Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык





Скачать 293.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык
страница1/2
Дата публикации13.01.2015
Размер293.57 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________/_Н.К. Фролов_/

__________________/_Т.Н. Рацен_/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания ___20.04_2011, протокол № _10__.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___14______стр.

Завкафедрой ______________________________/Фролов Н.К./

«____20__»____04_______ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011, протокол № __1_

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра общего языкознания



Фролов Н.К., Рацен Т.Н.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Фролов Н.К., Рацен Т.Н. История отечественного языкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, ___ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История отечественного языкознания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Оригинал хранится в учебной части Института гуманитарных наук.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К., заведующий кафедрой общего языкознания



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Фролов Н.К., Рацен Т.Н., 2011.

Пояснительная записка:


    1. Цели и задачи дисциплины

Теория и история языкознания имеют ту особенность, которая характеризует их взаимопроникновение с момента их появления на историческом небосклоне: нет истории без теории, как и невозможна теория без истории. Их эволюция отличается синхронным взаимовлиянием и взаимодействием, что обеспечивало динамизм развития того и другого. В современном языкознании вполне определено различают такие понятия, как способ и метод, представляющий собой понятие о познании и пути познания, обоснование системы знаний, как совокупности приемов и операций теоретико-практического освоения языковой действительности. Способ же — это образ действий, помогающий осуществить или материализовать сам процесс знания. Способы организации и построения теоретико-практической деятельности находятся в органической связи с методами познания окружающего человека мира как раз и репрезентируют суть методологии, т.е. учения о научном познании и принципов организации теоретико-практических штудий.

История отечественного языкознания - раздел лингвистики, изучающий сущность языка как объективного социального явления. Он охватывает существенное и общее во всех языках, так как природа языка и его свойства инвариантны для всех конкретных языков. Единым является и понимание языка как семантической структуры, и как знаковой системы особого рода. Краткая история теории языкознания предваряет основные разделы курса и служит ориентиром в понимании современных аспектов теории науки о языке.

Цель дисциплины – сформировать у аспирантов осмысленное понимание методологии и теории языка.

Основными задачами являются:

  • осмысление объекта и предмета языковедения, его места в кругу лингвистических и нелингвистических дисциплин;

  • ознакомление аспирантов с историей отечественного языкознания;

  • изучение основных проблем и методов языкознания;

  • углубленное познание исторических процессов во всех языках, их интерпретация отечественными языковедами, философами, историками, психологами;

  • формирование у аспиранта основных общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины.



    1. Место дисциплины в структуре ООП


В учебном плане обучения в аспирантуре по специальности 10.02.01 «Русский язык» дисциплина «История отечественного языкознания» относится к факультативным дисциплинам цикла.

Курс является продолжением и логическим завершением нормативного теоретического курса учебного плана бакалавров и специалистов «Общее языкознание» и предполагает основным объектом курса – основополагающий раздел теоретического языкознания, предметом познания которого является теоретическая история поэтапного развития языкового сознания, совершенствования знания о функциях языка и речи.



  1. 3. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация профессиональной деятельности (ОК-8);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

  • способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа интерпретации текста, представления об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1):

  • владения базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследование, приемами библиографического описании; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научной дискуссии, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия и термины науки о языке, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

  • Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

  • Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр _____2________. Форма промежуточной аттестации зачет, Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетные единицы ______72___ часа, из них лекционных – 22 часа.

  1. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Фор-мы конт-роля

    лекции*





    самостоятельная работа*

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    Объект и предмет истории отечественного языкознания. Общие проблемы курса.

    7

    2

    5



    конспект

    2

    Методы и способы, методология и методика лингвистических исследований.

    7

    2

    5



    конспект

    3

    Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Первый этап.

    7

    2

    5

    1

    конспект, презентация

    4

    Второй этап в развитии сравнительно-исторического языкознания.

    7

    2

    5



    конспект,тест

    5

    Развитие русского языкознания в середине XIX века.

    7

    2

    5

    1

    конспект, реферат

    6

    Третий этап в развитии сравнительно-исторического языкознания.

    6

    2

    4



    конспект

    7

    Развитие лингвистики в России (конец XIX – начало XX вв.)

    7

    2

    5

    1

    конспект, тест

    8

    Четвертый этап развития общего и сравнительного языкознания. Структуральные течения в лингвистике.

    5

    2

    3



    конспект, реферат

    9

    Развитие советского языкознания в довоенный период

    6

    2

    4



    конспект

    10

    Развитие отечественного языкознания в 50-90-е г. XX в.

    7

    2

    5

    1

    конспект,тест

    11

    Современное языкознание. Основные направления современных лингвистических учений

    6

    2

    4

    1

    конспект,тест, реферат



    Итого:

    72

    22

    50

    5





    из них часов в интерактивной форме



    5



    5



Таблица3.

    4. Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Объект и предмет истории отечественного языкознания. Общие проблемы курса.

конспект, составление глоссария

Подготовка к деловым и ролевым играм

5

2

Методы и способы, методология и методика лингвистических исследований.

конспект




5

3

Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Первый этап.

конспект

презентация

5

4

Второй этап в развитии сравнительно-исторического языкознания.

конспект, тест




5

5

Развитие русского языкознания в середине XIX века.

