МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт права социального управления и безопасности УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Конституционное право Направление подготовки
031001 «Правоохранительная деятельность»
Степень выпускника
СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения
очная, заочная
Ижевск 2013
1. Цели и задачи дисциплины курса.
Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
осуществления нормотворческой, правоприменительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органах;
осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ.
Специалист по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» должен решать следующие профессиональные задачи:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм;
властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органах, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов;
консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;
участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, правоохранительной деятельности, безопасности личности.
После изучения теоретических разделов курса программы Специалист по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» должен иметь представление:
об основных этапах развития Конституционного права ;
о месте и значении Конституционного права как отрасли права, как науки и учебного курса, а также о практическом значении Конституционного права ;
об основных аспектах влияния Конституционного права на развитие других отраслей права.
Помимо общих профессиональных задач, в процессе изучения курса «Конституционное право» специалист по направлению подготовки (специальности) 031001 « Правоохранительная деятельность» должен знать:
основные закономерности развития Конституционного права в целом, его отдельных конституционно-правовых институтов;
механизмы функционирования конституционно-правовых институтов, и принципы, лежащие в их основе;
пути и направления развития Российского государства и общества;
уметь:
делать обобщения особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов в РФ; источников Конституционного права ;
пользоваться Конституцией РФ и другими источниками, анализировать их содержание;
формулировать выводы по отдельным проблемам Конституционного права и уметь обосновывать свои выводы;
владеть:
навыками оперировать понятиями, принципами, категориями в области Конституционного права ;
методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на их деятельности государственных и общественных институтов.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части профессионального цикла ООП. 2.2. Дисциплина адресована- направление подготовки 031001 «Правоохранительная деятельность». Степень выпускника - СПЕЦИАЛИСТ
2.3 Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.
Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Кроме того до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.
Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника.
Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях. 2.3. Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное право» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.
Конституционное право вооружает студентов:
способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации;
способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов;
способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности;
навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;
основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции:OK-1 , ОК-2, ОК-3,ОК-4, ОК-5,ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-11
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению отраслевых дисциплин и дисциплин профильной подготовки. Программа дисциплины построена линейно - хронологически, в ней выделены разделы:
Раздел I. Введение в конституционное право Российской Федерации
Раздел II. Основы конституционного строя Российской Федерации
Раздел III. Основы конституционно-правового статуса человека и гражданина Российской Федерации.
Раздел IV. Федеративное устройство России.
Раздел V. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)
в результате освоения дисциплины 3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1);
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11); В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.
основные особенности становления и развития Государства и права России, государства и права зарубежных стран;
Уметь:
● обобщать полученные знания в области конституционного права;
● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
●толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
● анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
● применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
и формируемых компетенций Очная форма обучения
№
п/п
|
Разделы, темы дисциплины
|
Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
| Пк-1
| Пк-2
| Пк-3
| Пк--4
| Пк-5
| Пк-11
|
| Семестр 2
| Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 1
| Конституционное право в системе российского права. Наука Конституционного права
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
|
| +
|
| 2
| 2
| Конституция Российской Федерации и ее развитие
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
|
| +
| +
| 3
| Раздел II ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 3
| Основы конституционного строя Российской Федерации
|
| 2
| 6
| 3
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| 4
| Раздел III ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 4
| Основы правового статуса личности в Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 5
| Гражданство Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 6
| Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 7
| Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| 8
| Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| Раздел IV ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
| 9
| Федеративное устройство России
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
|
|
| Раздел V СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 10
| Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 11
| Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 12
| Президент Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 13
| Федеральное Собрание Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
| +
|
| +
| +
| +
| +
| 5
| 14
| Правительство Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 15
| Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 16
| Конституционный Суд Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 17
| Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 18
| Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| Форма промежуточной аттестации –экзамен
|
5. Содержание дисциплины (программа курса) Раздел I
5.1. Темы и их аннотации ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|