Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика»
страница1/4
Дата публикации09.01.2015
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

ПСИХОДИАГНОСТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

КРАСНОЯРСК 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности 050706 «Педагогика и психология» состоит из следующих элементов:

  1. Пояснительной записки, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Психодиагностика».

  2. Общей программы дисциплины, включающей в себя:

    1. выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050706 «Педагогика и психология»;

    2. рабочую модульную программу дисциплины «Психодиагностика»;

    3. учебно-методическую карту дисциплины «Психодиагностика»;

    4. карту самостоятельной работы студента по дисциплине «Психодиагностика»;

    5. протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности;

    6. лист внесения изменений;

    7. анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по дисциплине «Психодиагностика»

    8. карту литературного обеспечения дисциплины «Психодиагностика»;

    9. карту обеспеченности учебными материалами дисциплины «Психодиагностика»;

    10. карту обеспеченности оборудованием дисциплины «Психодиагностика»;

  3. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психодиагностика»

  4. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Психодиагностика», который представлен тестами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  5. Вопросов к экзамену и заданием по контрольной работе, которые являются итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психодиагностики.

.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра психологии

ПСИХОДИАГНОСТИКА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: 050706 «Педагогика и психология»,

специализация «Практическая психология»

Рабочая программа составлена к.пс.н., доцентом О.В. Баркановой

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии

«__»____________201 г.
Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук

к.пс.н., доцент
Одобрено научно-методическим советом специальности «Психология и педагогика»

«___»____________2011 г.
Председатель НМСС

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Дисциплина «Психодиагностика» входит в цикл специальных дисциплин учебного плана.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста


Индекс


Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов


СД.Ф.10

Психодиагностика

Предмет, объект, история и задачи психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психологический прогноз. Понятие методики, теста. Функции методик и тестов. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала. Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы.

170



Выписка из учебного плана специальности 050706.65 «Педагогика и психология» об объеме дисциплины «Психодиагностика» и видах учебной работы (заочная форма обучения; 3,5 года обучения)



Вид учебной работы

Всего

часов


кредитов

Общая трудоёмкость работы

170

4,7

Лекции

14

0,4

Семинары







Лабораторные занятия







Практические занятия







КСР







Самостоятельная работа

156

4,3

Курсовая работа







Реферат







Другие виды внеаудиторных занятий







Виды итогового контроля

Контрольная работа, экзамен

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Курс «Психодиагностика» относится к дисциплинам специального цикла Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс включает рассмотрение фундаментальных теоретических вопросов психологической диагностики и её прикладных аспектов. Студенты, будущие педагоги-психологи, должны не только владеть знаниями об уровнях психического и личностного развития человека, но и уметь определять эти уровни у конкретного клиента, компетентно используя различные психодиагностические средства.

К теоретическим вопросам, изучение которых предусмотрено курсом «Психодиагностика», относятся краткая история становления и развития психодиагностики как теоретической и практической дисциплины, методологические и психометрические основы психодиагностики, базовые категории психодиагностики.

На занятиях студенты анализируют и сравнивают различные психодиагностические подходы и методы (историю создания конкретного метода, методологическое основание, особенности использования), учатся анализировать конкретные ситуации в психодиагностической работе; отрабатывают навыки работы с конкретными психодиагностическими методиками, умения организации и проведения психодиагностического обследования.

Курс «Психодиагностика» изучается у студентов 2 курса заочного отделения и включает в себя 14 часов аудиторных лекционных занятий и 156 часа самостоятельной работы студента. Итоговой формой контроля является контрольная работа и экзамен.

Преподавание дисциплины «Психодиагностика» является обязательным для подготовки педагогов-психологов ИППО КГПУ им. В. П. Астафьева. Данная программа освоения учебного материала соответствует требованиям Государственного стандарта РФ и учитывает специфику подготовки студентов по специальности 050706 – Педагогика и психология.