Конспект, Подготовка к методу проектов




5

6

Третий этап в развитии сравнительно-исторического языкознания.

конспект

портфолио

4

7

Развитие лингвистики в России (конец XIX – начало XX вв.)

конспект

реферат

5

8

Четвертый этап развития общего и сравнительного языкознания. Структуральные течения в лингвистике.

конспект

тест, портфолио

3

9

Развитие советского языкознания в довоенный период

конспект




4

10

Развитие отечественного языкознания в 50-90-е г. XX в.

конспект

Эссе по фильму «Развитие отечественного языкознания в 50-90-е г. XX в.»

5

11

Современное языкознание. Основные направления современных лингвистических учений

конспект, реферат

тест

4




ИТОГО:







50




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Лингвистика текста

+

+
















+

+

+

+

2.

Историческая стилистика

+































3.

История и методология лингвистических исследований (теоретический курс)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Методология лингвистических исследований (аспирантский семинар)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


6. Содержание тем лекционных занятий

Тема 1. Объект и предмет истории отечественного языкознания. Общие проблемы курса.

Предмет и объект истории отечественного языкознания. Общие проблемы курса. Основная проблематика истории отечественного языкознания на современном этапе его развития. Связь истории отечественного языкознания с другими гуманитарными и негуманитарными дисциплинами.

Тема 2. Методы и способы, методология и методика лингвистических исследований.

Когнитивные способы лингвистики. Методы изучения лингвистики. Сравнительная и сопоставительная методика. Математические приемы описания языка. Типология приемов лингвистического анализа. Методы прикладного языкознания.

Тема 3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Первый этап.

Труды Расмуса Раска. Теория агглютинации Франца Боппа. "Немецкая грамматика" Якова Гримма. Иосиф Добровский и Александр Христофорович Востоков. Значение "Рассуждения о славянском языке" Востокова для развития отечественного сравнительного языкознания.

Тема 4. Второй этап в развитии сравнительно-исторического языкознания.

Основные этапы творческого пути Гумбольдта. Интерпретация сущности языка и мышления. Учение о происхождении и развитии языка. Определение внутренней формы языка и его антиномии. Натуралистическая концепция А. Шлейхера. Психологизм в лингвистических воззрениях Г. Штейнталя. Пути становления общего языкознания.

Значение этих лингвистических достижений для отечественного языкознания.

Тема 5. Развитие русского языкознания в середине XIX века.

Труды И.И.Срезневского и Я.К. Грота по лексикографии и истории русского языка. Вклад Ф.И. Буслаева в развитие сравнительно-исторического языкознания. Лингвистические взгляды А.А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова.

Тема 6. Третий этап в развитии сравнительно-исторического языкознания.

Младограмматическое направление и взгляды ученых младограмматической школы. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции. Учение о звуковых законах и диалектах. Проблемы синтаксиса. Достижения и недостатки учения младограмматиков. Сторонники младограмматического направления В России.

Тема 7. Развитие лингвистики в России (конец XIX – начало XX вв.).

Лингвистические концепции И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.О. Шахматова и М.М. Покровского. Московская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа.

Тема 8. Четвертый этап развития общего и сравнительного языкознания. Структуральные течения в лингвистике.

Жизненный и творческий путь Ф. де Соссюра. Теория языка и речи. Язык как система. Проблемы знаковой природы языка. Учение о синхронии и диахронии. Влияние взглядов Ф. де Соссюра на последующее развитие отечественной науки о языке.

Пражская лингвистическая школа (функциональная лингвистика). Датский структурализм (глоссематика). Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).

Тема 9. Развитие советского языкознания в довоенный период.

Языкознание в 1920-е годы: Н.Я. Марр, И.И.Мещанинов, Л.В. Щерба, В.А. Богородицкий. Языкознание в 1930-40 гг. Д.Н.Ушаков, Е.Д. Поливанов, С.П. Обнорский, В.В.Виноградов и др. Языкознание на современном этапе. Лингвистические школы Москвы, Ленинграда и др.

Тема 10. Развитие отечественного языкознания в 50-90-е г. XX в.

Преодоление культа личности в отечественном языкознании. Структурализм и отечественное языкознание. Развитие лингвистической мысли в трудах Т.П. Ломтева, С.И. Ожегова, Ф.П. Филина, П.С. Кузнецова, Б.А. Ларина и др. Зарождение психолингвистики и социолингвистики.

Тема 11. Современное языкознание. Основные направления современных лингвистических учений.

Основное направления современных лингвистических учений: коммуникативная лингвистика, лингвистика текста, когнитивная лингвистика. Компьютерная лингвистика. Психо- и социолингвистика.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Темы для самостоятельного изучения:

  1. Зарождение науки о языке. Зачатки языкознания в Египте и Месопотамии.

  2. Языкознание в Древней Индии и Древнем Китае.

  3. Греко-Римское языкознание.

  4. Языкознание в Средневековой Европе.

  5. Эпоха Возрождения и языкознание.

  6. Гипотезы о происхождении языка.

  7. Язык, народ, раса.

  8. Язык народности и национальный язык.

  9. Литературный язык. Типы языковой нормы.

  10. Язык как общественное явление. Сущность языковой и речевой деятельности людей.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей
Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
«Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 Русский язык iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности...


Школьные материалы



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск