письменной домашней контрольной работы; - тестирование; Итоговая форма контроля – экзамен. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы для очной формы обучения Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
3. Содержание дисциплины 3.1. Содержание разделов дисциплины
3. 2. Содержание дисциплины: |
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | ||
Рабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное... Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»... | Учебно-методический комплекс уголовное право направление 030900 юриспруденция «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовное право» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично... | ||
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Федерального... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... Рабочая программа учебной дисциплины «Правоохранительные органы» подготовлена Свешниковой С. Г., к ф н., доцентом кафедры общественных... | ||
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Бюджетное право и процесс» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Иностранный язык в юриспруденции» Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 030900 «Юриспруденция» (от 4 мая... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. Воронова. Правовое регулирование рынка недвижимости. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900. 62... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Государственная власть... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр» Банковское право: комплекс учебно-методических материалов для студентов заочного обучения – Калининград: 2013. 37с | Программа дисциплины «Судебная власть и правоохранительные органы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»,... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра | Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... |