Изучение данной дисциплины актуализирует знания студентов, полученные при изучении общей психологии, возрастной психологии, психологии личности, методологии и методов психолого-педагогических исследований, прохождения психолого-педагогических практикумов.

Знания и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Психодиагностика», в дальнейшем могут быть реализованы при прохождении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психологическое консультирование», «Методы активного социально-психологического обучения», а также при прохождении психолого-педагогической практики в разных звеньях школы и ВУЗе.

Прохождение курса «Психодиагностика» позволит в будущем студентам-выпускникам ВУЗа работать в качестве практических психологов в образовательных учреждениях разного типа, осуществляя психодиагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую и просветительскую работу с учениками, родителями и педагогами.

Целью преподавания дисциплины является обеспечение освоения студентами знаний о психодиагностике как теоретической и практической дисциплине. Также цель курса состоит в том, чтобы содействовать становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций, состоящих из следующих структурных элементов:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по алгоритму, образцу;

  • опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ценностных ориентаций.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

    1. Содействовать развитию у студентов:

      • способности использовать освоенное содержание курса для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем;

      • интегральных информационных и коммуникативных способностей;

      • обобщенных навыков профессионального и культурного поведения;

      • способов организации собственной деятельности.

    2. Обеспечить практически-продуктивную направленность курса на основе использования трехуровневой психологической закономерности обучения при моделировании учебного процесса, а именно: на лекциях обеспечить качественный уровень понимания изучаемого материала, на практических занятиях – качественный уровень усвоения, на практических занятиях – качественный уровень применения знаний, навыков и умений.

    3. Способствовать формированию профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств психолога-диагноста, позволяющих применять их в ходе прохождения психолого-педагогической практики в образовательных учреждениях.

При прохождении дисциплины «Психодиагностика» студенты должны:


  1. Знать:

    • методологические основы психодиагностики;

    • базовые категории психодиагностики;

    • классификации психодиагностических методов,

    • конкретные психодиагностические методики;

    • психометрические основы психодиагностики;

    • требования к организации и проведению психодиагностического обследования;

    • профессионально-этические нормы психодиагностики.

  2. Уметь:

  • анализировать психологические тексты;

  • сравнивать различные научные подходы и теории личности, сопоставлять психические факты и явления;

  • соотносить теорию с практикой (приводить примеры);

  • доказывать, аргументировать собственные утверждения;

  • оценивать качество психодиагностических средств с точки зрения психометрики;

  • конструировать психодиагностические методики;

  • анализировать конкретные запросы клиентов, переформулировать их в психологическую проблему, формулировать психодиагностические гипотезы, выбирать и применять адекватные психодиагностические методики;

  • организовывать и проводить конкретное психодиагностическое обследование, формулировать диагноз и прогноз, разрабатывать психолого-педагогические рекомендации;




  1. Выполнять программы занятий.




  1. Выполнять самостоятельную работу по курсу.

Содержание дисциплины
Модуль 1

Раздел 1. История психодиагностики

Краткий курс истории психодиагностики. Предпосылки зарождения психодиагностики в античности. Источники психодиагностики в 19 веке: экспериментальная психология, дифференциальная психология, тестология. Предмет истории психодиагностики. Этапы становления психодиагностики как науки и практики, трудности в процессе становления науки. Психодиагностика в России. Советский период психодиагностики. Современное состояние психодиагностики: проблемы и перспективы.

Раздел 2. Понятие о психодиагностике

Определение термина «психодиагностика». Предмет психодиагностики. Психодиагностика как теоретическая дисциплина, ее объект, предмет, цели и задачи. Психодиагностика как практическая дисциплина: ее объект, предмет, цели и задачи. Области применения психодиагностики. Место психодиагностики среди других направлений работы практического психолога. Профессиональная компетентность психолога-диагноста.

