Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» ПСИХОДИАГНОСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ КРАСНОЯРСК 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности 050706 «Педагогика и психология» состоит из следующих элементов:
. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра психологии ПСИХОДИАГНОСТИКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050706 «Педагогика и психология», специализация «Практическая психология» Рабочая программа составлена к.пс.н., доцентом О.В. Баркановой Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии «__»____________201 г. Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук к.пс.н., доцент Одобрено научно-методическим советом специальности «Психология и педагогика» «___»____________2011 г. Председатель НМСС ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Дисциплина «Психодиагностика» входит в цикл специальных дисциплин учебного плана. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста
Выписка из учебного плана специальности 050706.65 «Педагогика и психология» об объеме дисциплины «Психодиагностика» и видах учебной работы (заочная форма обучения; 3,5 года обучения)
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Курс «Психодиагностика» относится к дисциплинам специального цикла Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс включает рассмотрение фундаментальных теоретических вопросов психологической диагностики и её прикладных аспектов. Студенты, будущие педагоги-психологи, должны не только владеть знаниями об уровнях психического и личностного развития человека, но и уметь определять эти уровни у конкретного клиента, компетентно используя различные психодиагностические средства. К теоретическим вопросам, изучение которых предусмотрено курсом «Психодиагностика», относятся краткая история становления и развития психодиагностики как теоретической и практической дисциплины, методологические и психометрические основы психодиагностики, базовые категории психодиагностики. На занятиях студенты анализируют и сравнивают различные психодиагностические подходы и методы (историю создания конкретного метода, методологическое основание, особенности использования), учатся анализировать конкретные ситуации в психодиагностической работе; отрабатывают навыки работы с конкретными психодиагностическими методиками, умения организации и проведения психодиагностического обследования. Курс «Психодиагностика» изучается у студентов 2 курса заочного отделения и включает в себя 14 часов аудиторных лекционных занятий и 156 часа самостоятельной работы студента. Итоговой формой контроля является контрольная работа и экзамен. Преподавание дисциплины «Психодиагностика» является обязательным для подготовки педагогов-психологов ИППО КГПУ им. В. П. Астафьева. Данная программа освоения учебного материала соответствует требованиям Государственного стандарта РФ и учитывает специфику подготовки студентов по специальности 050706 – Педагогика и психология. Изучение данной дисциплины актуализирует знания студентов, полученные при изучении общей психологии, возрастной психологии, психологии личности, методологии и методов психолого-педагогических исследований, прохождения психолого-педагогических практикумов. Знания и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Психодиагностика», в дальнейшем могут быть реализованы при прохождении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психологическое консультирование», «Методы активного социально-психологического обучения», а также при прохождении психолого-педагогической практики в разных звеньях школы и ВУЗе. Прохождение курса «Психодиагностика» позволит в будущем студентам-выпускникам ВУЗа работать в качестве практических психологов в образовательных учреждениях разного типа, осуществляя психодиагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую и просветительскую работу с учениками, родителями и педагогами. Целью преподавания дисциплины является обеспечение освоения студентами знаний о психодиагностике как теоретической и практической дисциплине. Также цель курса состоит в том, чтобы содействовать становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций, состоящих из следующих структурных элементов:
Задачи курса состоят в том, чтобы:
При прохождении дисциплины «Психодиагностика» студенты должны:
Содержание дисциплины Модуль 1 Раздел 1. История психодиагностики Краткий курс истории психодиагностики. Предпосылки зарождения психодиагностики в античности. Источники психодиагностики в 19 веке: экспериментальная психология, дифференциальная психология, тестология. Предмет истории психодиагностики. Этапы становления психодиагностики как науки и практики, трудности в процессе становления науки. Психодиагностика в России. Советский период психодиагностики. Современное состояние психодиагностики: проблемы и перспективы. Раздел 2. Понятие о психодиагностике Определение термина «психодиагностика». Предмет психодиагностики. Психодиагностика как теоретическая дисциплина, ее объект, предмет, цели и задачи. Психодиагностика как практическая дисциплина: ее объект, предмет, цели и задачи. Области применения психодиагностики. Место психодиагностики среди других направлений работы практического психолога. Профессиональная компетентность психолога-диагноста. Модуль 2 Раздел 3. Организация и проведение психодиагностического обследования Понятие «клиент», «заказчик», «пользователь». Ситуации в психодиагностической работе: экспертизы и психологической помощи. Ситуация экспертизы: специфика, заказчики, требования к проведению обследования и составлению психологического заключения. Ситуация психологической помощи (консультирования): специфика, установление раппорта, особенности взаимодействия с клиентом. Позиции психолога в ходе консультирования, типичные ошибки психолога-консультанта. Особенности психодиагностического обследования взрослых, детей. Сообщение результатов психодиагностического обследования. Основная документация психолога-диагноста. Раздел 4. Этапы психодиагностического обследования Основные этапы психодиагностического обследования: изучение запроса, формулирование психологической проблемы, выдвижение гипотез, подбор психодиагностических методов обследования, проведение психодиагностического обследования, постановка психологического диагноза и прогноза, разработка психолого-педагогических рекомендаций или коррекционно-развивающих программ. Планирование психодиагностической работы. Постановка цели и задач психодиагностического обследования. Типы запросов. Сбор предварительной информации. Анамнез. Психодиагностические гипотезы. Получение диагностической и информации с помощью различных методов. Психологический диагноз: виды и уровни. Норма и отклонения от нормы. Психологический прогноз. Выводы и психолого-педагогические рекомендации. Требования к психолого-педагогическим рекомендациям. Раздел 5. Профессионально–этические принципы психодиагностики Этические и социальные аспекты психодиагностики. Квалификация психодиагноста и его профессиональная компетентность. Требования к личности психодиагноста. Основные этические проблемы психодиагностики. Основные профессионально-этические принципы психодиагностики. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик. Требования к методикам. Требования к пользователям. Использование психодиагностических методик специалистами-смежниками. Модуль 3 Раздел 6. Базовые категории психодиагностики Проблемы методологии психодиагностического исследования. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «техника». Функции методик и тестов: выделение и измерение. Общая характеристика диагностической системы. Методологические основы диагностического исследования. Схема исследовательской работы психолога-диагноста. Технология создания и адаптации психодиагностических методик. Сущность личности в различных психологических подходах (психоаналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный, полифонический), их специфика, достоинства и недостатки. Раздел 7. Психометрические основы психодиагностики Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Понятие и виды валидности. Понятие и виды надёжности. Понятие достоверности, репрезентативности в психодиагностике. Технология создания и адаптации психодиагностических методик. Стандартизация и объективность тестовых показателей. Стандартизированные и нестандартизированные методики. Основные этапы обработки результатов психодиагностического исследования. Тестовые нормы. Методы статистической обработки материалов психодиагностического исследования. Интерпретация материалов. Требования к разработчикам и пользователям тестов. Модуль 4 Раздел 8. Психодиагностические методы Классификации методов психодиагностики, основания для классификации методов психодиагностики. Вербальные и невербальные методы психодиагностики. Объективные и субъективные методы психодиагностики. Тесты как метод психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Тесты интеллекта. Тесты специальных способностей. Тесты достижений. Личностные опросники (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Опросники черт личности. Опросники типологические. Опросники мотивации. Опросники интересов. Опросники ценностей. Опросники установок. Проективные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Методики изучения экспрессии (анализ почерка, анализ речевого общения). Методики катарсиса (психодрама, проективная игра). Методики изучения продуктов творчества (рисуночные тесты). Интерактивные методы психодиагностики (определение, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Беседа. Ролевые игры. Обучающий эксперимент. Наблюдение как метод психодиагностики (определение, виды, область применения, достоинства и недостатки, требования к проведению). Темы лекций
Учебно-методическое обеспечение лекций |
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политическое лидерство для студентов очной формы обучения по направлению 030201.... | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... |