Модуль 2

Раздел 3. Организация и проведение психодиагностического обследования

Понятие «клиент», «заказчик», «пользователь». Ситуации в психодиагностической работе: экспертизы и психологической помощи. Ситуация экспертизы: специфика, заказчики, требования к проведению обследования и составлению психологического заключения. Ситуация психологической помощи (консультирования): специфика, установление раппорта, особенности взаимодействия с клиентом. Позиции психолога в ходе консультирования, типичные ошибки психолога-консультанта. Особенности психодиагностического обследования взрослых, детей. Сообщение результатов психодиагностического обследования. Основная документация психолога-диагноста.

Раздел 4. Этапы психодиагностического обследования

Основные этапы психодиагностического обследования: изучение запроса, формулирование психологической проблемы, выдвижение гипотез, подбор психодиагностических методов обследования, проведение психодиагностического обследования, постановка психологического диагноза и прогноза, разработка психолого-педагогических рекомендаций или коррекционно-развивающих программ. Планирование психодиагностической работы. Постановка цели и задач психодиагностического обследования. Типы запросов. Сбор предварительной информации. Анамнез. Психодиагностические гипотезы. Получение диагностической и информации с помощью различных методов. Психологический диагноз: виды и уровни. Норма и отклонения от нормы. Психологический прогноз. Выводы и психолого-педагогические рекомендации. Требования к психолого-педагогическим рекомендациям.

Раздел 5. Профессионально–этические принципы психодиагностики

Этические и социальные аспекты психодиагностики. Квалификация психодиагноста и его профессиональная компетентность. Требования к личности психодиагноста. Основные этические проблемы психодиагностики. Основные профессионально-этические принципы психодиагностики. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик. Требования к методикам. Требования к пользователям. Использование психодиагностических методик специалистами-смежниками.

Модуль 3

Раздел 6. Базовые категории психодиагностики

Проблемы методологии психодиагностического исследования. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «техника». Функции методик и тестов: выделение и измерение. Общая характеристика диагностической системы. Методологические основы диагностического исследования. Схема исследовательской работы психолога-диагноста. Технология создания и адаптации психодиагностических методик. Сущность личности в различных психологических подходах (психоаналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный, полифонический), их специфика, достоинства и недостатки.

Раздел 7. Психометрические основы психодиагностики

Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Понятие и виды валидности. Понятие и виды надёжности. Понятие достоверности, репрезентативности в психодиагностике. Технология создания и адаптации психодиагностических методик. Стандартизация и объективность тестовых показателей. Стандартизированные и нестандартизированные методики. Основные этапы обработки результатов психодиагностического исследования. Тестовые нормы. Методы статистической обработки материалов психодиагностического исследования. Интерпретация материалов. Требования к разработчикам и пользователям тестов.

Модуль 4

Раздел 8. Психодиагностические методы

Классификации методов психодиагностики, основания для классификации методов психодиагностики. Вербальные и невербальные методы психодиагностики. Объективные и субъективные методы психодиагностики. Тесты как метод психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Тесты интеллекта. Тесты специальных способностей. Тесты достижений. Личностные опросники (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Опросники черт личности. Опросники типологические. Опросники мотивации. Опросники интересов. Опросники ценностей. Опросники установок. Проективные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Методики изучения экспрессии (анализ почерка, анализ речевого общения). Методики катарсиса (психодрама, проективная игра). Методики изучения продуктов творчества (рисуночные тесты). Интерактивные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Беседа. Ролевые игры. Обучающий эксперимент. Наблюдение как метод психодиагностики (определение, виды, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению).
Темы лекций

№ п/п

Раздел дисциплины

Темы лекций

Модуль 1

1

Лекция №1: История психодиагностики. Понятие о психодиагностике.

Модуль 2

2

Лекции № 2-3: Организация и проведение психодиагностического обследования. Этапы обследования.

Модуль 3

3

Лекции № 4-5: Базовые категории психодиагностики. Психометрические основы диагностики.

Модуль 4

4

Лекции № 6-7: Психодиагностические методы.


Учебно-методическое обеспечение лекций
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политическое лидерство для студентов очной формы обучения по направлению 030201....
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65...
Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск